Posted 18 июля 2013,, 20:00

Published 18 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:57

Updated 8 марта, 04:57

В расход

В расход

18 июля 2013, 20:00
Уже в следующем сезоне Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) проверит клубы Старого Света на предмет их соответствия так называемому финансовому «фэйр-плей». К 2014 году отрицательная разница между доходами и расходами команд не должна превышать 45 млн. евро. В ином случае последуют санкции, вплоть до исключени
Сюжет
Футбол

Концепция финансового «фэйр-плей» была утверждена УЕФА еще в сентябре 2009 года. В полном объеме ее нормы вступят в силу через год, а пока подходит к концу трехлетний переходный период (2011–2014). Главная суть концепции – расходы клубов не должны превышать их доходы. По ходу сезона-2013/14 специально созданная рабочая группа по финансовому контролю даст оценку тому, смогли ли клубы выйти на уровень безубыточности за 2012–2013 годы. По новым правилам отрицательный баланс может составлять не более 5 млн. евро за три сезона. Или – не более 45 млн. евро, если владелец клуба согласен компенсировать дефицит из собственных средств. В случае невыполнения этих требований УЕФА обещает применять серьезные дисциплинарные меры – от простого предупреждения и крупного штрафа до дисквалификации команды из Лиги чемпионов и Лиги Европы. «Исключений не будет ни для кого», – уверяет президент УЕФА Мишель Платини.

Российские клубы лишь недавно стали проявлять серьезную обеспокоенность по поводу финансового «фэйр-плей». Не секрет, что по уровню расходов некоторые из них уже подобрались к грандам мирового футбола, а вот с доходной частью все значительно сложнее. Средняя посещаемость чемпионата России вот уже 15 лет находится на уровне 11–13 тыс. зрителей, большинство матчей проходят при полупустых трибунах, на продаже атрибутики серьезные деньги тоже не зарабатываются. Даже контракты с телевизионщиками не приносят значимых дивидендов. Практически не извлекают прибыль наши команды и от трансферной деятельности. В той же Европе отечественные «кудесники мяча» абсолютно не востребованы. Просто невозможно себе представить, чтобы, например, французский «Пари Сен-Жермен» заплатил сейчас 64 млн. евро не за уругвайца Эдинсона Кавани, а за какого-нибудь российского футболиста. Да что 64 миллиона, хотя бы за пять продать – уже проблема... Зато сами на трансферы и зарплаты игрокам мы тратим десятки, а то и сотни миллионов евро.

«В настоящее время ни один российский клуб не соответствует требованиям финансового «фэйр-плей», – заявил недавно патрон санкт-петербургского «Зенита», председатель совета директоров «Газпрома» Алексей Миллер. Но в качестве выхода из ситуации предложил побыстрее организовать Объединенный чемпионат России и Украины, несмотря на то, что УЕФА и ФИФА (Международной федерации футбола) эта идея категорически не нравится. Так что до российско-украинского объединения пока как до Луны, а финансовому «фэйр-плей» нужно будет соответствовать уже очень скоро.

На прошлой неделе состоялось специальное собрание клубов премьер-лиги как раз на эту тему. Его итог: исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан заявил о том, что надо создать рабочую группу, которая будет искать пути безболезненной адаптации наших команд к новым финансовым правилам. Правда, неожиданно выяснилось, что два российских клуба уже выдержали предварительную проверку УЕФА – «Зенит» и ЦСКА. Хотя в деталях о данном факте широкой публике ничего неизвестно. И, честно говоря, есть очень большие сомнения на счет того, что тот же ЦСКА, не имеющий даже собственного стадиона, соответствует или близок к тому, чтобы соответствовать финансовому «фэйр-плей». То же самое касается «Зенита». Даже его генеральный директор Максим Митрофанов косвенно это признал, заявив, что российским клубам надо решить две главные проблемы: отсутствие качественных стадионов и неразвитость рынка телевизионных прав. «Зенит» эти проблемы, как и остальные, естественно, не решил.

Любопытно, что на вышеупомянутом собрании даже не звучали призывы к экономии. Наоборот, наша премьер-лига вроде бы собирается обратиться к УЕФА с просьбой сделать для нее исключение, а именно – увеличить стартовый уровень дефицита бюджета с 45 до 60 млн. евро! Мотивируя это тем, что в таком случае российский футбол обязательно совершит серьезный скачок в развитии, но не прямо сейчас, а в будущем. «УЕФА не ставит перед собой задачу наказывать клубы, его цель – развивать футбол», – считает Митрофанов. В общем, создается впечатление, что менеджеры наших команд абсолютно не готовы к финансовому «фэйр-плей» и с трудом понимают, как ему можно соответствовать.

Действительно, взять опять же «Зенит». За три последних сезона питерский клуб только на приобретение новичков потратил свыше 160 млн. евро. И это без учета миллионов, которые ушли на зарплаты футболистам и тренерам. Чтобы сводить, выражаясь бухгалтерским языком, дебет с кредитом, коллективу из Северной столицы необходимо зарабатывать сопоставимые суммы. Но как это делать, если за три последних года «Зенит» выручил от продажи игроков, по данным авторитетного портала transfermarkt.de, не более 5 млн. евро!

Или коснемся другой важной статьи доходов любого серьезного европейского клуба – продажи билетов и абонементов на матчи. К примеру, мадридский «Реал» заработал на этом по итогам прошлого года порядка 250 млн. евро. Показатели «Зенита», озвученные как-то тем же Митрофановым, колеблются на уровне 13 млн. евро! Причем питерцам в этом плане расти больше некуда. Их новая арена давно стала самым дорогим спортивным долгостроем, а принадлежащий городу стадион «Петровский» способен вместить максимум 21,5 тыс. зрителей. И, разумеется, даже постоянные аншлаги на нем особых барышей «Зениту» не приносят. Тем более что клуб ежегодно вкладывает в содержание и ремонт старенького сооружения на берегу Невы парочку-другую миллионов евро.

Наши клубы все еще не научились зарабатывать деньги на футболе.
Фото: FC-ZENIT.RU

Теперь атрибутика. Лучшие команды нашей страны только сейчас начинают по-настоящему развивать сети лицензированных магазинов со своей фирменной продукцией. Дальше остальных здесь продвинулся тот же «Зенит», продающий около 50 тыс. футболок в год. Солидный результат по российский меркам, но невероятно скромный для Европы. Для справки: испанская «Барселона» ежегодно реализует более 1 млн. фирменных маек, а английский «Манчестер Юнайтед» – почти 1,5 млн.

«У «Анжи» сейчас два фирменных магазина в Махачкале, – сообщили «НИ», например, в дагестанском клубе. – Планируем открыть еще восемь «фан-шопов», которые будут размещаться в гипермаркетах, аэропортах… Также готовится к открытию интернет-магазин нового формата. Финансовый «фэйр-плей»? Мы не испытываем по этому поводу особого беспокойства. На данный момент претензий со стороны УЕФА к нам нет».

Как и в «Зените», в «Анжи» делают акцент на том, что клуб не стоит на месте и постоянно развивается в финансовом плане. Интересно, как пройдет проверку на «фэйр-плей» команда, которая только в последние два сезона потратила около 150 млн. евро на покупку новых игроков? На одного камерунца Самуэля Это’О махачкалинцы в лице своего покровителя Сулеймана Керимова потратили, по неофициальным данным, более 80 млн. евро...

Кстати, об атрибутике. Мадридский «Реал» еще к 2010 году заработал 100 млн. евро на продаже по всему миру футболок Криштиану Роналду, отбив таким образом деньги, заплаченные за трансфер португальской суперзвезды. Для того чтобы «Зенит» мог окупить трансфер бразильца Халка (60 млн. евро), нужно продать 600 тыс. маек с фамилией нападающего по цене 100 евро за штуку. То есть одеть «в Халка» каждого восьмого жителя Санкт-Петербурга. А ведь нужно еще «втюхать» футболку бельгийца Акселя Витселя, которого «Зенит» приобрел за 40 млн. евро…

С продажей телевизионных прав у российских клубов тоже беда – на этом фронте они зарабатывают буквально копейки. По итогам прошедшего сезона 16 участников премьер-лиги поделили между собой 27 млн. евро. Для сравнения: даже соответствующий доход турецких команд составил 270 млн. евро, а итальянских – так и вовсе фантастические на нашем фоне 820 млн. Право, с такими цифрами, как у нас, даже стыдно показываться в УЕФА.

Не ждут ничего хорошего от введения финансового «фэйр-плей» и отечественные провинциальные клубы, большинство из которых привыкли спокойно жить на деньги, выделяемые из регионального или городского бюджетов. Вице-президент «Ростова» Александр Шикунов прямо заявил, что совершенно не представляет себе, как 90% российских команд собираются проходить в будущем году лицензирование УЕФА.

Платини и его окружение не устают повторять, что финансовый «фэйр-плей» – это не фикция, а действенный метод борьбы с «мыльными пузырями». Его первой крупной жертвой стала испанская «Малага», уже отстраненная на ближайший сезон от участия в еврокубках. За финансовую нечистоплотность уже наказан и греческий гранд «Панатинаикос». Все идет к тому, что скоро УЕФА возьмется и за российские клубы.

"