Posted 15 декабря 2015,, 21:00

Published 15 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:05

Updated 8 марта, 03:05

Обладательница Гран-при по фигурному катанию Евгения Медведева

Обладательница Гран-при по фигурному катанию Евгения Медведева

15 декабря 2015, 21:00
В завершившемся недавно финале Гран-при по фигурному катанию блестящую победу одержала 16-летняя московская школьница Евгения МЕДВЕДЕВА. Несмотря на то что вчерашняя юниорка только дебютирует во взрослых соревнованиях, она уже сумела выиграть один из этапов Гран-при, а в барселонском финале опередила вице-чемпионку мир

– Женя, прошлогодний сезон, где вы выиграли все, что только можно по юниорам, включая финал Гран-при и чемпионат мира, что дал в плане опыта?

– Уверенность. Теперь я знаю, что, если выходишь на лед работать, не жалея себя, результат обязательно придет.

– Гимн, флаг – для вас это важно?

– Очень. Я же не только за себя выступаю, но как бы это пафосно ни звучало – для истории, для страны. Не просто там Женя Медведева какая-то... За мной – наша страна, наш спорт.

– Когда удается откатать программы безошибочно, на одном дыхании, как это получилось в Барселоне, мы, зрители, испытываем восторг, а что чувствуете вы?

– Ой, я иногда заканчиваю прокат и не могу вспомнить, как именно откатала. Только потом по оценкам понимаю. Бывает, что очень сильно ухожу в себя, катаюсь на автомате, но так даже легче. Не думаю вообще ни о чем, чтобы не терять концентрацию.

– Вы очень активно общаетесь в социальных сетях, любите выкладывать свои фотографии… Дань моде?

– Мне интересно. Да, я со многими общаюсь, переписываюсь, сижу в группах, «ВКонтакте»... Это не только мои друзья, но и знакомые, болельщики. Есть такие, кто просто пишет слова поддержки, дети пишут... Я со всеми общаюсь свободно, на равных. Не вижу в этом ничего плохого. Особенно люблю выкладывать фото в «Инстаграме». Выложила что-то новенькое, и мне интересно – сколько людей мои фотографии просмотрят. Это ведь живые люди, которые тебя знают, которым ты интересна. Или маленькие девочки пишут: «Женя, молодец! Поздравляем. Мы за тебя держали кулачки». Конечно, очень приятно. Или совета спрашивают, как, например, тренироваться, выполнять тот или иной прыжок. Такое тоже бывает. Но я, конечно, не тренирую, тем более по переписке. Считаю, что просто не имею права. У меня же нет тренерского образования. У меня даже среднего образования пока нет. Я сейчас только девятый класс собираюсь заканчивать.

– Учитесь, как многие ваши ровесники-спортсмены, удаленно или по-настоящему ходите в школу?

– У нас по пятницам не бывает тренировок, и в этот день я, как все дети, в школе. У меня обычная школа, поэтому поблажек никто не делает. Пришла – работай наравне со всеми. Если надо подтянуть что-то – пожалуйста, есть дополнительные занятия. Нет такого – раз ты спортсменка, значит, тебе все можно. С алгеброй и геометрией мне бабушка помогает, а по русскому языку занимаюсь с учительницей. Люблю биологию, но особенно математику. Не знаю почему. Это как на льду – заходишь на сложный прыжок и, если он у тебя получается, так классно себя чувствуешь потом... Здесь то же самое: когда учишь, вроде не так уж и интересно, а когда начинаешь понимать, что к чему, и щелкать примеры, как семечки, самооценка поднимается, очень.

– А глядя на ваши программы, кажется, что вы влюблены в литературу...

– Дома люблю полежать на диване с книгой, но времени на это не хватает, если честно. Очень много отнимает учеба. А читать во время сборов и соревнований, чтобы отвлечься, – такой потребности у меня нет. Отвлекаюсь тем, что смотрю сериалы. Я вообще фанатка этого дела. Видела уже все сезоны «Доктор Кто», «Теорию большого взрыва», «Шерлока», американскую серию ужасов... «Шерлока» однажды шесть серий подряд смотрела, не могла оторваться.

– Женя, а какими качествами, по-вашему, должен обладать лидер?

– Целеустремленностью и требовательностью к себе.

– Это про вас?

– Да, я не такой человек, который думает: не получилось – ну ничего, в другой раз попробую. Я не успокоюсь, пока не сделаю. Буду бить и бить в одну точку. Характером я в бабушку пошла. Бабушка по профессии инженер, а вот мама была фигуристкой. Пишут, что поэтому меня и отдали в фигурное катание, но на самом деле я сама захотела, когда увидела соревнования по телевизору. Мама не стала сопротивляться, наоборот, всячески поддерживала. Мне кажется, я бы в любом случае встала на коньки. Да и зачем отдавать своего ребенка в такой вид спорта, где ему никто не сможет помочь? Мама не была моим тренером, но, когда совсем ничего не клеилось, помогала.

Фото: EPA

– Большие цели перед собой тоже ставили с самого детства?

– Я просто работала. Никогда никому ничего не доказывала. И сейчас не доказываю. Я выхожу на лед и работаю для себя. И для своей страны. А сначала было просто желание научиться красиво двигаться на льду. Я и сейчас к этому стремлюсь. Я очень люблю эстетику. Мне не нравится, например, когда у фигуриста идет нагромождение в движениях, в деталях костюма. Мне по душе образ сдержанный, утонченный, как фарфоровая статуэтка. Смотрю, как красиво, аккуратно двигаются партнерши в танцах на льду, и думаю: вот было бы здорово соединить их шаги, скольжение с нашими прыжками и вращениями... Стремление к красоте у меня проявляется во всем. Я все время за собой ухаживаю. Маникюр, макияж – каждый день. Даже на тренировке. Я должна быть красивой всегда! То же самое и в одежде. Стараюсь одеваться стильно. Не важно – на лед ты выходишь или в кино с подружками собралась. У нас все девочки, даже самые маленькие, стараются следить за собой. Этери Георгиевна (Тутберидзе, тренер Медведевой. – «НИ») это всячески поощряет. Помню, когда мы были еще совсем маленькими, она постоянно нам напоминала: «Прическа кое-как или небрежная одежда для вас недопустимы. У вас все должно быть аккуратно. Вы же публичные люди, на вас все время смотрят...» Она и сейчас может сказать, если ей не нравится: «Боже, Женя, что это? Сними немедленно». Конечно же, я слушаюсь. Считаю, у моего тренера очень хороший вкус, она сама одевается очень стильно, так что я стараюсь не противоречить.

– А во всем, что касается тренировочного процесса, слово тренера – тоже закон?

– Когда как. Компромисс ведь всегда можно найти. Но чаще все-таки, если тренер делает мне замечания, я не спорю. И не важно, противоречит это моему состоянию или нет. Если ты вышла на лед, то должна работать. Пока никаких проблем у нас с Этери Георгиевной не было. Хотя нет, бывает иногда: начинаю в ее сторону фыркать... Мол, как же, я чемпионка мира, пусть и среди юниоров! Но внутренний барьер срабатывает. Этот человек меня всему научил, дал мне все, что я сейчас имею. Без этого тренера я была бы никем. Вспоминаю об этом и сразу успокаиваюсь. Этери Георгиевна ругает меня тогда, когда нужно. Правда, невозможно быть все время стойким оловянным солдатиком, хоть я и стараюсь. Меня тоже иногда приходится приводить в чувство. А я человек очень вспыльчивый, даже если ко мне с благими намерениями подойдут, могу огрызнуться под горячую руку. В такие моменты просто не контролирую себя. Потом, конечно, всегда извиняюсь. И еще: я если чем-то сильно увлекаюсь, то просто фанатею. Иногда в прямом смысле слова приходится себя останавливать. Взять, например, те же сериалы. Если мне кино нравится – так я в нем каждую деталь просмотрю, буду покупать себе разные тематические игрушки, одежду, сувениры...

– Вы выступали на соревнованиях даже со сломанной рукой – это тоже, наверное, в какой-то степени фанатизм. Может, стоит иногда пожалеть себя?

– Так это моя обязанность – выступать. Если бы я тогда не вышла на старт в чемпионате России, то не попала бы в сборную, не заявила о себе. Осталась бы на том же уровне, даже ниже. А для меня важнее было показать, что я могу очень многое, что для меня, если надо, никаких преград не существует. Некоторые смотрели на меня, как на идиотку, когда видели, что я с гипсом на руке катаюсь. Но многие даже ничего и не подозревали: подумаешь, чуть-чуть рука наружу выгнута... Я катала вальс, исполнила чисто все прыжки, а в раздевалке, когда сняла платье, все ахнули: «Женя, что это?» Я еще удивилась, как можно было такой «костыль» не увидеть-то.

– Тренер не пыталась вас тогда отговорить от выступления?

– Этери Георгиевна, наоборот, меня мотивировала. Она считает: если даже в такой ситуации есть шанс побороться, надо его использовать. И мама меня не отговаривала. Все понимали: если останусь дома, еще больше закопаюсь в своей травме. А для меня было очень важно перебороть себя.

– В вашей группе сейчас тренируются несколько сильных фигуристок. Такая конкуренция подстегивает или было бы комфортней тренироваться одной?

– Мне без разницы. Я соревнуюсь сама с собой. И тренируюсь сама. Я ни на кого не обращаю внимания. Если взбрело в голову что-то новое – иду и пробую. Никогда не повторяю то, что делают другие, стараюсь быть индивидуальностью. Честно говоря, не понимаю тех, которые работают по принципу: ой, она сделала лучше, чем я, пойду убьюсь, но тоже сделаю! Это не значит, что я не хочу ничему учиться у других. Идеала фигуристки у меня нет, но я смотрю по сторонам. Каролина Костнер очень благородно выглядит на льду, у Юна Ким очень хорошие прыжки, Мао Асада – очень боевая девочка...

– А на тройной аксель Лизы Туктамышевой нет желания ответить?

– Если будет сильная конкуренция и я пойму, что без этого прыжка уже не обойтись, это одно. А просто повторять... Нет. Копировать и конкурировать – разные вещи.

– Перестройку организма, связанную с переходным возрастом, вам еще только предстоит пережить. Такие трудности не пугают?

– Думаю, что это не так уж сложно. Я и сейчас могу поправиться очень сильно, но и ограничивать себя тоже умею. Да, я люблю сладкое, люблю сытно покушать, но менять еду на то, к чему ты стремилась с детства, я, например, не готова. Лучше откажусь от ужина на день-два и буду дальше добиваться цели. А цель у меня одна – стать олимпийской чемпионкой. Если честно, я считаю все старты, кроме Олимпиады, проходящими. Олимпиада – это пик. На всех остальных соревнованиях ты просто показываешь, как можешь кататься, что еще можешь сделать. Хотя мне кажется, что и Олимпиада – это обычные соревнования. Такие же люди кругом, те же самые соперники. Крутизны только больше, публики...

– Но есть ведь фигуристы, которые так и не смогли стать олимпийскими чемпионами, а их все равно все знают, любят и помнят. Иногда даже больше, чем медалистов Игр. Или это не ваш вариант?

– Хотелось бы иметь и то, и другое. Я если что-то не сделаю, буду все время об этом думать, не успокоюсь и попытаюсь снова добиться своего. Главное – из всего нужно делать правильные выводы. И работать на максимуме каждую тренировку.

"