Posted 15 августа 2013,, 20:00

Published 15 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:15

Updated 8 марта, 02:15

Олимпийская чемпионка Татьяна Лебедева

Олимпийская чемпионка Татьяна Лебедева

15 августа 2013, 20:00
Олимпийская чемпионка, шестикратная чемпионка мира Татьяна ЛЕБЕДЕВА впервые участвует в форуме сильнейших легкоатлетов, который в эти дни проходит в Москве, не как действующая спортсменка, а в роли зрителя. Правда, зрителя не совсем обычного. Во-первых, Лебедева – вице-президент Всероссийской федерации легкой атлетики,

– Таня, вы теперь не только участвуете в заседаниях ИААФ, но и присутствуете на планерках оргкомитета чемпионата мира, обсуждаете вопросы, о которых раньше, наверное, и не думали?

– Это верно. А чего было думать: ты прилетел, тебя встретили, разместили, а дальше тренируйся и выступай. Сейчас смотришь, оказывается, организовать соревнование такого уровня – не только сумасшедший труд, но и большая ответственность. Я все-таки не так сильно задействована, а вот многие бывшие спортсмены, кто с самого начала работает в оргкомитете, чувствуют себя как выжатый лимон. Говорят, легче на дорожку выйти и пробежать. Там же все зависит только от тебя, а здесь, не дай бог, не справишься, подведешь...

– Впечатления, наверное, разные?

– Позитива, конечно, больше. Есть какие-то минусы, какие-то казусы, но ни один чемпионат без этого не проходит. Потом, это люди, которые занимаются организацией процесса, все мелочи замечают, а обычные зрители, по-моему, наслаждаются зрелищем. Для них это праздник без всяких преувеличений. Посмотрите, как стадион сходил с ума, когда прыгала Лена Исинбаева!

– Я так понимаю, что победа Исинбаевой и для вас пока самое сильное впечатление от чемпионата мира?

– Думаю, если бы она установила новый мировой рекорд, можно было бы закрывать чемпионат (смеется). Лучше этого уже ничего не было бы! А народ бы еще целую неделю гулял и праздновал, поддавшись всеобщей эйфории. Лена потрясла, конечно. Меня ведь еще до чемпионата чуть ли не на каждом шагу спрашивали: как она, готова? Я старалась ничего конкретного не говорить. Знала, что готова, видела в Волгограде ее тренировки. Но ведь и проблемы у Лены тоже были, и травмы. А кому хочется знать про проблемы и травмы? Все хотят либо победы, либо поражения, сильных каких-то эмоций. Но я была уверена в том, что Лена победит, просто боялась сглазить. Она, конечно, заставила половину своих болельщиков посидеть на валидоле, но какой зато замечательный получился вечер! Думаю, многие из тех, кто следил за ее выступлением на трибуне или по телевизору, на следующее утро проснулись и почувствовали какое-то вдохновение, радость. Может, даже не все поняли, от чего это, но это Лена подарила такое состояние души. Она и сама от души прыгала. И с трибунами общалась тоже от души. Поэтому на стадионе была такая сумасшедшая энергетика.

– Все отмечают, что Лена за последнее время очень сильно изменилась.

– Знаете, она выстрадала эту медаль, заслужила ее на все сто процентов. Я смотрела на нее в секторе и любовалась. Весь ее прежний пафос пропал.

– Вы уже успели ее поздравить?

– Пока только эсэмэску отправила. Она крестная мама моей младшей дочери, так я и написала ей, как дочка сказала. Что крестница твоя тобой гордится, что ты вообще настоящий герой…

– А если вернуться к организации чемпионата мира, к теме пустых трибун, например…

– У нас один из самых больших стадионов в мире. Он и во время футбольных матчей, насколько я знаю, аншлагами похвастать не может. А в том же Эдмонтоне, помню, стадион тысяч на 30 был, не больше. Это, считайте, только первый ярус «Лужников». Проблема в том еще, что у нас болельщик на легкую атлетику ходить в принципе не приучен. Вот пройдет чемпионат мира, нам надо эту лавину подхватывать и направлять в нужное русло, продолжать проводить легкоатлетические турниры. Только надо более грамотно эти соревнования раскручивать, поддерживать, и народ пойдет, я не сомневаюсь. И не нужны нам для этого целые «Лужники». Надо, чтобы у нашей легкой атлетики был свой стадион, чтобы собирал он свои 10–20 тысяч зрителей, но регулярно. Зритель ведь у нас, если с тем же футболом сравнивать, совсем другой. Вот мы сейчас у персонала «Лужников», у официантов, уборщиц спрашиваем: как вам чемпионат? Они говорят: мы в восторге. Потому что публика порядочная, культурная, детей много…

– Иностранные гости на что-то жалуются?

– В основном на то, что не все волонтеры хорошо говорят на английском языке и не сразу могут разрешить ту или иную проблему. Но это, поверьте, практически везде происходит. На прошлом чемпионате мира в Корее мы точно с такой же ситуацией сталкивались. Плюс там еще менталитет азиатский мешал… Там не каждый человек может взять на себя ответственность, чтобы оперативно решить какой-то вопрос. Один начинал звонить старшему, тот еще более старшему, и мы могли в течение довольно продолжительного периода времени ждать, пока они между собой договорятся. Или вот некоторые жалуются, что в гостинице «Космос» не самые лучшие номера. Видела в «Фейсбуке» фотографии: да, вид, может, действительно не самый лучший, но это же не организаторы решают, куда кого селить, это проблема национальных федераций. Организаторы предоставляют варианты отелей в зависимости от ценовых категорий, а участники уже сами выбирают. Каким-то странам питание не нравится. Но угодить всем на сто процентов мы все равно никогда не сможем. По своему опыту могу сказать – если ты готов и приехал соревноваться, тебя уже ничто не выбьет из колеи. В этом тоже заключается профессионализм спортсмена. Ты выступай, результаты показывай, а потом уже какие-то выводы делай. А иную проблемную ситуацию, может быть, иногда полезно и с юмором воспринимать, от этого ты только сильней становишься.

– А своя изюминка у московского чемпионата мира есть, как вам кажется?

– Гостеприимство. В Москве очень много мероприятий проходит. Например, в среду вечером – в выходной для спортсменов – был прием в резиденции американского посла. На нем не только чиновники присутствовали, но и спортсмены. Многим из них, я знаю, еще выступать, но все пришли. И с российской стороны тоже были чемпионы. Не помню, чтобы такие дружественные мероприятия проходили на других чемпионатах мира. И на самом деле это здорово, спортсмены ведь должны общаться друг с другом не только в соревновательной обстановке.

– Впереди еще три дня соревнований, но первые итоги подвести уже можно. Как, на ваш взгляд, выступает российская команда?

– Отлично. В ходьбе, например, в отсутствие лидеров молодежь, я считаю, сотворила чудо. Два «золота» и два «серебра» – очень хороший результат. Антонина Кривошапка завоевала медаль в беге на 400 метров, а Сережа Шубенков – в барьерном спринте. На Олимпиаде мы в одних дисциплинах брали медали, а сейчас у нас другие виды на пьедестале. Вот это я считаю самым важным достижением. Молодежь потихоньку подтягивается, и не только в спортивной ходьбе. Конечно, если и наши лидеры подтвердят свой статус, это будет просто замечательно, но не будем забывать: в команде сейчас идет смена поколений. И даже если в Москве наши молодые атлеты не завоюют медали, а только в финалах будут участвовать, это уже хорошее подспорье на будущее.

"