Posted 18 сентября 2012,, 20:00

Published 18 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 02:24

Updated 8 марта, 02:24

Илья Ковальчук

Илья Ковальчук

18 сентября 2012, 20:00
«Новые Известия» продолжают публикацию своих архивных материалов в преддверии 15-й годовщины газеты. Сегодня мы предлагаем читателям интервью со звездой российского хоккея, двукратным чемпионом мира Ильей КОВАЛЬЧУКОМ. Этот разговор состоялся в апреле 2005-го, когда в Национальной хоккейной лиге был локаут. Тогда еще 21

– Илья, вы сами-то книжку про себя читали?

– Конечно.

– Как впечатления?

– Интересно было вспомнить, как все начиналось. Там очень подробно рассказывается, например, о моих первых шагах в хоккее. На самом деле эта книжка – своеобразное пособие для родителей, которые, возможно, хотят отдать своих детей в хоккей и вообще в спорт. Знаю, дома, в Твери, многие обращались к отцу с просьбой написать такую книгу. И он в конце концов решил сделать это. Человек он грамотный, поэтому получилось интересно. Мне очень понравилось.

– А каким Илья Ковальчук получился в этой книге? Отцу, наверное, трудно объективно относиться к своему сыну...

– Трудно, но он и не старался скрыть свой взгляд. Он пишет о том, как сильно хотел, чтобы его сын стал хоккеистом. Раньше, допустим, считалось, что у спортсменов – а мой отец был спортсменом, играл в баскетбол – очень редко рождаются мальчики. Когда отец ждал второго ребенка, он думал, что опять родится девочка. Ей даже придумали имя – Олеся, но появился я. Таких любопытных деталей в книге много.

– Путь от Твери до Атланты был трудным?

– Нелегким – это точно. И я очень благодарен своей семье. Если бы не она, кто знает, прошел бы я этот путь. А так есть что вспомнить. Было много команд. Один год в «Динамо» играл, потом в «Спартаке», в сборных различных... Конечно, было много труда, пота... Очень тяжело было закрепиться в «Атланте» в 18 лет...

– А не приходилось еще сталкиваться с таким мнением: мол, не рано ли Ковальчук книжки начал писать?

– Согласен, я не Ларионов, не Фетисов, не Буре, чтобы рассказывать о себе. Но эта книга – не мои мемуары, а действительно пособие на тему «Как стать хоккеистом». К тому же это инициатива отца. Человек на пенсии, решил написать. Что здесь плохого?

– Продолжение последует?

– Сами же сказали – рано еще книжки писать. Может, лет через десять, под конец карьеры. А почему нет, если это будет кому-нибудь нужно, полезно?

– А это правда, что ваш любимый писатель – Сервантес?

– Откуда вы это взяли?

– На вашем сайте прочитал.

– Наверное, там что-то перепутали. Детективы – да, читаю. Журналы, газеты. Времени-то особо на чтение нет, тем более на серьезную литературу. Постоянно в разъездах.

– Илья, в вашей карьере есть темные пятна. Не знаю, написано ли о них в книге. Например, про ваши сложные отношения с тренерами. Вы конфликтовали не только с Зинэтулой Билялетдиновым, но и с Петром Воробьевым, Виктором Тихоновым, энхаэловскими специалистами...

– Все это рабочие моменты. Не все люди могут сработаться друг с другом. Проблемы здесь нет, просто надо работать в разных командах.

– Вы считаете, что игрок вправе публично критиковать тренера в прессе?

– По-моему, у нас свободная страна, и я имею право высказывать собственное мнение. Я никому его не навязываю, но и не отказываюсь от своих слов.

– Это значит, что если бы Билялетдинов не ушел из сборной, вы ни при каких обстоятельствах не поехали бы на чемпионат мира?

– Да. Уверен, пользу бы команде наше сотрудничество не принесло.

– После отставки Билялетдинова для вас ситуация разрешилась положительным образом. Тем не менее не могу не спросить, почему, на ваш взгляд, буквально перед каждым крупным турниром у нас постоянно что-то происходит? То, что игроки отказываются от сборной, мы уже привыкли, но ведь и тренеры все чаще так поступают...

– У нас и так после каждого чемпионата мира меняют тренера. Не дают людям шанс сделать команду. Может, отсюда и отказы игроков, которые не чувствуют, что у нас есть команда. Конечно, тренер обязан давать результат, но чемпионат мира очень скоротечный турнир, в котором многое зависит от удачи. Это тоже надо учитывать.

– Как я понял, от нынешнего сезона вы не в восторге. Критиковали не только Билялетдинова, но и вообще российский хоккей. На ваш взгляд, он слишком оборонительный...

– Критиковал я не хоккей, а судейство. Все говорят, что у нас слишком много грязи, «крючков», зацепов, которые мешают хорошим игрокам проявить свое мастерство. А лига в России очень интересная. Другое дело – энхаэловцам к ней надо привыкать. Думаю, единицам удалось сразу заиграть в российском чемпионате. Да, наверное, никому. Даже Ягр поначалу выглядел не лучшим образом.

– Чтобы повысить качество нашего хоккея, надо разобраться только с судейством? Или, может, стоит изменить какие-то правила?

– Если бы площадки сделали поменьше, игра была бы гораздо быстрее, острее и зрелищнее. А правила...

– В НХЛ сейчас вроде подумывают о том, чтобы расширить размер ворот.

– Я против. Это гандбол получится.

– Но вы же форвард. Забивать больше будете.

– Нет, все равно против... У хоккея есть история, традиции... Нет, это неправильно. Можно уменьшить размер щитков вратарей, ввести, как в Европе, серии буллитов после овертайма...

– Хотя что сейчас об этом рассуждать, если еще неизвестно, состоится ли следующий сезон в НХЛ. Вы что по этому поводу думаете?

– Здесь пока полная неизвестность. Все зависит от двух человек – лидеров НХЛ и профсоюза, которые никак не могут договориться. По-моему, чтобы дело сдвинулось, нужно уволить одного из них. Но даже если сезон будет, не факт, что я вернусь в НХЛ. У меня сейчас нет контракта с «Атлантой», и не думаю, что переговоры по нему пройдут быстро. Так что не исключаю, что и следующий сезон проведу в России.

– А вдруг, если хоккеисты и владельцы клубов будут упорствовать и дальше, НХЛ вообще прекратит свое существование. Так, может, имеет смысл пойти на уступки?

– Я считаю, хоккеисты в любом случае не должны соглашаться на ограничение, так называемый потолок зарплаты. Иначе мы проиграем. А что касается распада НХЛ, не думаю, что в сложившейся ситуации нельзя найти компромисс, устраивающий обе стороны.

Пока СКА нужен скорее Брызгалов, нежели Ковальчук

Санкт-петербургский СКА, который и до подписания контракта с Ильей Ковальчуком очень высоко котировался в Континентальной хоккейной лиге, начал регулярный чемпионат не лучшим образом. В понедельник армейцы с Невы потерпели уже третье поражение в шести матчах – на сей раз от словацкого «Слована» в Братиславе со счетом 2:4. Причем страдает пока у фаворита прежде всего игра в защите, о чем красноречиво свидетельствуют 20 пропущенных шайб. Между тем «Слован», новичок КХЛ, уже имеет со СКА одинаковое количество очков (девять), а другой зарубежный дебютант лиги – чешский «Лев» и вовсе укрепил свои позиции в группе лидеров (14 баллов), одержав пятую победу в «регулярке». Пражане уверенно разделались в Минске с «Динамо» – 4:0, что крайне редко кому удается. А скоро у «Льва» станет на два «острых зуба» больше, ведь клуб подписал контракты с энхаэловскими форвардами Иржи Гудлером («Детройт») и Якубом Ворачеком («Филадельфия»). Более убедительно, чем «Лев», в понедельник выиграл казанский «Ак Барс», разгромивший в Омске «Авангард» 5:0. Руководство двукратного обладателя Кубка Гагарина в день матча объявило, что не планирует заключать соглашения с хоккеистами из НХЛ лишь на время локаута, и команда тут же продемонстрировала, что в принципе она и так хороша. Отметим, что два гола «ястребам» забил Алексей Морозов (и еще отдал одну результативную передачу). Трудные два очка добыл в Чехове в поединке с «Витязем» ЦСКА, взявший верх лишь по буллитам (общий итог 5:4). «Вели игру, счет был 4:1, все спокойно... Не знаю, что потом случилось, – размышлял вслух на пресс-конференции главный тренер красно-синих Валерий Брагин. – Будем серьезно разговаривать с народом. Договаривались же, что надо с самого начала и до конца играть, но собранности не хватает». Действительно, новый клуб-«олигарх» КХЛ пока тоже выглядит посредственно. Зато появились слухи, что в ближайшее время армейцы усилятся самым высокооплачиваемым голкипером Национальной хоккейной лиги Ильей Брызгаловым, который получал в своей «Филадельфии» где-то под 6 млн. долларов за сезон. Валерий РУБЦОВ

"