Posted 18 февраля 2004,, 21:00

Published 18 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Заклинатели змеев

Заклинатели змеев

18 февраля 2004, 21:00
В Тверской области, в городе Конакове, на ледовой глади Московского моря состоялся фестиваль экстремальных зимних видов спорта. Основной дисциплиной соревнований был кайтинг – катание на воздушных змеях.

На буксировочных парапланах – кайтах рассекали еще китайские императоры. 60 лет назад катание на воздушных змеях освоили европейцы. О зимнем кайтинге в России впервые упомянули в 1999 году. К 2000-му у нас появилось с десяток кайтеров, или простых русских экстремалов, как они называют себя сами. Позже российские спортсмены стали принимать активное участие и в международных соревнованиях. Тюменец Алексей Ражев уже успел выиграть чемпионат мира по кайтингу.

Кайт – это воздушный змей, который управляется стропами, чаще четырьмя. Их максимальная длина – 50 м. Буксировочный параплан на большой скорости тянет за собой спортсмена, стоящего на лыжах или сноуборде. Профессионал разгоняется до 100 км/час, любитель реально «катит» 70–80. Кайт весом в полтора килограмма в сложенном виде чуть больше памперса, который в особых обстоятельствах бывает вовсе не лишним. По характеру и темпераменту спортсмены выбирают то, что им ближе. Хочешь – устраивай просто «покайтушки» для души, гоняй по ледяным равнинам. Хочешь – ходи в маршруты, сегодня говорят даже о кайт-туризме. Хочешь – прыгай, это ни с чем не сравнимое зрелище. Профессионал «подлетает» на 15–20 м в высоту, а длина его полета составляет около 100 м. Круто? На то это и экстрим.

Конаковский фестиваль – первые российские соревнования по кайтингу, которые проводились при поддержке официальных структур. Предыдущие съезды кайтеров имели статус любительских. Интерес государственных институтов способен вывести их на совсем другой, более организованный и профессиональный уровень. В Конакове собрались пилоты со всей страны. Здесь были представлены Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Новосибирск, Иваново, Тверь, Тюмень, Мурманск. Конкуренцию нашим спортсменам составили кайтеры из Германии, Эстонии, Латвии, Казахстана, Великобритании, Украины.

Снаряжение самое разное: отечественное и импортное. Общее мнение: гонку выигрывает не кайт, а кайтер. Но никто не отрицает, что от стоимости, марки производителя инвентаря зависит очень многое. «Это технический вид спорта, поэтому лыжи или сноуборд и, конечно, кайт должны быть на уровне. Но главное – знать то, как и куда ты едешь. Можно на худшей материальной части обогнать куда лучше экипированного спортсмена», – считает Ражев.

Во время гонки даже на 15 м уже ощутимо устают ноги. В эйфории полета, кайфе «под кайтом» важно не утратить бдительность, сообразительность. Александр Шипула из Тулы, фанат кайтинга с четырехлетним стажем, знает, что именно стоит на первом месте в этом виде спорта: «Как в шахматах – голова! Надо просчитать все: свои шаги, возможные препятствия, увидеть их на пути. Поэтому ноги, руки – это не главное, главное – голова».

Среди «заклинателей змеев» есть и женщины. Для них этот спорт – способ держать себя в форме, антистрессовая терапия, а также воплощение заветной мечты героини великого драматурга. Действительно, почему люди не летают, как птицы? Москвичка Екатерина Смирнова взяла и полетела. Стоит двадцатиградусный мороз, но замерзнуть она не боится. Ведь, бывало, катались по 8–10 часов. Погодные условия ничто, когда купол в воздухе. «Я тронулась, я поехала. Я ловлю ветер, понеслась. Набираешь скорость, выделяется адреналин, внутри все закипает, и такое чувство, что вот-вот окажешься на другой планете. Это трудно объяснить. Есть только ты, ветер, кайт и доска. Все. Больше тебе ничего не нужно в окружающем мире – ты счастлив!»

Да, у России есть все шансы стать ведущей державой в зимнем кайтинге. Снежные просторы, долгий сезон холодов. Только ветра нет. Лишь его не смогли обеспечить организаторы. На Московском море в день кайт-фестиваля был полный штиль! Бывалые кайтеры говорят, что такое на соревнованиях происходит частенько. Впрочем, никто не расстроился. Еще полетаем, будет ветер.

"