Posted 18 июля 2010,, 20:00

Published 18 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 02:17

Updated 8 марта, 02:17

Вячеслав Колосков

Вячеслав Колосков

18 июля 2010, 20:00
В конце прошлой недели в Москву из Йоханнесбурга вернулся почетный член Международной федерации футбола и экс-президент Российского футбольного союза Вячеслав КОЛОСКОВ. В Южной Африке он провел почти полтора месяца. Все это время чиновник не только смотрел матчи, но и изучал футбольную инфраструктуру страны, проводивше

– Вячеслав Иванович, с возвращением на родину. Долго вы, однако, находились в ЮАР…

– Да, уже успел соскучиться по Москве. Побывал в пяти крупнейших городах Южной Африки. Много ездил на машине и посмотрел почти всю страну. Большое впечатление на меня произвели отличные дороги. Да и вообще в ЮАР много самых разных достопримечательностей. И конечно, посмотрел много футбола.

– Многих разочаровал уровень игры, показанный на этом чемпионате. А вас?

– К сожалению, негативных тенденций больше, чем положительных. Достаточно сказать, что провалились сборные Италии, Франции, Аргентины, Бразилии. Финалисты чемпионата мира-2006 даже не вышли из группы. Бросился в глаза и тот факт, что крайне неудачно выступили представители английской премьер-лиги. Это не только Руни, Джеррард, Лэмпард, но и ивуариец Дрогба, испанцы Фабрегас, Торрес... Средний уровень участников чемпионата мира вроде бы вырос, но, увы, во многом из-за того, что лидеры сдали свои позиции.

– Далеко не всем командам удалось подойти к турниру в оптимальном физическом состоянии…

– Йоханнесбург находится на высоте 1700 метров над уровнем моря. Так вот французы проходили подготовку к чемпионату в высокогорных районах, но это не помогло им хорошо выступить. Голландцы тренировались на равнине и добились успеха. Видимо, у них специалисты лучше разбираются в этих нюансах. И это, конечно, еще раз подчеркивает необходимость присутствия классных физиотерапевтов в штабе любой сборной.

– Нынешний чемпионат, наверное, запомнится судейскими скандалами. Что, по вашим сведениям, собирается предпринять ФИФА, чтобы исправить ситуацию?

– Думаю, что видеоповторов не будет. Полагаю, что судейский комитет ФИФА на этом настоит. А вот судьи за воротами в ближайшее время, наверное, появятся. Этот вопрос в кулуарах уже обсуждался, тем более что подобный эксперимент успешно проводился в Лиге Европы.

– А вообще как выбирают судей для работы на чемпионатах мира? В чьей компетенции находится такой важный вопрос?

– На мировом первенстве должны быть представлены судьи с разных континентов. Хотя бы для того, чтобы в случае встречи европейской и южноамериканской команд матч обслуживал азиат или африканец. Но каких-то строгих квот по континентам нет. Естественно, не менее важный критерий – это квалификация судей. Интересно, что члены судейского комитета ФИФА отбирают арбитров для работы на чемпионате мира только в последний момент. А перед этим сами конфедерации выдвигают своих кандидатов. Кстати, за Восточную Европу отвечает наш Николай Левников.

– Но создается впечатление, что судьи не несут никакой ответственности за свои ошибки.

– Судейский вопрос в ФИФА не обсуждают ни на заседаниях оргкомитета, ни даже на исполкоме. Разбор полетов происходит за закрытыми дверями судейского комитета. Именно там и оценивают действия арбитра. В любом случае его не наказывают. Просто рефери может не получить назначение на следующий матч. Считаю, что такая система вполне демократична.

– И все-таки институт судейства сейчас переживает кризис?

– Происходит смена поколений. Закончили свою карьеру такие мэтры, как итальянец Коллина или немец Мерк. Увы, пока им на смену судьи такого же калибра еще не пришли. Но думаю, что нынешние арбитры наберутся опыта, и уже через два года на первенстве Европы мы увидим совсем другую картину.

– Еще по ходу мирового первенства много критиковали мяч «Джабулани». Какой приговор вынес ему ФИФА?

– Действительно, некоторые вратари жаловались на мяч. С трибуны показалось, что у него действительно крайне непредсказуемая траектория полета. На следующем первенстве мира футболисты будут играть другим мячом. И дело не только в нареканиях в адрес «Джабулани». Просто к каждому чемпионату разрабатывается новая модель мяча.

– Во время чемпионата из ЮАР поступала информация и криминального характера. Жертвами тамошних преступников становились и участники турнира, и болельщики, и журналисты...

– Сразу признаюсь, что мне выделили машину с водителем, а жил я в VIP-отеле, поэтому лично ни с каким криминалом не сталкивался. Другое дело, что многие туристы сами забирались в такие уголки Йоханнесбурга или Кейптауна, где опасно бывать даже в дневное время суток. И в Москве таких мест хватает. Зато полиции удалось нейтрализовать футбольных хулиганов разных национальностей. На трибунах был порядок. На улицах никто не бил витрины и машины, не затевал драки. А вообще ограбить могут где угодно. Я стал жертвой воров в Брюсселе во время чемпионата Европы. Пока спал, у меня стащили часы, золотую цепочку и кольцо.

– Недавно известный шахматист Анатолий Карпов рассказывал, что в Брюсселе у него украли рукопись…

– Вот видите, преступность процветает не только в ЮАР.

– Тема вувузел уже набила оскомину, а в ФИФА ее обсуждали?

– Вувузелы в ЮАР нельзя отменить, как и мат в России. Через четыре года на первенстве мира в Бразилии в моду, возможно, войдут какие-нибудь трещотки. Это нормально. Тут нечего обсуждать.

– Иногда у нас звучал вопрос: а как бы выступила в ЮАР сборная России, если бы все-таки пробилась на этот чемпионат мира?

– Рассуждать на эту тему можно долго, но все подобные разговоры, как говорится, в пользу бедных. Гадание на кофейной гуще. Давайте придерживаться фактов. Осенью прошлого года сборная Словении была сильнее нас. Можно сказать и по-другому. Россия провалила отборочный цикл. Но и на чемпионат Европы-2008 мы попали с помощью хорватов, а потом Хиддинку за две с половиной недели перед турниром удалось заметно улучшить функциональное состояние наших игроков и к решающим матчам вывести их на пик формы. Может быть, у него бы и сейчас получился такой фокус, если бы мы прошли Словению. Но многое зависело бы от того, в какой группе оказалась бы наша команда, где бы готовилась – например, в горах или на равнине, сколько было бы травмированных... Одним словом, если бы у бабки была борода… Надо было обыгрывать Словению, и мы бы все увидели собственными глазами. А какой смысл сейчас говорить: да мы бы там шороху навели... Шорох надо было наводить в Мариборе, а не в интервью.

– Наша страна, как известно, хочет получить чемпионат мира 2018 года. Какой опыт мы могли бы перенять у Южной Африки?

– Хороший вопрос. Основная задача, которую передо мной поставил оргкомитет нашей заявки, – агитация. Буквально каждый день я встречался с высокопоставленными чиновниками ФИФА. Не только я. Еще и министр спорта Виталий Мутко, гендиректор РФС Алексей Сорокин. Другое дело, что они приезжали в ЮАР на непродолжительный срок, а я находился там постоянно. Таким образом, удалось поговорить со всеми 24 членами исполкома ФИФА, а еще и с президентом Блаттером. Причем с ним общались и Дмитрий Анатольевич Медведев, и Владимир Владимирович Путин. Так что работа была проделана немалая. Цель моего визита в ЮАР заключалась и в том, чтобы изучить инфраструктуру страны, понять, чего сейчас не хватает нам, чтобы провести чемпионат мира. Во-первых, меня поразили местные аэропорты. У нас ведь какая беда? И доехать до места вылета непросто, и припарковаться особо негде... Мало стоек для быстрого и своевременного оформления документов. Многим приходится проходить унизительную процедуру личного досмотра. В ЮАР нигде таких проблем нет. Никаких очередей. Вежливая охрана. Ноль неудобств. Во-вторых, как я уже отмечал, там сделали прекрасные дороги. Причем практически по всей стране. Мы пока этим похвастаться не можем. Наконец, в ЮАР за относительно короткие сроки сумели построить сразу несколько ультрасовременных стадионов. Все для людей. В том числе и огромные парковки. Нам тоже необходимы современные аэропорты, стадионы и дороги.

– Вы опытный, выдающийся функционер. На ваш взгляд, каковы шансы нашей страны получить мировое первенство?

– Понимаете, решение о проведении чемпионата мира в той или иной стране носит сугубо политический характер. Многое, если не все, будет зависеть от дипломатии и политической воли. Мы сделали очень многое, но впереди еще август, сентябрь, октябрь, и не следует расслабляться. Предстоит провести еще много встреч и мероприятий, чтобы убедить высокопоставленных чиновников ФИФА отдать чемпионат России. Но обратите внимание: ЮАР получила мундиаль во многом благодаря тому, что на этом большом континенте такого турнира еще не было. Следующий чемпионат пройдет в Бразилии. Там крайне запущенная спортивная инфраструктура, и ФИФА надеется, что мировое первенство даст сильный толчок к строительству новых стадионов, дорог, аэропортов в этой стране. Чемпионаты мира никогда не проводились в странах Восточной Европы. И нам тоже надо очень серьезно развивать, а зачастую и просто создавать с чистого листа инфраструктуру. В этом наше преимущество.

"