Posted 18 января 2009,, 21:00

Published 18 января 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:50

Updated 8 марта, 07:50

Остались в живых

Остались в живых

18 января 2009, 21:00
В субботу в Буэнос-Айресе финишировал ралли-рейд «Дакар»-2009. Триумфально завершили гонку российские «КамАЗы». В зачете грузовиков экипаж Фирдауса Кабирова показал лучшее время, на три с небольшим минуты опередив машину Владимира Чагина. Четвертым после голландца Жерара де Роя финишировал «КамАЗ» Ильгизара Мардеева. Б

Тысячи километров латиноамериканского бездорожья – это непроходимые песчаные дюны, грязь и топь, невидимые обрывы и масса иных опасностей на пути от старта к финишу «Дакара»-2009. Две недели сумасшедших испытаний, на которых ломались даже самые испытанные бойцы. По масштабам «Дакара» 3 минуты 39 секунд – это просто мгновение в вечности, но именно столько экипаж Владимира Чагина, Сергея Савостина и Эдуарда Николаева уступил своим друзьям-соперникам по «КамАЗ-Мастер» – Фирдаусу Кабирову, Айдару Беляеву и Андрею Мокееву. И все из-за лопнувшего на предпоследнем этапе колеса. На его замену Чагину пришлось потратить драгоценное время, и на финиш машина пришла только пятой. Лидерство, завоеванное на предыдущем, 12-м этапе, испарилось. Впрочем, Кабиров вышел вперед ненамного – всего на три минуты. Но заключительный отрезок гонки он провел идеально. Руководство «КамАЗ-Мастер» регулярно подчеркивает, что внутрикомандная конкуренция – это один из важнейших принципов существования коллектива. Так вот, нынешний «Дакар» стал ярким тому подтверждением – по ходу ралли «желтая майка лидера» не раз переходила от Чагина к Кабирову, и наоборот.

Ну а мы, болельщики, порадуемся безоговорочному успеху всей российской команды. Кабиров с Чагиным почти на час опередили голландский экипаж Жерара де Роя на «ЖИНАФе». Хотя конкурент прибегал по ходу гонки не только к спортивным методам борьбы. Взять хотя бы то, что случилось на 9-м этапе. «Татра» под управлением Томаша Томечека потерпела тяжелую аварию, и «КамАЗ» Кабирова первым остановился, чтобы оказать помощь. Де Рой же повел себя в этой ситуации некрасиво. Он приехал к месту аварии позже всех, потеряв время на старте из-за ошибки штурмана, и тут же стал уговаривать окружающих аннулировать результаты этапа, напирая на то, что, мол, свидетели катастрофы получили психологическую травму. Позже голландец обратился с аналогичным предложением и к судьям. К счастью, на поводу у де Роя арбитры не пошли, ибо «психологическую травму» у него вызвал скорее не инцидент с Томечеком (чех на самом деле почти не пострадал), а собственные просчеты. В итоге остановившимся экипажам компенсировали затраченное на помощь Томечеку время, и только.

Были на нынешнем «Дакаре» и аварии с куда более серьезными последствиями. Так, на 10-м этапе гонки перевернулся автомобиль белоруса Сергея Шкеля. Пилот в результате получил компрессионный перелом позвоночника. «Практически все машины один-два раза полежали на крыше, – рассказал позже гонщик. – Дюны там похожи на заточенный карандаш, и удержать автомобиль на перекате было практически невозможно». В еще более серьезную аварию попал «Фольксваген» долго лидировавшего в ралли-рейде испанца Карлоса Сайнса. Машина упала в овраг с пятиметровой высоты. Штурман Сайнса, француз Мишель Перен, получил перелом лопатки, и экипажу пришлось сойти с дистанции. Мотоциклист из Испании Кристобаль Герреро, упав на 10-м этапе гонки, травмировался настолько серьезно, что впал в кому. В тяжелейшем состоянии до сих пор находятся британцы Пол Грин и Мэтью Харрисон, разбившиеся на четвертый день «Дакара». Наконец, о смерти французского мотогонщика Паскаля Терри «НИ» уже сообщали. Так что трагических происшествий, как всегда, было много, несмотря на то, что о предстоящих опасностях все знали еще до старта. Но при этом участников на «Дакаре» с каждым годом становится все больше и больше.

Весьма достойно в самом престижном классе ралли-рейда – среди легковых автомобилей – выступили российские экипажи. Леонид Новицкий и Олег Тюпенкин на BMW на заключительном этапе всего две секунды уступили победителям «Дакара» – южноафриканцу Джинелю де Вильерсу и немцу Дирку фон Зитцевитцу на «Фольксвагене». В общем же зачете россияне заняли восьмое место. Это почти победа в гонке, где добраться до финиша – уже подвиг. Где радуются тому, что остались живыми, целыми и невредимыми. Прошли всю дистанцию и еще пять российских машин. Илья Кузнецов и Андрей Нешин на «Мицубиси» заняли 37-е место, Виктор Воликов с Алексеем Кузмичом на «Тойоте» – 42-е, вслед за ними на Buggy финишировали Ярослав Соловьев и Константин Жильцов. Также в число полусотни лучших вошли Александр Бараненко и Денис Шургер («Тойота»), а Алексей Беркут с Антоном Николаевым на «Мицубиси» стали 78. Этот «Дакар» сильно отличался от тех, что проходили в Африке, таково мнение практически всех участников. Чагин назвал двухнедельный марафон интересным, необычным и нестандартным, Беркут – жестким, Кабиров – пыльным и вязким. Но все отметили, что «Дакар» был трудным. Впрочем, другим он и не бывает.

"