Posted 18 ноября 2004,, 21:00

Published 18 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Три богатыря

Три богатыря

18 ноября 2004, 21:00
Удивительно, но факт: за то время, что в России существует профессиональный бокс, а это почти пятнадцать лет, ни один наш соотечественник в самой престижной супертяжелой весовой категории не добился сколь-нибудь заметных успехов. И ведь не скажешь, что перевелись богатыри на земле русской – в вольной, греко-римской бор

Начнем с того, что в дивизионе тяжеловесов куда более прочные позиции имеет наш ближайший сосед – Украина. Виталий Кличко – действующий чемпион мира, его брат Владимир входит во все рейтинги. Этого уже достаточно. А ведь есть еще восходящая звезда Александр Димитренко. Ему всего 21 год, но он уже одержал более 10 побед нокаутом и не испытывал горечи поражения. Димитренко уже вымахал за два метра и грозит превзойти габаритами знаменитых братьев Кличко. Кстати, Саша в свое время, еще в любителях, стал по юниорам чемпионом... России, но на Украине ему были предложены условия, которые у нас предложить не смогли. Или не захотели.

Можно вспомнить и еще одного незаурядного украинского супертяжа Владимира Вирчиса, послужной список которого – 16-0 – тоже о многом говорит. Или Тараса Биденко, которого, как и Димитренко, «ведут» промоутеры «Универсум» – крупнейшей европейской боксерской «конюшни».

Небольшой, но все же кузницей талантов можно назвать еще одну бывшую советскую республику – Узбекистан. Здесь родился 35-летний Олег Маскаев, наделавший несколько лет назад много шума победой над Хасимом Рахманом и некоторыми другими американцами. Но из-за пяти поражений нокаутами его карьера забуксовала, и вряд ли даже он, человек с несгибаемым характером, сможет в будущем претендовать на что-то серьезное. Многие любители бокса нашей страны небезосновательно считают его своим. Олег и сам заявлял, что считает себя русским, но действительность такова, что на данный момент он гражданин Узбекистана. Как и Руслан Чагаев, творивший на любительском ринге чудеса, побеждавший великого кубинца Феликса Савона. В профессионалах он уже получил прозвище Белый Тайсон и попал под опеку все того же Клауса-Петера Коля, который «открыл» миру братьев Кличко и держит под контролем, похоже, всех талантливых боксеров из Восточной Европы и Азии. В том, что Чагаева ждет блестящее будущее, сомневаться не приходится. То же самое можно сказать и о его соотечественнике Тимуре Ибрагимове, также пока только побеждающего на рингах России и США. Неплохой подбор атлетов для двух стран, не правда ли? А что же наши?



Ленивый Заур

Вообще в неофициальном рейтинге российских супертяжей всего около двух десятков (для сравнения американцев – порядка четырех-пяти сотен). Сразу оговоримся, что большинство из них провели меньше десятка боев или имеют в своей карьере поражений больше, нежели побед. Их мы в расчет не принимаем. Не будем обращать внимания и на таких боксеров, как, например, Алексей Варакин, чередующих победы с поражениями и на какой-то прорыв в супертяжелом весе не претендующих. И таких, как Заур Абдулгамидов, которого в Германии, где он живет, тренируется и выступает, зовут Балу Зауэр. При внушительных физических данных – рост под два метра, вес около 115 кг – он с ленцой относится к своей профессии и уже давно не прогрессирует. И вроде бы послужной список у него неплохой – 17 побед и 2 поражения, только вот потерпел он их нокаутом, да еще в тех поединках, которые давали ему шанс сделать скачок в карьере, – в битвах за титул Интерконтинентального чемпиона IBF. У 25-летнего Николая Попова ситуация схожая. Если на домашних рингах 195-сантиметровый гигант способен побить любого, то стоило ему в этом году выехать в США, как он сразу потерпел два поражения от очень посредственных по штатовским меркам противников. Дай, конечно, Бог, чтобы Николай прибавил, это вполне возможно, но пока о его перспективах говорить рано, слишком они туманны. Кто же остается? Остаются всего три богатыря, очень разные и разными путями пробивавшие себе путь в этом жестком виде спорта.



Николай Валуев.

Зверь из Книги рекордов

Самый известный из этой «большой тройки», безусловно, Николай Валуев. Его знают даже люди, очень далекие от бокса. Еще бы, ведь он внесен в Книгу рекордов Гиннесса – в мире никогда не было, да и вряд ли когда-нибудь будет, боксера с ростом 2 метра 16 сантиметров и весом около 150 килограммов. Он оказался на ринге через баскетбольную секцию – его отправили на тренировки боксеров наращивать мышечную массу, Николай пришел да так с ними и остался. И массу нарастил ого-го. На его счету сейчас 38 побед (29 нокаутов) и ноль в графе поражения. Он был чемпионом России, Тихоокеанско-Азиатской ассоциации, а в октябре выиграл у итальянца Паоло Видоза бой за титул Интернационального чемпиона WBA. Казалось бы, ну чем не суперзвезда? Но если внимательно присмотреться, то выясняется, что соперники у Валуева были куда ниже уровнем его самого. Единственное известное имя – Марсело Домингес, бывший чемпион мира, но в более легком весе. И в поединке с невысоким, «пожилым», гораздо менее габаритным аргентинцем Валуев испытал существенные проблемы.

Дело здесь, на мой взгляд, в том, что лет пять-шесть назад Николай остановился в боксерском развитии. Вина здесь целиком и полностью лежит на его тренерском штабе, которому легких побед над «мешками» было вполне достаточно. Ныне Валуев находится под крылом второго по могуществу немецкого промоутера, Вилфреда Зауэрланда, который понимает, что дальше подставлять под него второклассников нельзя, но нельзя также и выводить на него по-настоящему матерых и искусных спортсменов. Зауэрланд, хочется надеяться, будет постепенно повышать уровень противников Николая и доведет своего подопечного в конце концов до серьезных титульных боев. В худшем варианте развития сценария немцы могут и дальше работать на миф о непобедимости Зверя с Востока (такое вот неприятное прозвище закрепилось за этим, поверьте, обаятельным и умным человеком). Тогда придется забыть о больших победах и вообще о настоящем боксе. 20 ноября Валуеву предстоит первая защита титула, и в следующем году ему уже нужно выступать на более высоком уровне. Ему 31 год – прекрасный возраст для раскрытия потенциала современного супертяжа. А через пару лет поезд может уйти, и никакой безупречный послужной список не сделает боксера Валуева знаменитым, если он не использует свой шанс сегодня.



Денис Бахтов.

Бой с Быком

Эта же дата, 20 ноября, может стать поворотным моментом в карьере другого россиянина – Дениса Бахтова. Показательно, что оба поединка пройдут в рамках одного боксерского вечера. Денис также будет отстаивать пояс Интернационального чемпиона, только по версии WBC. Кстати, и Николай, и Денис – питерцы. Но на этом их сходство и заканчивается. Если Валуев почти наверняка расправится со своим очередным проходным оппонентом, то для Бахтова ситуация складывается почти из серии «пан или пропал». Его соперником станет Босфорский Бык Синан Самил Сан, бывший чемпион Европы. Достаточно сказать, что в прошлом году он нокаутировал Дэнни Уильямса, который, в свою очередь, не так давно завалил самого Майка Тайсона. Самил Сан сейчас в расцвете сил и драться будет на своей территории – несмотря на то, что является этническим турком, родился и выступал он в Германии. Денису придется очень тяжело,

но если он выдержит, одолеет Быка, то перед ним открываются блестящие перспективы. Сначала на европейском уровне, затем на мировом. Шансы у Бахтова есть, за последнее время он существенно вырос. И обладает одним очень хорошим качеством, которое Андрей Шкаликов (в прошлом двукратный чемпион Европы) охарактеризовал так: «Для него существуют авторитеты. То есть он умеет слушать старших и более опытных боксеров и тренеров. А то ведь большинство молодых после первых побед начинают думать, что уже все знают».

Я был на тренировке Дениса, пообщался с Игорем Шафером, патриархом промоутерского и менеджерского цеха России, который работает с Бахтовым, и могу сказать: боксер спокойно и целенаправленно готовился к бою, никакой паники и страха перед соперником у него нет. Да и выступать на публике, болеющей против, Денису не привыкать – он провел несколько боев в Англии и знает, что это такое. Так что для 26-летнего супертяжа наступает момент истины. Он не проигрывает уже на протяжении четырех лет, на него готов сделать ставку знаменитый британский промоутер Фрэнк Уоррен. Так что остается пожелать Бахтову удачи, а потенциал его очень богат.



Султан Ибрагимов.

Султан с Панамой

Будучи старше Бахтова и младше Валуева, Султан Ибрагимов начал свое восхождение в профи позже обоих, в мае 2002 года. И если последние сперва пробовали свои силы в России, то команда Султана сразу же приняла ответственное решение – его карьера должна развиваться в Америке, где проще попасть в орбиту внимания специалистов бокса и при хорошем исходе добиться права на крупные бои. На имидж Ибрагимова играла серебряная медаль Олимпиады в Сиднее – это все-таки дорогого стоит. Честно говоря, были опасения, что не слишком высокому и не массивному россиянину элементарно не хватит габаритов для противостояния с огромными чернокожими соперниками. Однако Султан, сохранив прекрасную технику и высокую скорость, постепенно набрал вес (перед последним поединком он даже превысил центнер). Начал он прекрасно – на пять побед он затратил всего лишь шесть (!) раундов. Но в марте прошлого года ему пришлось вернуться на родину, после чего возникли проблемы с получением американской визы. Год получился фактически потерянным – пять боев, что он выиграл, не дали почти ничего из-за невысокого уровня сопротивления. А вот нервотрепка – пустят обратно в Америку, не пустят? – не могла не подействовать.

В то же время Ибрагимову повезло с тренером. С ним согласился работать Панама Льюис. Этот выдающийся специалист воспитал многих чемпионов мира, и багаж его знаний таков, что впору энциклопедию писать. Он верит в Султана и постепенно передает ему свой опыт. Что касается визы, она, наконец, была получена, и уже в октябре Ибрагимов завоевал свой первый титул в профессиональном боксе, став чемпионом Азиатско-Тихоокеанского отделения WBO. Что автоматически вводит его в рейтинг этой организации. А это шанс заполучить серьезного соперника для серьезного поединка. И, скорее всего, уже в следующем году выяснится, выйдет Султан на уровень важных турниров или же превратится в очередного «ремесленника», как называют в Штатах бойцов среднего уровня, не хватающих звезд с неба. Хотелось бы верить, что пройдет первый вариант.



Профессиональные любители

Да, пока будущее наших супертяжей неопределенное. В настоящем никого из них нельзя назвать состоявшимся, а уж тем более выдающимся профессиональным боксером. Правда, справедливости ради скажем, что сейчас вообще нет таких. Бокс превратили в «кормушку», шоу-бизнес, а сам спорт отошел на второй или третий план. На вершину можно протащить таких сереньких бойцов, как, например, Джон Руис или Лэймон Брюстер. Впрочем, даже при отсутствии ярких звезд средний уровень американских тяжей намного выше среднего уровня их российских коллег. И тому есть две основные причины. Первая, как всегда, экономическая. Бокс в России не приносит атлетам те деньги, которые обеспечили бы им приличную жизнь. Только большие таланты, выступающие в Европе или за океаном, или бойцы, которых поддерживает та или иная этническая диаспора, получают гонорары, сопоставимые с тем, сколько здоровья они теряют. Тогда как в США любой пацан знает: если он выйдет хотя бы на средний уровень, то сможет гарантировать себе безбедное существование. Особенно это касается супертяжей, которых в принципе значительно меньше, чем боксеров в других весовых категориях. Да и ответственность у них иная – ведь какие удары принимают на себя!

Вторую причину очень четко обрисовал уже упоминавшийся Игорь Шафер, стоявший у истоков развития профессионального бокса в нашей стране. Сначала боксерский талант нужно отыскать, а так как в бокс крупные ребята идут реже, чем, например, в борьбу, то сделать это уже само по себе непросто. Затем одаренного парня нужно готовить к выступлениям в профи с 15–17-летнего возраста. Если он задерживается в любителях лет до 25, потом перестроить его – задача весьма проблематичная. Ведь ставка у профи делается в основном на силовое давление, на удар, а в боксе любительском – на скоростные комбинации. Поэтому не секрет, что даже чемпиону мира Алексею Лезину и олимпийскому триумфатору Александру Поветкину (которому прочили светлое будущее и в профессионалах, но он пока не решил, что будет делать дальше) трудно рассчитывать на легкий успех в новом, по сути, виде спорта. А в Америке любительский ринг считается всего лишь ступенькой для перехода в профи, которая дает необходимый опыт встреч, но не более того. У нас же эти течения – профессиональное и любительское – зачастую просто конфликтуют.

Вот и получается, что выбирать особенно не из кого. Остается мириться с имеющимся положением дел и надеяться, что кто-то из наших бойцов сотворит чудо.

"