Posted 15 февраля 2009,, 21:00

Published 15 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:37

Updated 8 марта, 07:37

Еще поборемся

Еще поборемся

15 февраля 2009, 21:00
В субботу в корейском Пхенчхане стартовал чемпионат мира по биатлону. Несмотря на допинговый скандал с тремя ведущими спортсменами, которые были отстранены от участия в соревновании и уже вернулись домой, сборная России в первых четырех гонках завоевала три медали. Дважды на третью ступеньку подиума – по итогам спринта

И все-таки он начался, этот чемпионат мира, о котором говорить будут теперь очень долго. Никогда прежде главный старт сезона в биатлоне не предварял столь громкий скандал, в котором, увы, оказались замешаны российские спортсмены, и который был преподнесен с особой торжественностью. Вместо того чтобы ограничиться официальным пресс-релизом, как это делается обычно, Международный союз биатлонистов (ИБУ) сделал все, чтобы новость, как говорится, прозвучала. После того как Екатерина Юрьева, Альбина Ахатова и Дмитрий Ярошенко были обвинены в употреблении запрещенного препарата, глава Международного союза биатлонистов (ИБУ) Андерс Бессеберг публично пообещал еще раз проверить всех российских атлетов. Решение же о сроках дисквалификации Юрьевой, Ахатовой и Ярошенко будет вынесено после чемпионата мира. А вчера ИБУ распространил информацию о том, что положительной оказалась допинг-проба, взятая у Ярошенко и на четвертом этапе Кубка мира в Оберхофе. От повторного теста спортсмен отказался.

Нетрудно догадаться, насколько тяжело сейчас нашим спортсменам. «Мы стараемся не обращать внимания, но находиться в этой атмосфере всеобщего молчаливого порицания, тем не менее, тяжело, – призналась после первой гонки Светлана Слепцова. – Хочется доказать, что все равно мы – самые сильные!» Словом, России как никогда нужны были медали именно в первых гонках. И как же здорово, что наши спортсмены справились с давлением. И у них самих, и у болельщиков от сердца хоть немного отлегло…

Впрочем, корейский чемпионат станет тяжелым испытанием не только для россиян, а абсолютно для всех его участников. Лужи на стрельбище, грязный снег, ледяные спуски и синяки на теле… Такого количества падений на чемпионате мира биатлонный мир давно не видел. Куда смотрел ИБУ, выбирая для зимнего вида спорта столь экзотическое место, совершенно непонятно. Упала в спринте наша Аня Булыгина, потеряла, по ее мнению, секунд 20, и показала в итоге четвертый результат. Едва не разбился по этой же причине Иван Черезов. Вчера, разозлившаяся из-за неудачи в первой гонке (восьмое место в спринте), не удержалась на коварном спуске быстроногая Магдалена Нойнер. В преследовании она лишь 11-я, и, может, поутихнет теперь со своими антироссийскими комментариями. А то и медалей она из-за Юрьевой и других россиянок недосчиталась, и вообще у нее много вопросов…

Впрочем, первое «золото» Пхенчхана выиграла немецкая биатлонистка Кати Вильхельм. В преследовании она «застрелилась» (аж шесть штрафных кругов), но все равно прибежала второй вслед за шведкой Хеленой Йонссон. В активе сборной Германии есть и серебряная медаль, которую принесла Симона Хаусвальд в спринте. А вот «бронза» в обеих гонках досталась одному и тому же человеку – и очень приятно, что это была наша Ольга Зайцева. Москвичка не входила в число фаворитов чемпионата, однако опыт и огромное желание вернуться в элиту мирового биатлона начали приносить свои плоды. Ровно, спокойно, уверенно провела она спринтерскую гонку. А в преследовании была даже близка к победе, но не сумела вовремя сделать поправку на ветер. Две «бронзы» – первые награды Зайцевой после олимпийского Турина в индивидуальных гонках.

А вот с тем, какую медаль завоевал в Пхенчхане Максим Чудов, удалось разобраться не сразу. Впрочем, вопросы к организаторам чемпионата возникли еще по ходу спринта, закончившимся триумфом норвежской сборной с легендарным Оле-Эйнаром Бьорндаленом во главе. Трудно было понять, как Ларс Бергер, проигрывавший лидеру за километр с небольшим до финиша 50 секунд, занял в итоге второе место. Оказалось, подвела электроника – не сработал магнитный чип, закрепленный на ноге спортсмена. Тем не менее его результат признали правильным. Потом было преследование, которое выиграл Бьорндален, а Чудов здесь финишировал вторым. Но когда великий норвежец готовился к церемонии награждения, выяснилось, что на стартовом отрезке гонки он (и еще ряд спортсменов) бежал не той дорогой. В итоге ему присудили минуту штрафа, а победу отдали Чудову. Но пока Максим готовился к чемпионской церемонии награждения, организаторы рассматривали апелляцию, поданную норвежцами и другими обиженными делегациями. Представитель ИБУ Пер Ланге говорил, что дискуссия по этому вопросу может затянуться, однако вскоре пришла информация о том, что чемпион – все-таки Бьорндален, а Чудов – второй. Вот такой бардак.

Заявление Андерса БЕССЕБЕРГА, президента Международного союза биатлонистов (ИБУ):
– Тому, что сделали эти три атлета и те люди, которые за ними стояли, нет никакого оправдания. По сравнению с предыдущими случаями, сейчас можно сказать, что налицо систематическое употребление допинга в одной из сильнейших сборных мира. Нам нужно спросить себя – всех ли мы поймали, или это только верхушка айсберга? Сегодня все внимание сосредоточено на российских спортсменах, но мы будем продолжать нашу антидопинговую программу, в рамках которой все элитные атлеты проходят регулярные проверки. Чистые спортсмены должны постоянно подтверждать, что они чистые. Нам недостаточно просто ловить и наказывать тех, кто обманывает. Нам необходимо изменить менталитет этих атлетов и их федераций. Просто наказать для этого недостаточно. За редкими исключениями, все атлеты, тренеры и менеджеры поддерживают антидопинговую политику ИБУ, главный принцип которой – полная нетерпимость к допингу. Только так мы сможем сделать биатлон чистым. Лично я считаю, что нам надо отменить практику проверки проб А и Б. Это в прошлые времена методы анализа были ненадежными. Теперь ситуация изменилась. К тому же, если проба А положительная, а Б – отрицательная, это только добавляет нестабильности в обществе, поскольку никто не знает, какой анализ был правильным. Думаю, что предложу ВАДА называть имена нарушителей антидопингового кодекса уже после получения положительного результата пробы А.

"