Posted 17 апреля 2013,, 20:00

Published 17 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:18

Updated 8 марта, 02:18

Екатерина Смоленцева

Екатерина Смоленцева

17 апреля 2013, 20:00
Женская сборная России по хоккею добилась в этом году большого успеха, заняв на недавнем чемпионате мира в Канаде третье место. Прежде подобное с нашими девушками случилось лишь однажды, 12 лет назад. Капитан российской команды Екатерина СМОЛЕНЦЕВА – одна из тех, кому удалось сделать бронзовый дубль. В интервью «Новым

– Катя, вы в курсе, что после вашей «бронзы» продажа билетов на олимпийский турнир по женскому хоккею в Сочи резко пошла вверх?

– Так в этом и есть самая большая ценность наших медалей. Пусть люди узнают, что есть такой вид спорта – женский хоккей. Для страны это важно и для девочек маленьких, которые, может быть, мечтают стать такими, как мы. Женский хоккей пока в России, к огромному нашему сожалению, сильно уступает по популярности мужскому. А вот в Канаде, например, совершенно другая ситуация. В гостинице, где мы жили во время чемпионата мира, остановились девочки 10–12 лет. Приехали на соревнования, в которых участвуют около 60 команд, представляете? А мы сейчас радуемся, что в следующем сезоне в российском чемпионате 11 клубов будут играть, а не девять, как раньше.

– Но все-таки в последние годы внимание к женскому хоккею и у нас в стране заметно выросло, есть государственная поддержка…

– Да, верно, мы и на себе это почувствовали, и на детском уровне есть какие-то сдвиги. Я когда увидела Спартакиаду школьников, так была в шоке, сколько там девчонок играют. Но для такой большой страны, как наша, все равно серьезного отношения к женскому хоккею не хватает, причем именно на детском уровне. Есть, например, девочки, которые играют в одних командах с мальчишками, но они нигде официально не зарегистрированы. Так, любительский уровень.

– И самая главная проблема, наверное, в том, что работать с такими командами особо никто не стремится?

– Угадали. Девочек никто не хочет тренировать. Мальчики – другое дело. И более перспективный вид спорта, и более денежный. Но я думаю, вскоре ситуация начнет выправляться. Закончит играть наше поколение – и вот, пожалуйста, готовые тренерские кадры. Думаю, что многие из тех, кто сегодня в серьезный хоккей играет, с удовольствием пойдут на тренерскую работу.

– А спрос есть?

– В том-то и дело что есть. На самом деле мне письма стали приходить еще после Олимпиады в Ванкувере. Видимо, повлияло, что по телевизору показали игру с нашим участием. Мне родители девчонок пишут: подскажите, с чего начать, куда пойти, что делать? Потому что информации недостаточно. Дорогостоящий вид спорта? Не согласна. В дворовых клубах, как правило, помогают с экипировкой, да и не нужна она дорогостоящая на начальном уровне. Вот у меня семилетний сын в хоккей играет, и думаете, я балую его? На самых простых коньках он начинал. Просто у нас еще и менталитет такой: мамы-папы считают, что хоккей – сугубо мужской вид спорта. Но я уверена: если будет открываться больше спортивных школ для девочек, больше клубов, то и болельщики начнут ходить не только на мужчин, но и на женщин. И тогда мы еще поспорим в популярности...

– Если вернуться к чемпионату мира, что для вас на этом турнире было самым трудным?

– Поверить в себя. Саму себя убедить прежде всего, а потом и девчонок в том, что мы на самом деле многое можем.

– Вы, наверное, легкий в общении человек? Столько лет уже капитан команды…

– Ну пока никаких проблем не возникало, хотя бывает, и обижаемся друг на друга, и крепким словцом можем приложить в порыве эмоций… Но отходим быстро. У нас сейчас в команде очень хорошие девчонки собрались, молодых много. Знаете, есть такие, для которых авторитетов не существует, а у нас молодежь с уважением к ветеранам относится, это сразу подкупает. Что еще в них нравится – самоотдача. На поле никого не стесняются, не боятся играть. В жизни мы не особо-то и дружим – мне 30, а кому-то 17, и тут трудно во всем совпасть, но на льду мы действительно один за всех и все за одного.

– На правах ветерана скажите, женский хоккей в последнее время сильно изменился?

– Он стал более динамичным, но агрессия ушла, очень много умных игроков появилось, потому что в современном хоккее надо не просто тупо бить клюшкой по шайбе, а головой думать, строить красивые комбинации. Вот в этом хоккей сильно вырос.

– Есть канадская школа, есть американская, скандинавская… А такое понятие, как русская школа женского хоккея, существует?

– Мне кажется, мы душой своей русской берем, характером, хитростью. Вот сейчас в Канаде перед каждой игрой себя настраивали: надо соперника обмануть, что-то придумать. По-другому никак нельзя.

– А с точки зрения техники у нашего мужского хоккея, который сильно развит, можно что-то перенять?

– Мне, если честно, в технических моментах вообще многого не хватает. Вот молодые девочки совсем другую школу прошли, они уже с 4–5 лет вместе с мальчишками тренировались, поэтому коньком и клюшкой владеют лучше. А я до 9 лет даже не знала, что такое настоящий мужской хоккей. И мой тренер тоже многого не видел, никуда не ездил, потому что возможностей не было. А так, может, и тренировал бы нас по-другому. Но я все равно ему очень благодарна, до 13 лет у него занималась, а потом мы, четыре его ученицы, попали в сборную страны. Так что я, может быть, другим беру. Не столько техникой, сколько головой, желанием. Если есть большое желание, можно горы свернуть, это я теперь точно знаю. Сейчас на сына своего смотрю и вижу, что он такой же. Не сильно бегает, но думает на поле.

– Все девочки говорят, что с приходом Алексея Яшина, который стал генеральным менеджером сборной, в команде многое изменилось.

– Очень многое. И дело не только в том, что он каждую тренировку на льду с нами проводит, многим техническим моментам учит, но и в психологической поддержке. Алексей Валерьевич вообще, на мой взгляд, человек спокойный, позитивный, интеллигентный. Видимо, и нам передал свое настроение, отношение к хоккею, сумел нас правильно настроить. Плюс он очень многое делает для того, чтобы женский хоккей в стране становился популярным, перед ним же многие двери открываются. А знаете, как нам теперь канадки с американками завидуют, что у нас в команде такой тренер-красавец появился?..

– Муж, сын, родители поздравили вас с медалью?

– Конечно. Вот только сын, оказывается, когда смотрел трансляцию бронзового матча по телевизору, сомневался, что мы выиграем. Говорим ли мы дома о хоккее? Когда и муж хоккеист, и сын, тут трудно удержаться, чтобы что-то не пообсуждать. Причем мы с мужем не видим в игре друг друга плюсы – только недостатки. Наверное, это уже профессиональное. На самом деле такой взгляд со стороны обоим очень помогает.

– Катя, меньше чем через год Олимпиада в Сочи, для вас она будет уже четвертой по счету…

– Гоню от себя эти мысли. Вот сейчас бум пройдет, и нужно забыть о нашем успехе. Это трудно. Для нас ведь третье место как первое. А нужно двигаться дальше. Нам еще над многим предстоит поработать. Например, над бросками… Но мы чем можем взять? Характером. Взаимовыручкой. Вот сейчас в Оттаве мы впервые играли все матчи в четыре звена, а раньше такое даже представить себе было трудно, всегда на два переходили, потому что просто не хватало сил. Но пришел новый тренер – Михаил Чеканов, со своим видением хоккея, со своими планами, поверил в нас. У нас сейчас такая команда, где каждый может забить. Нет каких-то суперлидеров, зато есть сплоченность, настоящий коллектив. Конечно, ответственность на нас ложится колоссальная, но надо помнить, что большой спорт непредсказуем. Будем делать все, чтобы в Сочи выступить достойно, а там уж как сложится.

"