Posted 15 февраля 2006,, 21:00

Published 15 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Плющенко и лед помогает

Плющенко и лед помогает

15 февраля 2006, 21:00
Сегодня в Турине определится олимпийский чемпион в мужском одиночном катании. И хотя прогнозы в спорте вещь неблагодарная, имя будущего героя смело можно назвать заранее – Евгений Плющенко. Короткую программу, которую тридцать лучших фигуристов мира исполняли во вторник поздно вечером, он выиграл с колоссальным отрывом

Задел, который создал себе Плющенко, единственный, кстати, кому удалось исполнить самый сложный вариант короткой программы без ошибок, более чем комфортный – ближайшего соперника американца Джонни Вейра он опережает на 10,66 балла. А это значит, что выходить сегодня поздно вечером на лед дворца спорта «Палавела» он будет, имея огромное психологическое преимущество, которого ему так часто не хватало в последние годы. «Я чувствовал уже здесь, в Турине, некоторую слабость после небольшого отравления, но спасибо врачам, сейчас готов на все сто процентов», – сказал он, едва отдышавшись после проката во вторник. И тут же взмолился: «Только не спрашивайте меня больше ни о чем. Много говорить не хочу. Основная борьба все равно впереди. Обещаю только, что сделаю для победы все возможное…»

Конечно, Плющенко лукавит. Бороться ему сегодня предстоит разве что с самим собой. И для победы он уже сделал больше чем достаточно. Десять баллов – отрыв солидный. Даже упасть (не дай бог, конечно) в произвольной программе можно и все равно стать победителем. «Я не знаю, что должно случиться, чтобы Плющенко проиграл, – сказала знаменитая немецкая фигуристка Катарина Витт. – По-моему, когда он выходит на пик формы, да к тому же находится в таком прекрасном настроении, ему не страшны никакие соперники».

И все-таки Женя суеверен. Был момент в его короткой программе, когда он заметно покачнулся, приземлившись после четверного прыжка. Удержаться и тут же исполнить положенный «тройной» стоило больших усилий. Таких, что, раскланявшись после финала, он поехал не к бортику на выход, а в тот самый угол катка, где сделал свой каскад. И коснулся льда рукой. «Я боролся за этот «четверной» до самого конца. Вот и поблагодарил лед за помощь», – сказал Плющенко.

К слову, нынешний мужской турнир одиночников показал, что исполнить чисто четверной прыжок еще не значит добиться победы. Сложнейший элемент, причем в каскаде, прекрасно удался и чемпиону мира швейцарцу Стефану Ламбьелю (перед произвольной у него третий результат), и победителю этапов Гран-при канадцу Эмануэлю Сандю (седьмой). А вот Вейру для того, чтобы расположиться вслед за Плющенко, четверного тулупа (собственно, он им пока и не владеет) не понадобилось вовсе. Хватило чистого исполнения «тройных», что еще раз дало повод журналистам порассуждать о некоторых спорных моментах новых правил.

Кстати, если говорить о судействе, то вопреки прогнозам особо объективным оно все равно не стало. Возможность подтянуть кого-то или слишком строго наказать осталась. Например, один из претендентов на медали – француз Брайан Жубер (он коснулся льда рукой на «четверном» и пока идет четвертым) так и не понял, почему ему поставили столь низкие баллы за компоненты программы (так теперь называется оценка за артистичность). И не он один. Многие пребывают в недоумении и от финальных результатов в соревнованиях спортивных пар. «Золото» Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина, конечно, ни у кого сомнению не подвергается, а вот «серебро» китайцев Дань Чжан и Хао Чжан вопросы вызывает. Международный союз конькобежцев (ИСУ) даже распространил специальный пресс-релиз, где всю эту, мягко говоря, неординарную ситуацию подробно объясняет.

Напомню, что китайский дуэт, пытаясь обыграть Тотьмянину с Марининым, пошел на самый сложный на сегодняшний день в парном, да, пожалуй, и во всем фигурном катании элемент – выброс в четыре оборота. Те, кто видел, как упала Дань Чжан, не понимают, как она после этого вообще смогла продолжить программу (в кулуарах говорят, что у фигуристки, которая якобы даже находится в больнице, сильно повреждено не только колено, но и позвоночник). И не просто докатать ее, а прекрасно исполнить еще два выброса в три оборота, сложнейшие поддержки и подкрутки. Это можно назвать одним словом – подвиг. Нужен он был в такой ситуации или нет, другой вопрос. Все, включая судейскую бригаду, были настолько ошарашены случившимся, что, когда Дань упала и не смогла сразу продолжить программу, рефери, как полагается в таких случаях, не остановил музыку, подав свисток. По правилам соревнований спортсмены имеют право продолжить выступление, если после остановки по каким-либо причинам прошло не более двух минут. Пока китаянка приходила в себя – прошло все четыре. И вот тут за перерасходованный лимит, опять-таки если следовать правилам, независимо от проката баллы должны были солидно понизить. Но этого не последовало. Рефери дал свисток, когда вновь заиграла музыка и фигуристы, дожидаясь нужного момента для возобновления программы, в положенные две минуты уложились. То есть формально все вроде бы по правилам. На деле же – явная подтасовка.

Если руководствоваться спортивным принципом, «серебро» должно было бы перейти к Шень Сюе и Чжао Хунбо, «бронза» к третьему китайскому дуэту Цин Пан – Цзянь Тон. Если человеческим – остаться у Чжанов. А поскольку все три дуэта из Поднебесной в случае пересмотра результатов просто бы поменялись местами между собой, не было никакого смысла и в апелляции, скажем, с нашей стороны. Впрочем, как сообщил корреспонденту «НИ» один из членов технического комитета ИСУ, сейчас нужно больше думать не об этом инциденте и не о накладках, которые допустил рефери, а о том, чтобы запретить в парном катании элементы, которые балансируют на грани человеческих возможностей.

"