Posted 17 мая 2012,, 20:00

Published 17 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:27

Updated 8 марта, 05:27

Игрушка для богатых

Игрушка для богатых

17 мая 2012, 20:00
Со следующего сезона чемпионат Англии по футболу станет еще более русским. К владельцу «Челси» Роману Абрамовичу и обладателю внушительного пакета акций «Арсенала» Алишеру Усманову добавился молодой российский бизнесмен Антон Зингаревич. Его провинциальный «Рединг» добился в этом году права участвовать в премьер-лиге.

Когда 29-летний Зингаревич приобрел в начале 2012 года «Рединг», президент этой команды Джон Мадейски сразу же отмел любые параллели с «Челси». «Этот русский парень совершенно не похож на Абрамовича. Клуб будет работать точно так же, как раньше, – приводит слова мистера Мадейски местное издание Reading Post. – Если кто-то думает, что с появлением на борту Зингаревича мы начнем транжирить деньги, как пьяные моряки, то он заблуждается. Это всего лишь даст нам возможность серьезно укрепить команду». Сам молодой российский бизнесмен (сын миллионера Бориса Зингаревича, чьим основным бизнесом является деревообработка) и впрямь обходится без популистских заявлений. Первым делом он обещал вложиться в инфраструктуру клуба и только со временем постараться войти в десятку лучших команд Англии.

Такой подход действительно в корне отличается от действий Абрамовича в «Челси». Тот, если верить британский The Sun, потратил на свою любимую «игрушку» огромные деньги – свыше 3 млрд. долларов. Вместе с российским олигархом лондонцы и впрямь вышли на новую высоту, став полноценным европейским грандом и выиграв три из четырех в своей истории титула чемпиона Англии. В нашей стране стандартные претензии к Абрамовичу сводятся к тому, что он вкладывает деньги в заграничный футбол, а не в отечественный. Но верно это лишь отчасти. Многие забывают, что, по сути, именно он выплачивал зарплату лучшему тренеру в истории российской сборной Гусу Хиддинку. Помимо этого, Абрамович продолжает содержать одну из самых эффективных футбольных школ страны – Академию имени Коноплева в Тольятти. В «Челси» же он никак пока не может реализовать свою главную мечту – победить в Лиге чемпионов. Но очередной шанс сделать это представится его команде уже завтра в финальном матче турнира против немецкой «Баварии».

Самый богатый россиянин по версии Forbes Алишер Усманов владеет почти 30% акций лондонского «Арсенала», но было бы странно, если бы он оставался в стороне от большого спорта. Все-таки у него даже супруга Ирина Винер – выдающийся тренер по художественной гимнастике. Однако российские предприниматели проявляют свой интерес не только к широко известным клубам. Так, в августе прошлого года 50% акций команды третьего английского дивизиона «Борнмут» приобрел совладелец банка «Зенит» Максим Демин. За два месяца до этого один из самых скандальных российских миллиардеров Владимир Антонов купил за 17 млн. фунтов «Портсмут» – команду, которая стояла на грани полного банкротства. Таким образом, он стал уже пятым за три года владельцем этого клуба, но, как и предшественники, задержался в нем ненадолго. В ноябре прошлого года Антонов был арестован по подозрению в незаконном присвоении активов и подделке документов. Практически тут же он покинул пост президента клуба, а многострадальный «Портсмут» перешел под внешнее управление, за что был дисквалифицирован на 10 очков. В итоге южане недосчитались именно этих баллов и по итогам прошедшего сезона вылетели в третий дивизион.

По мнению британских СМИ, у целого ряда других российских олигархов также проявлялось желание обзавестись английскими командами. В разное время ходили слухи о приобретении президентом «ЛУКОЙЛа» Вагитом Алекперовым столичного «Тоттенхэма». Газета Daily Mail сообщала о намерениях председателя директоров АФК «Система» Владимира Евтушенкова купить «Шеффилд». А рядом с лондонским «Вест Хэмом» когда-то фигурировали имена Бориса Березовского и Бадри Патаркацишвили. Впрочем, все из этих «сенсаций» так и остались на уровне слухов.

Но не единым Туманным Альбионом жив российский олигарх. В феврале 2011 года бывший мэр Химок Юрий Кораблин совершил и вовсе историческую покупку. Приобретя заштатную «Венецию», он стал первым иностранным владельцем, под чей контроль полностью перешел итальянский клуб. А один из самых богатых людей России Дмитрий Рыболовлев в декабре прошлого года приобрел футбольный клуб «Монако». В течение четырех лет он обещал инвестировать в семикратного чемпиона Франции не менее 100 млн. евро и уже потихоньку выводит команду из кризиса. По итогам прошлого сезона монегаски вылетели во второй французский дивизион, в котором занимали на момент покупки последнее место. Серьезно усилившись в январское трансферное окно, клуб поднялся с подвала турнирной таблицы в ее середину. Рыболовлев мечтает вывести его обратно в лигу-1, а потом вернуть на европейский уровень. Главное, что сам принц Монако Альбер II был очень доволен сделкой с русским миллиардером.

Тем не менее массово скупать иностранные футбольные клубы – забава отнюдь не только наших олигархов. Недавний приход на европейский рынок арабских шейхов вмиг взорвал цены на трансферы и зарплаты игроков. Так, в мае «Манчестер Сити» впервые за последние 44 года стал чемпионом Англии. Добиться долгожданного успеха «горожане» смогли только за счет астрономических денежных вливаний со стороны владельца команды шейха Мансура. Сейчас для «Сити» не существует ничего невозможного. Они могут подписать абсолютно любого футболиста или тренера с самыми высокими финансовыми запросами. «Следует запомнить, что владелец «Манчестер Сити» – умный человек, который не станет выбрасывать деньги на ветер», – заявил советник шейха сразу после приобретения клуба. Но за последующие три года Мансур только на зарплаты своим футболистам потратил, по подсчетам газеты The Telegraph, почти 400 млн. фунтов. А общие затраченные на команду средства уже сейчас переваливают за миллиард. Абрамович на фоне Мансура выглядит довольно экономным собственником.

Шейх Мансур сделал «Манчестер Сити» самым богатым клубом планеты.
Фото: EPA

Восточное поветрие распространилось и на другие крупные футбольные страны. Так, в мае 2011 года фонд «Катар Спортс Инвестментс» выкупил 70% именитого французского клуба «Пари Сен-Жермен». Для получения этой сделки потребовалось даже одобрение тогдашнего главы Франции Николя Саркози. Шейх аль-Хелаифи, ставший новым президентом клуба, пригласил в команду знаменитого итальянского тренера Карло Анчелотти и целую россыпь дорогостоящих игроков. Уже сейчас парижане добились возвращения в Лигу чемпионов, и недавно аль-Хелаифи заявил о намерении потратить еще 100 млн. евро на усиление команды.

При помощи катарских шейхов стремительно прогрессирует другой потенциальный суперклуб – испанская «Малага». Миллиардер Абдулла дль-Тани вознамерился бросить вызов «Реалу» и «Барселоне», решив создать из андалусийской команды настоящего гранда мирового футбола. Летом прошлого года он потратил более сотни млн. евро на приобретение новых игроков и добился первых успехов. Ближайшей осенью «Малага» впервые в своей истории выступит в Лиге чемпионов. Фраза шейха о том, что он может потратить на трансферы абсолютно любые деньги, безусловно, внушает оптимизм поклонникам «анчоусов», как именуют на Пиренеях андалусийский клуб.

А вот египетский филантроп, владелец парижских отелей и лондонских универмагов Мохамед аль-Файед ведет очень рачительную, но при этом вполне эффективную политику. В 1997 году он приобрел английский «Фулхэм» за 6,25 млн. фунтов и со временем вывел команду из низших дивизионов в премьер-лигу. В итоге при относительно небольших затратах команда российского нападающего Павла Погребняка превратилась в крепкий клуб европейского уровня. Аль-Файед прославился, правда, и тем, что установил возле стадиона памятник королю поп-музыки Майклу Джексону, чьим страстным поклонником он является. Услышав по этому поводу критику, египтянин заявил, что «тупые, ничего не смыслящие фанаты смело могут идти к черту».

Почему же иностранцы так полюбили столь убыточное дело – владение футбольной командой? По мнению большинства экспертов, это связано в первую очередь с имиджевой стороной и с намерениями интегрироваться в европейскую элиту. Например, покупка Рыболовлевым «Монако» объясняется исключительно желанием бизнесмена стать своим в западных кругах.

При этом российские клубы иностранцам неинтересны, ведь в нашей стране футбольный бизнес отсутствует как класс. Стадионы на матчах полупустые, что, по большому счету, мало кого волнует. Футбол в России носит особую социальную нагрузку, и именно поэтому в нем вертится масса бюджетных денег, что в западном мире просто недопустимо. О самоокупаемости говорят только самые популярные российские клубы высшего эшелона. А региональные команды, попав в тяжелейшее финансовое положение, тут же начинают просить помощи у президента или премьер-министра страны. «В России практически все клубы не дают владельцам возможности не то чтобы отчасти заработать, а даже просто вернуть вложенные средства, – говорил гендиректор «Ростова» Юрий Белоус в одном из своих интервью. – Причины? Неразвитая экономика, отсутствие прозрачности, среднего класса и многое-многое другое. Негативные стороны экономики не позволяют работать тем людям, которые, может быть, и хотели инвестировать средства в российские клубы. Сегодня, слава богу, железного занавеса нет, а потому куда вкладывать деньги – решать только тем, кто их заработал».

Но даже в России есть приятное исключение. Футбольный клуб «Краснодар», занявший по итогам минувшего чемпионата страны девятое место, является примером цивилизованного частного «предприятия». Основатель и совладелец сети супермаркетов «Магнит» Сергей Галицкий создал команду буквально из ничего. Вместо покупок дорогостоящих западных звезд он строит по Краснодарскому краю кучу детских футбольных школ, активно использует Twitter и категорически отказывается когда-либо перебираться в Москву. В общем, очень нетипичный российский руководитель футбольного клуба. Кстати, такой эволюционный подход к делу, как у Галицкого, вскоре может стать самым эффективным. Дело в том, что с сезона 2013/14 в Европе вводятся правила «финансового fair play». Согласно этим правилам УЕФА грозится исключать из еврокубков те команды, которые тратят значительно больше денег, чем зарабатывают. Как поведут себя в этих условиях российские и арабские богачи, чьи клубы традиционно заканчивают сезон с кошмарным отрицательным балансом, – вопрос интригующий.

"