Posted 18 сентября 2008,, 20:00

Published 18 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:57

Updated 8 марта, 07:57

Хищный оскал клуба

Хищный оскал клуба

18 сентября 2008, 20:00
Спортивных команд и обществ в мире великое множество, и точно так же велико разнообразие клубных эмблем. Какие-то из них поражают своей оригинальностью, а какие-то – несуразностью. Так, стартовавший недавно Открытый чемпионат России по хоккею – он же первенство Континентальной хоккейной лиги – явил миру новую команду «

С «Атлантом» разобраться не сразу, но удалось. Вообще, морда, изображенная на форме хоккеистов, жутко напоминает портрет взбесившегося белого медведя. И у неподготовленного болельщика могут возникнуть вопросы. Ведь в Подмосковье («Атлант» базируется в Мытищах) белые мишки если и водятся, то только на конфетных обертках. Да и там с пометкой – что, мол, с Севера эта животина. В итоге выяснилось, что изображен на свитерах все-таки не белый медведь, а собака породы алабай, или среднеазиатская овчарка. Из огня, как говорится, да в полымя – Мытищи вроде совсем в другом регионе находятся. Не говоря уже о том, что логичнее всего на эмблеме смотрелся бы, собственно, сам Атлант – крепкий такой мужик, при всех своих, что называется, достоинствах. И из одежды, разумеется, только коньки. Хотя откуда атланты, пришедшие к нам из древнегреческой мифологии, в современных Мытищах? Объяснение появлению алабая все же нашлось. Оно, не обессудьте уж, на уровне слухов. Говорят, собачка сия очень нравится одному из владельцев команды. А хозяин, как известно, барин.

«Агрессивная» эмблема вполне соответствует манере игры хоккеистов «Трактора».
Фото: WWW.HCTRAKTOR.RU

Где без белых медведей не сумели обойтись, так это в Челябинске. Суровый край настоящих мужчин, как известно, представлен в КХЛ командой «Трактор». Клуб этот с традициями, подарил отечественному хоккею немало суперзвезд. Но вот эмблему решили на Урале сделать отрешенной от прошлого. Злобный мишка, перекусывающий клюшку, – вот кто гипнотизирует соперников с формы челябинских хоккеистов. Правда, вызывает некоторые вопросы нарисованная рядом шайба – она по диаметру почему-то намного больше и клюшки, и медвежьей морды.

А вообще же белые медведи в хоккее, надо сказать, популярны. Достаточно вспомнить известнейший немецкий клуб «Айсбэрен». Есть в хоккейном мире и другие «медвежьи» коллективы – американские команды различных лиг «Ноксвилл Айс Беарз», «Миссури Стэйт Айс Беарз». И даже в жаркой Австралии хоккейный клуб «Сидней Беарз» изобразил на своем логотипе полярного зверя. Кстати, именно у австралийцев медведь получился, на наш субъективный взгляд, самым злобным.

Индеец – это не банально

В заокеанской Национальной хоккейной лиге команд с интересными эмблемами тоже хватает. Практически у всех есть своя предыстория. Расскажем лишь о некоторых из них. Так, один из самых популярных клубов НХЛ в России – «Детройт Ред Уингз» – обязан своим логотипом (красное колесо с крыльями) Джеймсу Норрису, канадскому предпринимателю, который приобрел эту команду (тогда она называлась «Соколы») в начале 1930-х годов прошлого века. Дело в том, что Норрис входил в молодости в Монреальскую любительскую атлетическую ассоциацию, эмблема которой представляла собой крылатое колесо. Вот новый хозяин и решил – хоккейной команде из Детройта, Города моторов, такой символ тоже придется очень кстати. Колесо – это очевидная параллель с автомобилями, а крылья подчеркивают мощь и скорость.

Любопытная история у эмблемы клуба «Бостон Брюинз», основанного в 1924 году. Эту команду часто неофициально называют «мишками», но с первого взгляда не совсем понятно почему – ведь медведя вроде бы нет ни в логотипе, ни в названии. На самом деле «брюин» – это все-таки медведь, только сказочный. Основатель «Бостона» Чарльз Адамс был, видимо, человеком с фантазией. И на эмблеме зверь какое-то время красовался, но его в тех же 1930-х решили заменить простой латинской буквой «B». Она заключена в некоторое подобие велосипедного колеса, которое в действительности таковым не является. То, что воспринимается как спицы, на самом деле есть дороги, ведущие к Бостону со всех сторон. И все же бостонцы с середины 1990-х годов иногда выходят на лед с медведем на груди. Это так называемая альтернативная форма команды, а медведя, говорят, нарисовал маленький сын владельца клуба.

Наконец, расскажем еще об одной команде НХЛ из тех, что с традициями. «Черные ястребы» из Чикаго – вполне обыденное для хоккейного клуба название, если бы не его эмблема. На ней нарисована вовсе не птица, а почему-то индеец. Оказывается, дело в том, что представитель коренного населения Америки с таким прозвищем был героем войны с бледнолицыми. Какое, вы спросите, он имеет отношение к хоккею? Да никакого. Дело в том, что Фредерик Маклафлин, бизнесмен, который привез в Чикаго хоккейную команду, воевал во время Первой мировой в дивизии, называвшейся «Черные ястребы». Именно отсюда было взято название для ледового коллектива. А индейца Маклафлин разместил, просто чтобы не банально было.

Подарок короля Альфонсо

Истории возникновения эмблем знаменитых футбольных клубов не менее любопытны. Особенно это касается команд с традициями, существующими много лет. Взять, например, всем известный мадридский «Реал». Начать стоит с того, что в 1902 году, когда был основан этот клуб, он назывался вовсе не «Реалом», а просто «футбольным клубом Мадрида». Переплетение латинских букв F, C и M (от испанского Madrid Club de Futbol) и стало первой эмблемой этой команды. В 1920 году король Испании Альфонсо XIII взял ее под свой патронат. Тогда-то и появилось название «Реал» (или «королевский»), а в логотипе возникла корона. Но через 11 лет в стране провозгласили республику, и мадридский клуб мгновенно лишился своих роялистских символов. Зато в эмблему добавили наклонную полосу темно-синего цвета, символизирующую регион Кастилию. В 1941 году, вскоре после окончания гражданской войны, «Реал» вновь обрел и название, и корону в логотипе. Ну и полосу кастильскую убирать не стали. С тех пор принципиально эмблема «Реала» не менялась. Разве что семь лет назад ее самую малость модернизировали в связи, как было сказано, с наступлением нового века. Наклонную полосу «посинее», к примеру, сделали.

Менялся и логотип главного и принципиальнейшего соперника «Реала» по чемпионату Испании – «Барселоны». И тоже в принудительном порядке. Изначально эмблема «Барсы» делилась на три части. В левом верхнем углу красовался крест Святого Георгия, покровителя Англии. Он появился по той причине, что у истоков возникновения команды стояли в том числе и англичане. Кстати, первоначальное название клуба тоже было «аглицким» – Football Club Barcelona. Правый верхний угол представлял собой флаг Каталонии, столицей которой, как известно, является этот город. А нижняя часть логотипа – это сине-гранатовые цвета формы команды со старенького такого образца с футбольным мячом посередине. Так вот, после все той же гражданской войны у «Барсы» отобрали право использовать в эмблеме каталонский флаг. А заодно заставили переименоваться с английского на испанский манер – в Club de Futbol Barcelona. Лишь в 1974 году «наезды» на «Барселону» прекратились – клубу было позволено вернуть и историческое название, и логотип. Таковыми они остаются и поныне.

Под знаком царя змей

В американском спорте (хоккее, баскетболе, футболе, бейсболе) эмблема – это визитная карточка любой команды. В ней используются изображения акул, медведей, лосей, оленей, волков, собак, дельфинов и других представителей фауны. В России, вернее, еще в Советском Союзе, все было скромно – буква «С», «Д», «Т» в ромбике, да и все. Никаких зверюшек и других экспромтов. Но ситуация изменилась. Так, в эмблеме хоккейного «Авангарда» из Омска красуется ястреб. Женский баскетбольный клуб УГМК (Екатеринбург) выбрал себе лисицу. У футбольного «Шинника» – медведь, который, правда, перешел в логотип клуба из герба Ярославля. Символ футбольной «Томи» – конь. Кроме того, на эмблеме сибиряков написано латинское изречение Sui generis, что означает «особенный, из ряда вон выходящий». И действительно, томский конь по кличке Лазурный – особенный. Несколько лет его выводили на поле перед матчами команды. Но в один прекрасный момент скакуна решили отправить на пенсию в связи с преклонным возрастом. Тогда болельщики взбунтовались – клуб стал проигрывать. По настойчивым просьбам фанатов коня вернули.

Если бросить взор на другие клубы футбольной премьер-лиги, у нальчикского «Спартака» в эмблеме «сидит» орел. А владивостокский «Луч-Энергия» запатентовал изображение уссурийского тигра. Дальше всех пошел казанский «Рубин», в логотипе которого присутствует мифический царь змей Зилант. Говорят, в свое время известный колдун уничтожил всех змей. Уцелел только Зилант. По легенде, и он был уничтожен другим колдуном, но миф о нем живет до сих пор. Да и колдуны в Казани, по слухам, существуют. Каждый клуб старается как-то идентифицировать себя и привлечь внимание болельщиков с помощью ярких ходов.

Хотя вот, скажем, болельщики «Локомотива» гордятся буквой «Л». И локомотив на клубной эмблеме их не раздражает. Московский «Спартак» – это по-прежнему просто буква «С» в ромбе, а «Динамо» – соответственно «Д». Ну плюс еще футбольный мяч. Так называемые спортивные снаряды вообще традиционно используются в качестве идентификации команд. Понятно, что в хоккейной символике превалируют клюшки и шайбы, в футбольной, волейбольной, баскетбольной, гандбольной – мячи, сетка, корзины...

Не надо дизайна

Кстати, болельщикам не все равно, что изображено на эмблемах их любимых клубов. И, как показывает практика, в большинстве своем они стоят горой за сохранение традиций. Так, фанаты футбольного столичного «Спартака» требуют от руководства, чтобы в знаменитом ромбике больше не было мяча. По их мнению, некогда единое спартаковское общество не должно делиться по разным видам спорта. Долгие споры ведутся на тему, откуда появилась эмблема питерского «Зенита», напоминающая стрелку. Многие считают, что она напоминает стрелку Васильевского острова. И в Санкт-Петербурге есть желающие заменить этот рисунок на что-нибудь более понятное. Но есть и те, кто категорически против перемен. Они считают, что нынешняя эмблема символизирует необходимость постоянного движения вперед. И далеко не все динамовские болельщики в восторге от того, что в ромбе с буквой «Д» есть футбольный мяч или клюшки для хоккея с мячом. Большинство приходит к выводу, что незамысловатый ромбик с буквой «Д» должен быть единым для всех динамовских коллективов, а ухищрения дизайнеров здесь ни к чему. Так что трудно представить, что на эмблеме ЦСКА, «Спартака» или «Динамо» появится пингвин, олень или зубр. Хотя хоккейный ЦСКА в свое время пытался «подружиться» с пингвином – на фоне сотрудничества с клубом НХЛ «Питсбург Пингвинз». Но тогда и ЦСКА было два, а со временем все как-то устаканилось.

Очевидно, что клубы с давней историей дорожат своим брендом, который помнит не одно поколение болельщиков. А молодым коллективам очень даже позволительно экспериментировать в поисках своего «я» и своих поклонников. Однако иногда это приводит и к конфликтам. Так, итальянский «Милан» обратился в Международную федерацию футбола с жалобой на то, что подмосковные «Химки» практически скопировали его эмблему. Дело в том, что химчане и цветовую гамму выбрали идентичную – красно-черную, да еще и мяч Лиги чемпионов в эмблему встроили, который был зарегистрирован как торговый знак «Милана». Пришлось герб изменить. Не «Милану», конечно.

"