Posted 16 ноября 2009,, 21:00

Published 16 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:27

Updated 8 марта, 07:27

Омари Тетрадзе

Омари Тетрадзе

16 ноября 2009, 21:00
В первых числах ноября завершился чемпионат России по футболу среди команд первой лиги. Путевки в высший дивизион завоевали махачкалинский «Анжи» и новосибирская «Сибирь». Как известно, дагестанский клуб тренирует знаменитый в недавнем прошлом футболист Омари ТЕТРАДЗЕ. Специалист, в октябре отметивший свое сорокалетие,

– Омари Михайлович, поздравляем вас с выходом в премьер-лигу. Вообще, нынешний сезон получается самым удачным в вашей тренерской карьере. Вот и футболисты вам не галстук подарили на 40-й день рождения, как в анекдоте, а малые золотые медали.

– Честно говоря, день рождения я последний раз отмечал в далеком детстве. Потом это стало неинтересно. А если говорить о подарках, то я просто счастлив, что игрокам, тренерам, руководству «Анжи» удалось порадовать десятки тысяч дагестанцев. Вы бы видели, какой праздник был в республике, когда мы заняли первое место! Сколько было вокруг счастливых лиц! Простые люди и серьезные руководители подходили, поздравляли, благодарили. Именно в такой момент ты понимаешь, что делал все правильно, честно и профессионально. Ради таких минут и стоит заниматься тренерской работой.

– Вы возглавляете «Анжи» уже три сезона. Сначала команда под вашим руководством заняла десятое место, потом шестое. В этом году руководители ставили перед вами задачу пробиться в премьер-лигу или все получилось спонтанно?

– Скажу так. Я всегда говорил своим игрокам: надо всегда стремиться к победе. Другое дело, что три года назад у нас не было объективных предпосылок для того, чтобы выиграть турнир. А в этом году уже было официально объявлено: мы должны бороться за первые места и путевку в элитный дивизион. Сначала были, конечно, сомнения, некоторая неуверенность в своих силах. Но после того как успешно сыграли с ярославским «Шинником», владикавказской «Аланией», новосибирской «Сибирью», то поняли, что у нас появляются отличные шансы. Однако до последнего момента было волнение, тревога за результат. Ребята молодцы, справились.

– А с чем связано отсутствие в команде игроков с именами? Сказался финансовый кризис или такова была стратегия клуба?

– Понимаете, Кавказ – это специфический регион. Кто-то просто не хочет ехать сюда ни за какие деньги. А другие наоборот называют такую сумму предполагаемого контракта, что волосы дыбом встают. И, конечно, у нашего клуба бюджет не как у испанского «Реала» или английского «Манчестер Юнайтед». Поэтому стараемся приглашать тех, кто хочет у нас играть за разумную зарплату. Кроме того, очень важно, чтобы наши футболисты знали кавказские традиции.

– Поэтому в команде семь грузинских футболистов?

– Мне часто задают этот вопрос. Все дело в том, что некоторые из этих игроков не стоили нам ни копейки. Да и зарплата у них невысокая. Поэтому соотношение цены и качества получилось вполне приемлемым. Я, конечно, хорошо знаю грузинский футбольный рынок. Но никакой специальной политики, связанной с приглашением грузин, я не провожу. Я танцую от печки, то есть от клубного бюджета.

– Но очевидно, что с таким составом в премьер-лиге будет все-таки тяжело или вы считаете по-другому?

– Действительно, в нынешнем состоянии «Анжи» не готов успешно выступить в высшем дивизионе. Думаю, нужно пригласить как минимум десять новых игроков. Причем не обязательно, чтобы они имели за плечами опыт выступлений в премьер-лиге. Важно, чтобы по своему классу, потенциалу они были готовы играть в элите. В противном случае нам придется вести борьбу за выживание. Но все будет зависеть от тех средств, которые выделит руководство на следующий год.

– Омари Михайлович, в интернете появилась информация, что вы якобы еще не уверены, будете ли тренировать «Анжи» в следующем сезоне…

– Журналисты меня неправильно поняли. Речь шла о том, чем бы я занимался, если бы не тренировал «Анжи». Я же продлил контракт с командой еще на два года. И уезжать из Махачкалы не хочу. Кроме того, считаю неприемлемым вести переговоры с какой-то командой, когда есть действующее соглашение с другой. Это все равно, что предательство.

– В футбольных кулуарах говорят, что далеко не все хотели бы, чтобы еще одна кавказская команда, наряду с нальчикским «Спартаком» и грозненским «Тереком», играла в премьер-лиге. Вы чувствовали к себе какое-то негативное отношение по ходу первенства?

– Нет. Посмотрите, «Сибирь» тоже вышла в премьер-лигу. А ведь есть и те, кому не нравится летать туда, где большую часть года холодно. Никто ни нам, ни новосибирцам не вставлял палки в колеса. А то, что мы, наверное, кому-то не нравились… Очень может быть. Но повторюсь, на результаты это никак не повлияло.

– Омари Михайлович, 40 лет – это повод вспомнить яркие страницы прошлого. У вас таких страниц хватает. И все-таки какие события вы считаете самыми яркими в своей карьере?

– В 1995 году я в составе владикавказской «Алании» выиграл чемпионат России. Не забуду игру в Сан-Франциско на чемпионате мира 1994 года со сборной Камеруна. Именно тогда Олег Саленко забил пять мячей, вошедших в историю, а мы победили 6:1, но, к сожалению, не вышли в плей-офф. Буду помнить и то, как в октябре 1992 года, в день рождения Льва Яшина и нашего капитана Андрея Кобелева, мы с «Динамо» в Италии обыграли «Торино» 2:1. Тогда мне удалось прикрыть одного из лучших полузащитников Европы – бельгийца Энцо Шифо…

– Но были матчи, о которых вам хотелось бы забыть? Например, о встрече сборных России и Люксембурга, которая состоялась осенью 1997 года на стадионе «Динамо». Тогда вы получили тяжелейшую травму и едва не завершили карьеру в 28 лет.

– Верно подметили – этот матч точно вспоминать не хочется. Незадолго до той злополучной игры я подписал контракт с итальянской «Ромой». В каком-то смысле это был пик моей карьеры. И вдруг такое несчастье. Но я никогда не забуду, как ко мне тогда отнеслись руководители и владельцы римского клуба. Я ведь за «Рому» и сыграть толком не успел. Думал, что меня, травмированного, просто выбросят на улицу. Но итальянцы педантично выполнили все пункты контракта, помогали мне с лечением, поддерживали.

– После «Ромы» вы оказались в греческом клубе ПАОК. Причем одновременно вы проходили службу и в греческой армии. Такое, наверное, трудно забыть?

– Да как сказать… Это была ирония судьбы. В Греции, как и в большинстве стран, существовал лимит на легионеров. А руководители клуба узнали, что у меня есть греческие корни, и в Афинах живут мои родственники. Предложили оформить греческое гражданство. Но по закону этой страны для получения паспорта необходимо пройти службу в армии. Я согласился и загремел в казарму. Служил три месяца. 18 дней жил только в казарме, а потом уже приходил в часть как на работу. Да и офицеры относились ко мне с пониманием – знали ведь, что я футболист. Теперь у меня двойное гражданство.

– В футбольных справочниках образца 1989 года в тбилисском «Динамо» числился игрок Омари Осипов. Потом он исчез, и уже в московском «Динамо» появился Омари Тетрадзе. Никогда не хотели вернуть себе прежнюю фамилию?

– Я родился в Тбилиси, и действительно моя первая фамилия – Осипов. Но в «Динамо» заявили, что будет лучше, если я буду носить грузинскую фамилию. Моя бабушка была Тетрадзе, поэтому я не стал мудрить. Когда переехал в Москву, то решил вернуть себе первоначальную фамилию. Но на дворе был 1991 год, рушился Советский Союз. Для того чтобы собрать все необходимые документы, нужно было много сил и времени. Тогда я этим заниматься не стал, а потом решил ничего не менять. Ведь известность получил именно как Омари Тетрадзе.

"