Posted 17 сентября 2012,, 20:00

Published 17 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:37

Updated 8 марта, 05:37

Заслуженный тренер России Татьяна Тарасова

Заслуженный тренер России Татьяна Тарасова

17 сентября 2012, 20:00
Приближается очередной зимний спортивный сезон, который уже будет иметь статус предолимпийского. И на минувшей неделе на нескольких катках Москвы и Подмосковья прошли контрольные прокаты лучших российских фигуристов. Консультант нашей национальной команды, заслуженный тренер СССР и России Татьяна ТАРАСОВА поделилась с

– Татьяна Анатольевна, первые впечатления радуют?

– Да, я вижу положительные сдвиги, вижу, что люди растут. Вот взять хотя бы танцы. Ксения Монько с Кириллом Халявиным, Катя Боброва с Димой Соловьевым перешли к Саше Жулину, Катя Пушкаш с Джонатаном Гурейро – к Коле Морозову, и сразу стал виден результат. Это ведь очень важно – найти своего тренера, которому бы полностью доверял, с которым бы хотел работать 24 часа в сутки... Вот мне кажется, танцоры наши нашли себе правильных тренеров, появилась конкуренция в группах, и теперь каждый из них будет работать еще больше, и у нас появится настоящее танцевальное движение.

– Как это было в ваше время, когда в одной группе катались сразу три-четыре сильнейших дуэта...

– Как это было всегда – несколько тренеров рано или поздно рождают что-то интересное, выдающееся. Ведь задача тренера – заразить. А потом уже научить. Заразить своим трудолюбием, своим пониманием фигурного катания, своим отрешением от всего остального... Ученики должны хотеть нравиться тому, кто для них работает, кто для них выдумывает программы. Вот самое главное. Не судьям. Это все вторично. Не судьи развивают спорт. Это нужно понять всем на всю оставшуюся жизнь. Это тренер и спортсмены, помешанные, заболевшие своей профессией, развивают наше любимое фигурное катание и двигают его вперед. Вот и мы старались так работать. Я – на Стадионе юных пионеров, напротив – в «Динамо» – тренировала Елена Чайковская, а в ЦСКА – Станислав Алексеевич Жук. И это были золотые годы нашего фигурного катания...

– А сейчас, когда на последнем чемпионате мира мы снова остались без медалей в танцах, говорят о том, что в этой дисциплине Россия потеряла свое направление, свое лицо, согласны?

– Я думаю, мы его обретем, если у нас будут работать разные тренеры. Во всяком случае, уже сейчас видно, что наши дуэты стали другими. Мы видим, по какому пути они идут. На мой взгляд, они идут по пути развития. Саша Жулин, Игорь Шпильбанд, Леша Горшков, Светлана Алексеева, Коля Морозов, Саша Свинин – у них у всех разные пути. Посмотрим, во что это выльется. Еще раз скажу: именно в конкуренции рождается мастерство и настоящее тренерское соперничество. Судьи могут решать по-своему, но жажду борьбы между людьми никто не отменял.

– К слову, олимпийских чемпионов Ванкувера и чемпионов мира последних лет в танцах на льду канадцев Вирчу/Мойра и американцев Дэвис/Уайт подготовил знаменитый тренерский дуэт Марина Зуева – Игорь Шпильбанд. Как вы думаете, их разрыв, который летом потряс мир фигурного катания, отразится на учениках?

– Думаю, к сожалению, отразится. Такие вещи не проходят бесследно. Марина с Игорем не только делали чемпионов, они развили и вывели на новую высоту наши танцы. Мне очень жаль, что они, как и многие молодые люди, не вытерпели друг друга. Хотя мне кажется в том, чтобы этот творческий союз разбился, был заинтересован кто-то третий. А возвращаясь к предыдущему вопросу… Я, конечно, вижу и недостатки. И в этом смысле моя работа как консультанта сборной не из приятных.

– Почему?

– Потому что я говорю и неприятные вещи. Стараюсь донести до спортсменов, тренеров то, что, может быть, им никто больше не скажет.

– Встречаете понимание?

– Не всегда (улыбается). Но я все равно говорю – на будущее. Стараюсь быть максимально полезной тому, кто нуждается в моих советах. Надеюсь, что меня услышат. Я благодарна Люде Калининой за то, что она мне доверила сделать короткую программу для своих учеников Базаровой и Ларионова. Они – очень красивый дуэт. А главное – это очень работящая пара. Я давно не делала постановки именно для спортивных пар, и сейчас очень старалась.

– Помимо танцоров на кого обратили внимание по ходу контрольных прокатов?

– Очень хорошее впечатление произвели Таня Волосожар с Максимом Траньковым, Аделина Сотникова, Юко Кавагути с Сашей Смирновым. Их произвольная программа меня потрясла… Ну а ошибки, которые были почти у всех… Так эти прокаты для того и нужны, чтобы как можно раньше показать себя на публике. Я вообще была за то, чтобы летом делать 10–12 подобных выступлений, потому что на таких вот показательных прокатах очень хорошо видны и собственные ошибки, и тренерские. И главное – еще есть время, чтобы что-то исправить.

– Предолимпийский сезон – особенный?

– Мне кажется, каждый сезон особенный. Потому что каждый из них – это ступени роста и ступени мастерства. Вот в субботу на лед вышел Женя Плющенко, которого я бесконечно уважаю. Бесконечно! Я, можно сказать, просто его фанатка. Так вот, Женя уже зрелый мастер, четко знающий, чего он хочет. Но вышел и сделал четверной сальхов! В 30 лет! И два тройных акселя в придачу! Он, точно вам говорю, и четверной тулуп сделает в своей программе, и в этом случае будет возможна его победа на Олимпийских играх в Сочи. Он к этому готовится, это видно по его телу, по его отношению к работе, по его блеску в глазах. Я обожаю на это смотреть.

– Понаблюдать за вами во время выступлений наших фигуристов, и такое впечатление, что вы хоть и сидите за бортиком, но сами там, на льду…

– А так и есть на самом деле. Ведь фигурное катание – это наше все, без чего мы не можем жить. Без чего я себя не мыслю. Почему спортсмен выходит на лед снова и снова? Для того чтобы сказать себе еще раз: я могу. Я это смогла, я это преодолела. Здесь нет никакой хитрости. Ты пропускаешь всю эту гамму чувств через себя, «катаешься» вместе с ними, дышишь каждой программой...

– А в ледовом телевизионном проекте мы вас увидим?

– Если Первый канал и лично Константин Львович Эрнст не закроют программу, для которой так много сделал Илюша Авербух, то с удовольствием поучаствую в очередном проекте. Это ведь не просто развлекательное шоу, а кладезь мастерства и творчества для самих фигуристов, их тренеров. Не говоря уже о том, что программа, в каком бы формате она ни была, любима народом. Я сегодня не могу пройти по улице – меня останавливают люди и просят продолжать радовать их. Но не все в наших силах. Хотя мне кажется, было бы правильно оставить «Ледовое шоу» до Олимпийских игр в Сочи. Люди смотрят, начинают больше любить и понимать наш вид спорта, проявлять к нему интерес. Болельщиков у нас к домашним Играм только бы прибавилось. Ведь мы растем, идем вперед, и в Сочи будет за кого болеть...

"