Posted 15 апреля 2008,, 20:00

Published 15 апреля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:12

Updated 8 марта, 08:12

Призер Олимпийских игр Альберт Демченко

Призер Олимпийских игр Альберт Демченко

15 апреля 2008, 20:00
Под конец недавно завершившегося сезона российские мастера санного и бобслейного спорта получили подарок – в Дмитровском районе Подмосковья, в местечке Парамоново, для них построили долгожданную трассу. Саночники уже опробовали ее в деле на своем чемпионате страны, впервые, кстати, дома, а не за границей. Больше други

– Альберт, пару недель назад вы еще жили в соревновательном режиме, а в мае уже начнете подготовку к новому сезону. Такого короткого перерыва для полноценного отдыха достаточно?

– Вполне. Я сейчас прекрасно провожу время – занимаюсь своей маленькой дочкой. Виталине всего три месяца, и мы с женой и старшей дочерью Викторией души в ней не чаем. Главное, мы все вместе. Потому что, хотите – верьте, хотите – нет, но мы с женой вдвоем на море или просто за границей вообще ни разу не отдыхали. А всей семьей тем более. Как-то у нас не складывалось. Правда, мы большие любители автотуризма. Садимся в машину и едем в Волгоград. Там, как правило, и отдыхаем. Не хуже, чем на курортах, кстати.

– Имя у вашей младшей дочки очень необычное…

– Знаете, к отчеству дочерей очень трудно имя подобрать. И мы с Ольгой хотели, чтобы у девочек оно было и необычное, и красивое.

– Альберт, санно-бобслейная трасса, о которой все так много говорили и которую так долго ждали, наконец, открыта. Что можете сказать о ней?

– Хорошая трасса. Главное ее преимущество в том, что она недалеко от моего дома в Дмитрове расположена (смеется)… Нет, серьезно, нормальная трасса. Надо, конечно, еще многое доделать, кое-что подкорректировать, но в целом она произвела хорошее впечатление.

– А были разговоры о том, что нужно ее перестраивать…

– Нет, об этом речь не идет. Просто есть один вираж – мы его называем «кольцо», – который слишком сильно гасит скорость. В принципе все трассы в мире делятся на скоростные и не очень. Это зависит от перепада высот, от профиля желоба… К какой ближе парамоновская, пока не знаю. Полностью мы ее еще не испытали, так как стартовали не с самой верхней точки. Лично мне больше скоростные трассы нравятся, но это не столь важно. Важно, что наконец-то трасса у нас появилась. Правда, говорить о том, что она сразу решит все проблемы с нашей подготовкой дома, было бы неправильно.

– Почему?

– Понимаете, трасса, какая бы замечательная она ни была, не может функционировать без комплекса. Без тренажерного зала, без восстановительного центра, хороших мастерских для саней и бобов…
Все это в Парамоново запланировано, но будет построено чуть позже. Поэтому, когда я слышу разговоры о том, что теперь мы только дома тренироваться будем, мне становится смешно. Это невозможно в принципе. Мы, саночники и бобслеисты, все равно будем ездить на сборы и готовиться на других объектах. В мире сейчас 15 трасс, и все друг от друга отличаются. Знать их особенности, кататься на них – необходимо. Иначе в Германии всегда будут выигрывать немцы, в Канаде – канадцы, а в Италии – итальянцы. Трасса в Парамоново очень поможет нам в начале сезона, в период вкатки, а решит прежде всего проблему резерва, молодежь начнет наконец-то осваивать наш вид спорта по-настоящему. В этом ее главная ценность.

– А молодежь пойдет, как вы думаете?

– Почему же нет? У нас уже есть определенные технические наработки, есть тренеры, есть традиции… Лет в 12–13 смело можно начинать. Если настроить ребят на долгую, кропотливую работу, то не сомневаюсь – результаты придут. Но сразу хочу предупредить: наш вид спорта для долгожителей. Быстрого успеха не будет. Ждать придется не год, не два, просчитывать тренировочный процесс надо лет на 15 вперед. Поэтому, не имея психологической выдержки, даже начинать не стоит.

– У молодых ваш пример перед глазами будет. А вы ради чего так долго «мучились»? Ни медалей в стране в этом виде спорта не было, ни традиций, ни трасс… Или вы саночник от Бога?

– Я действительно сегодня единственный в России человек, которого знают как саночника. И боюсь, что если не буду время от времени появляться в тех же телевизионных шоу, например, то люди вообще забудут, что есть такой вид спорта. Это грустно, но это факт. Надеюсь, трасса в Парамоново ситуацию исправит. А есть ли у меня талант? Сам я себя талантливым не считаю. В спортивной школе первый тренер отчислил меня за бесперспективность. В это трудно поверить, но когда-то я был невысоким и слишком худым для своего увлечения. Смотрю сегодня на фотографии 8–9-го класса и с трудом себя узнаю. Так что мои результаты скорее следствие большого труда и терпения.

– С самого детства были таким целеустремленным?

– Наверное, да. В группе сменился тренер и собрал всех, кто тренировался раньше. Я сдал нормативы и выиграл у всех по тестам. А в 10-м классе пришлось определяться, куда идти. Жили мы небогато, платить за какое-то престижное обучение родители не могли. Одна дорога была – в физкультурный. Поэтому смысла не было спорт бросать. Так и втянулся. А там уже и амбиции мои сыграли роль, и поддержка тренеров, и семьи. Бывает ведь, что тренировки идут легко, бывает, что не очень. А бывает, что хочется лежать, спать и ничего не делать. В такие моменты жена, например, мне всегда говорит: «Ну, и чем ты теперь заниматься будешь? Иди на тренировку!» Ольга у меня сама в этом плане очень энергичная, хотя к спорту никакого отношения не имеет. Она – педагог, был период, что и на трех работах работала. Так что приходится ей соответствовать.

– В общем, участь ваша понятна: кататься, видимо, придется до пенсии. Или возраст в санном спорте все-таки ограничения имеет?

– Особых ограничений нет. Главное – твое психологическое состояние. Возможно, скажу банальность, но если падаешь духом – пора завязывать. Это в любом виде спорта, а в нашем – особенно. Ты борешься сам с собой, на подсознательном уровне. Вот едешь в санях, и внутреннее состояние должно быть боевое, ты должен чувствовать уверенность в том, что выиграешь. Вроде технический вид спорта, а решает все тем не менее человеческий фактор. Я иногда сам себе мешаю. Настолько чрезмерно желание победить…

– Если я вас правильно поняла, Альберт, вы и после Ванкувера уходить не собираетесь?

– Наверное, все-таки спортсмен идет по спорту, как по жизни, пока не достигнет цели. Я ее вижу и иду к ней, не замечая препятствий. Настраиваюсь дожить до чемпионата мира 2011 года, это точно. Он пройдет в Турине, а у нас с Цогеллером (знаменитый итальянский саночник. – «НИ») особые счеты. Из ветеранов в нашем виде спорта мы с ним вдвоем остались. 14 лет уже гоняемся.

– А ближайшая цель какая?

– До Олимпиады в Ванкувере всего один сезон остался. Минувший получился не совсем удачным, но и не провальным. На четверочку. Поэтому основная ближайшая задача – исправить ошибки, изготовить новые сани и обкатать их. Чтобы на Играх они меня не подвели.

"