Posted 15 января 2009,, 21:00

Published 15 января 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:50

Updated 8 марта, 07:50

Главный тренер сборной России по хоккею Вячеслав Быков:

Главный тренер сборной России по хоккею Вячеслав Быков:

15 января 2009, 21:00
Победа сборной России на чемпионате мира по хоккею стала, по мнению многих наших граждан, одним из главных событий 2008 года, причем не только спортивным. Это не- удивительно, поскольку триумфа на первенстве планеты в одном из самых любимых видов спорта россияне ждали долгих 15 лет. Поэтому и главный тренер нашей золот

– Вячеслав Аркадьевич, подводя итоги 2008 года, многие ставили на первые места в разного рода рейтингах, в том числе и в «Новых Известиях», именно победу наших хоккеистов на мировом первенстве, а вас называли лучшим тренером. А вы что скажете об итогах своей работы?

– Конечно, и тренерам, и хоккеистам очень приятно такое внимание. Очень хотелось, чтобы хоккей в нашей стране вышел на прежний уровень популярности и вновь занимал бы первые позиции в мире. Еще во времена СССР было замечено: после больших побед существенно увеличивается число мальчишек, которые хотят записаться в хоккейную секцию. Надеюсь, это происходит и сейчас. Но ни я, ни мой ассистент и единомышленник Игорь Захаркин не собираемся почивать на лаврах прошлогоднего успеха. Да, честно говоря, мы и не впадали в эйфорию. Была большая радость. Все-таки профессиональный спорт работает прежде всего на результат, и мы его добились. А теперь уже смотрим в будущее. Впереди новый чемпионат мира, не за горами и Олимпийские игры.

– После триумфа «атмосферный столб» на вас сильнее давит, чем раньше?

– Я бы сказал так: тренеры и хоккеисты ощущают большое внимание со стороны болельщиков и прессы. Много желающих взять интервью или попросить автограф. Простые люди вновь относятся к команде с огромным интересом и уважением. Чувствуется, что народ разделяет с нами радость победы, и дальше хочет ощущать свою причастность к успехам сборной. Да и со стороны власти к команде самое благожелательное отношение.

– Однако некоторые авторитетные в хоккейном мире люди фактически позволяют себе вмешиваться в вашу работу, предлагая не приглашать на матчи того же Евротура тех кандидатов в сборную, которых вы считаете нужным пригласить. В этом турнире якобы должны участвовать только молодые игроки, а опытных нечего лишний раз выдергивать из клубов. Такая позиция вас не настораживает?

– Настораживает. Сейчас в сборной хорошая атмосфера, пришел наконец-то и результат. И очень не хочется, чтобы этот микроклимат в коллективе, созданный во многом благодаря постоянному контакту тренеров и игроков, был разрушен. А главное, надо помнить, что сборная – это не команда Быкова, Захаркина или Владислава Третьяка. Она принадлежит всему народу. А болельщикам всегда было интересно видеть своих лучших игроков. И не раз в год, а гораздо чаще. По-другому, на мой взгляд, будет неправильно. Ну и, конечно, через этапы Евротура хоккеисты набираются необходимого международного опыта, а тренеры имеют возможность проверить в деле различные сочетания звеньев. Вот что касается сроков или места проведения этапов Евротура, то здесь, считаю, возможны нововведения. Но это в компетенции нашей федерации хоккея.

– Вячеслав Аркадьевич, позвольте еще раз вернуть вас на чемпионат мира в Канаду. И сейчас, когда по телевидению показывают победную шайбу Ильи Ковальчука в финале, переживаешь колоссальные эмоции, даже слезы наворачиваются... А вы помните, что чувствовали, как вели себя в тот решающий момент?

– Для меня очень важно постоянно контролировать ситуацию, держать руку на пульсе событий. Когда в овертайме финального матча с Канадой мы получили численное преимущество, необходимо было быстро проанализировать положение, не поддаваясь эмоциям. Тогда я принял решение выпустить на реализацию большинства четырех нападающих. У каждого из этой четверки была просто невероятная нацеленность на взятие ворот. То, что журналисты иногда называют «инстинктом убийцы». Но ребята сами должны были решать, кому завершать розыгрыш броском. А когда Ковальчук забил… Не знаю с чем это даже сравнить. Это был какой-то фантастический, по-детски искренний восторг.

– А между тем по ходу чемпионата Ковальчука в основном критиковали за отсутствие голов и удаления, приводившие даже к дисквалификации. Но вы-то с Захаркиным верили в хоккеиста?

– Как только окончательно определяется состав на турнир, то мы становимся одной семьей. А в семье нельзя любить одного ребенка больше, чем другого. Так и в Илью я верил от начала и до конца. И из-за того, что он забил решающий гол в финале, эта вера не стала больше. Во время чемпионата я постоянно был в контакте с Ильей. Вообще наш с Захаркиным стиль работы предполагает постоянное общение с игроками и персоналом сборной. Важно, чтобы хоккеист не чувствовал себя одиноким, когда на него обрушивается критика. Конечно, сам Ковальчук в те дни сильно волновался. И ситуация вокруг него даже обсуждалась на собрании коллектива. Илью все поддержали. И он в решающий момент просто оправдал доверие.

– В спорте есть такая поговорка: победный состав не меняют. Но в современных условиях ей трудно следовать. На предстоящем весной чемпионате мира мы, судя по всему, увидим другую сборную России?

– Конечно. И не только потому, что неясна ситуация с энхаэловцами. Она, собственно, всегда туманная и более-менее проясняется уже к самому началу чемпионата мира. Мы обращаем внимание на спортсменов, которые сейчас демонстрируют высокий уровень игры. При этом замечу, что никому не собираемся заглядывать в паспорт. У ветеранов такие же шансы поехать на чемпионат, как и у остальных. Но оговорюсь: приглашать их будем не за былые заслуги. Они должны соответствовать общим требованиям.

– Значит, например, у Алексея Яшина или Олега Твердовского есть возможность поехать через год на Олимпиаду, несмотря на их «солидный» возраст?

– Безусловно. На Олимпиаде нам нужен результат, и на Игры отправятся все лучшие. Не факт, что молодой защитник окажется лучше, чем, скажем, ветеран Сергей Зубов. Вообще есть ветераны, которые хотят играть даже больше, чем молодые. И еще большой вопрос, кто из них играет в «ветеранский» хоккей – «старики» или новички.

Фото: AP

– Как вам новый турнир под названием чемпионат Континентальной хоккейной лиги?

– Ситуацию нужно воспринимать такой, какая она есть, и выжимать из нее максимум полезного. Ведь все клубы приняли решение создать лигу и участвовать в ней. И важно не просто участвовать, но и совместными усилиями устранять недостатки. На мой взгляд, организаторы придумали интересный формат, разделив клубы на четыре дивизиона. Считаю, что в дивизионе Анатолия Тарасова, где выступает ЦСКА, развернулась самая острая борьба. А напряжение в каждом матче идет хоккеистам только на пользу. По мне интереснее жить и работать, когда приходится преодолевать трудности. Благодаря этому преодолению появляется возможность прогрессировать. И в творческом плане мой коллектив действительно растет, хотя хотелось бы иметь больше очков в активе. Но с учетом подбора исполнителей и объемов финансирования мы выступаем достойно. Игроки не отбывают номер на площадке. Скажу честно: на чемпионство мы не рассчитываем. Но клуб обязан ставить перед собой задачу приблизиться к тройке призеров. Добьемся ли мы этой цели – не знаю. Но ребята будут выжимать из себя все.

– Ваш сын Андрей, которому в этом году исполнится 21 год, также является профессиональным хоккеистом. Как и вы, играет на позиции центрального нападающего. Правда, выступает он в Швейцарии. Есть шанс, что он приедет в КХЛ?

– В России он мог оказаться еще в прошлом году, но связан действующим контрактом с «Фрибургом». Договор истекает по окончании нынешнего сезона, а затем Андрею предстоит решать, где продолжить карьеру.

– Но вы бы могли пригласить его в ЦСКА?

– Мог бы. Он уже сделал себе имя. На мой взгляд, его профессиональные навыки, уровень мастерства позволяют ему выступать в Континентальной лиге. И в данной ситуации ни о каком своячестве или кумовстве не может быть речи. Я очень щепетильно отношусь к своей репутации.

– Ваша дочь также живет за границей. Чем она занимается?

– Маша организовывает различные мероприятия – например, дискотеки, концерты. На католическое Рождество она прилетала в Москву со своим другом, профессиональным диджеем. Не исключено, что в будущем дочка займется организацией концертов и в России. Вообще сын и дочка очень уютно чувствуют себя в Европе. Они знают немецкий, французский, английский языки. Оба самостоятельно делают карьеру. Мне важно, чтобы они были здоровы, уважали закон и семейные традиции. А еще чувствовали, что мы с супругой всегда готовы оказать им всяческую поддержку.

– Выходит, ваша семья разбросана по разным городам и даже странам?

– Да. Сейчас жена Надежда со мной в Москве. Потом, наверное, снова отправится в Швейцарию. Дети гостили у нас в декабре. И мы очень дорожим этими днями, а иногда и часами общения друг с другом.

– Когда ваша команда проигрывает, близким лучше вас оставить наедине с собой?

– Я привык четко разделять работу и семейные отношения. Не хочу, чтобы близкие страдали, потому что у меня какие-то сложности в хоккее. Да и вообще я человек жизнерадостный. Если вы думаете, что после поражения я прихожу домой и запираюсь в комнате, а все вокруг ходят на цыпочках, то это совсем не так. И после неудач жизнь продолжается, и в ней много интересного.

– Однако те, кто вас плохо знает, считают вас очень серьезным и даже угрюмым человеком…

– Заброшенной шайбе я радуюсь так же эмоционально, как и мои хоккеисты. И негодую, когда у моих ребят что-то не получается. Просто все эти эмоции, переживания, как правило, не отражаются на моем лице. Я научился – по крайней мере на людях – явно не выдавать того, что творится в душе. Ведь эмоциональное состояние тренера тут же передается хоккеистам.

– Вячеслав Аркадьевич, наступил год Быка. Получается, ваш год. Бычков на новогодний праздник дарили?

– Да, друзья подарили фигурки этих симпатичных животных. Одну – мне, а другую – супруге. Мне такой презент очень понравился. А еще мы с женой сами нашли бычков, раскраска которых напоминала форму ЦСКА. Надеюсь, что этот год сложится удачно для меня, моих близких, для нашего хоккея и, конечно, для всех россиян.

"