Posted 17 июня 2009,, 20:00

Published 17 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:21

Updated 8 марта, 07:21

Алексей Вербов:

Алексей Вербов:

17 июня 2009, 20:00
В пятницу и субботу мужская сборная России по волейболу проведет очередные матчи Мировой лиги. На сей раз ее соперниками будут кубинцы, которые также начали турнир в прошлый уикенд с двух побед. Несомненно, в Гаване нашей команде придется очень трудно, в том числе и потому, что там не сыграет один из ее лидеров – либер

– Алексей, то, что в связи с травмой второго либеро сборной Александра Янутова вы вынуждены были начать нынешний сезон чуть раньше, чем планировали, не создало каких-то проблем в процессе вашей подготовки?

– В данный момент спина чувствует себя нормально. Конечно, лишние две недели тренировок очень бы помогли. Но ничего не поделаешь. Хорошо, что перелет прошел нормально. Для меня это очень важно, потому что когда долго сидишь, идет большая нагрузка на спину. Но и в Японию, и обратно мы летели в полупустом самолете, и можно было лежать...

– Вас приходится по максимуму эксплуатировать, потому что заменить некем. Вообще, почему-то в российском волейболе позиция либеро проблемная...

– Ну почему некем заменить? Просто, наверное, в последнее время я выглядел сильнее своих конкурентов. И, честно говоря, я хотел бы, чтобы все оставалось по-прежнему. Потому что одна из главных моих задач – попасть на Олимпиаду в Лондон. А либеро хорошие у нас есть. Тот же Саша Янутов, Саша Соколов... Хотя школы игроков именно этого амплуа в России как таковой нет. В либеро попадают те, кто не подошел на другие позиции. Или, грубо говоря, ростом не вышел. И с ними по большому счету никто специально не работает. Мне просто повезло, что в свое время в Белгороде опытом со мной делился Пабло Меана, помните, наверное, играл в «Локомотиве» такой аргентинец. И Геннадий Яковлевич Шипулин дал мне шанс, взял на Олимпиаду в Афины. Ну и маме (волейбольный тренер. – «НИ»), конечно, спасибо. Хорошо меня учила. И пляжный волейбол, которым я когда-то занимался, тоже во многом помог. Для либеро бич-волей вообще, на мой взгляд, необходим, так как дает совсем другое понимание, чтение игры.

– Кстати, о пляже. Сейчас Всероссийская федерация волейбола активно развивает это направление. В перспективе вы еще видите себя в бич-волее?

– Не-ет. Разве только на любительском уровне. В пляжном волейболе требования к физической подготовке еще выше, чем в «классике». Не потяну уже. А по натуре я такой человек, что ненавижу проигрывать. Вот один раз поехали с моим другом Костей Сиденко, кстати, тоже прекрасный либеро, на тур чемпионата России по пляжному волейболу. И большого удовольствия я тогда, мягко говоря, не получил.

– В истории нашей сборной начался новый период. Это происходит всякий раз, когда приходит новый тренер. Сейчас у нас как бы итальянский вектор развития. И как вам работается по итальянской системе?

– Думаю, итальянской системы подготовки как таковой не существует. Многие тренеры, и наши в том числе, сейчас работают по одной, современной системе. Придумать что-то оригинальное в волейболе сложно. Другое дело, Баньоли – человек, который выиграл много титулов. И он обращает внимание на каждую мелочь. Думаю, в нашем случае это важно. Очень часто для большой победы нам не хватало каких-то мелочей.

– А как вам требования Баньоли, методы работы?

– Не так много времени мы работаем вместе. Но если говорить о первых впечатлениях, мне все нравится. И даже если бы мне что-то не нравилось, публично я бы об этом никогда не сказал. Я считаю, для игрока тренер – фигура неприкасаемая. А квалификация Баньоли вообще в комментариях не нуждается. Правда, на мой взгляд, проблема многих российских игроков в том, что они не готовы к такому восприятию понятия «тренер». Поэтому в нашей ситуации очень важно, чтобы все ребята поверили Баньоли, от и до выполняли его установки. И тогда придет тот момент, которого мы все так ждем.

– А как вам нынешняя, не кардинально, но все же обновленная сборная России?

– Что я могу сказать? Сейчас, особенно после Олимпиады в Пекине, где мы были очень близки к финалу, но уступили американцам два очка на тай-брейке, мне очень хочется играть в сборной. Потому что сейчас у нас, возможно, как никогда, большие шансы на успех. Да, у всех у нас есть слабые места – у кого-то это психология, у кого-то какой-то технический элемент, но подрихтовав шероховатости, выйдя на свой максимальный уровень, уверен, мы, наконец, начнем выигрывать большие турниры. Те же американцы были лучше нас в Пекине ровно на эти два очка тай-брейка, на 0,2 процента. Но у них уже нет этой золотой команды, тот же Ллой Болл, главный герой Олимпиады, завершил карьеру в сборной. А у нас весь состав сохранился, и стартовая позиция перед следующей Олимпиадой у нас по сравнению с другими сборными наилучшая. Ну, может быть, к Бразилии это не относится, хотя ей сложнее. Да, у бразильцев много талантливых игроков, но у них нет такого опыта, который успели приобрести наши, пройдя чемпионаты Европы, мира и Олимпийские игры. Правда, при новом тренере что-то обязательно будет меняться. И сейчас немаловажно всем нам быстро адаптироваться друг к другу, чтобы продолжить движение вперед. Вот этот момент, признаюсь, меня немножко настораживает. Но надеюсь, тренер с таким послужным списком, как Баньоли, все сделает правильно и в максимально короткий срок.

– По первым матчам в Мировой лиге что-то уже можно сказать?

– Ни в коем случае. Япония – это не показатель. Даже по нашим матчам с Кубой, которая дважды обыграла болгар и находится, как говорят, в отличном состоянии, рано будет делать какие-то выводы. Меня, кстати, раздражает, когда журналисты у нас слишком торопятся в этом вопросе. Стоит проиграть, и начинается... А сами не понимают, что, например, прилетев из Японии, уже через день команда отправилась на Кубу. Представляете, сколько «часов» ребятам пришлось поменять и сколько времени провести в самолете?! А после возвращения с Кубы у нас домашние матчи в Хабаровске. Больше скажу, даже по финальной части Мировой лиги, куда мы, надеюсь, все-таки попадем, рано будет делать серьезные выводы. Сейчас первостепенная задача – определиться с составом на отборочные матчи чемпионата мира в августе и сентябрьский чемпионат Европы. Мировая лига – это всего лишь проверка игроков. Хотя если станем проигрывать, конечно, вы и болельщики будете нас ругать. У болельщиков всегда особое мнение. У журналистов работа такая. Но моя точка зрения – ругать или хвалить нас можно будет по итогам отбора на чемпионат мира. Там уже все увидят, что у нас за команда. Но я чувствую, что наше время пришло. Я так, правда, уже шестой год говорю, но сейчас это на самом деле так. Все-таки опыт какой-то уже имею. Если бы у меня не было этого ощущения, то не было бы и такого желания ехать в сборную. Я бы честно сказал, что у меня проблемы со здоровьем, извините, и спокойно играл бы за клуб. Так же, кстати, и Тетюхин думает.

– Остается надеяться, что и у других игроков сборной аналогичный настрой...

– Если у кого-то возникнут проблемы с настроем, команда должна избавиться от такого игрока. Сама. Ну действительно, сколько можно уже? Я устал объяснять иностранным журналистам, почему мы с такими суперволейболистами за 10 лет лишь одну Мировую лигу выиграли. Почему, почему? Потому что, говорю.

– Алексей, а в «Зенит» вы недавно перешли, потому что с Тетюхиным захотели снова вместе в клубе поиграть или в Казани антикризисный контракт предложили?

– Не буду скрывать, что мне сделали хорошее предложение. Но есть и другие причины, в том числе Тетюхин. Серега в моем понимании – это просто легендарная личность, причем я в данном случае беру во внимание не его игровые способности, а прежде всего человеческие качества. Но еще у меня была давняя мечта... Когда я был пасующим, смотрел игру Болла по телевизору, то думал: вот бы здорово с таким мастером в одной команде оказаться. И вот сейчас мне выпал такой шанс. К тому же было очень приятно, когда и он как-то сказал, что ему тоже хотелось бы поиграть со мной. Мне, например, было интересно с Жибой (знаменитый бразильский волейболист, выступавший вместе с Вербовым за одинцовскую «Искру». – «НИ»). Получил колоссальное удовольствие. А в Казани еще есть Влад Бабичев, кстати, к разговору о либеро, тоже игрок высокого уровня. Думаю, и он мне чем-то поможет, и я ему. Во всяком случае, вместе нам будет легче пройти следующий, очень напряженный сезон. Тем более в клуб я приеду из сборной и отыграть без замены чемпионат, Кубок России и Лигу чемпионов будет нереально.

– Два сезона в «Искре» как бы подытожили?

– Все понравилось, все хорошо, но плохо, что ни одного турнира не выиграли. Ну что ж? Не получилось в «Искре», попробую в «Зените»...

– А за границей попробовали бы себя?

– Было бы интересно. Но сейчас нет смысла уезжать из России.

– Но ведь кризис. Многие клубы сокращают бюджеты...

– Но они все равно больше, чем в Европе. А потом даже если везде случится финансовый обвал, все равно я буду играть в волейбол. Это моя работа, и она мне нравится. Хотя есть еще идея тренировать. Когда обостряются проблемы со здоровьем, я на самом деле серьезно думаю на эту тему. Вот прямо хоть сейчас готов начать. С Серегой Тетюхиным и Костей Сиденко мы уже создали свой тренерский штаб. Шутим – кто первый попадет главным в хорошую команду, то сразу ассистентами приглашает остальных.

– Ну тогда будущее нашего волейбола в надежных руках.

– А что? Опыт есть. Поработать довелось со многими специалистами, и от каждого можно взять лучшее. Так что если не удастся одержать большую победу как игроку, будет дополнительный стимул сделать это в тренерском качестве.

"