Posted 14 октября 2009,, 20:00

Published 14 октября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

Время суда

Время суда

14 октября 2009, 20:00
Сегодня в Лозанне состоится заседание Спортивного арбитражного суда (САS), который рассмотрит апелляцию российских биатлонисток Екатерины Юрьевой и Альбины Ахатовой. Чемпионки мира не согласны с решением антидопинговой комиссии Международной федерации биатлона, которая дисквалифицировала их на два года за употребление

Напомним, что помимо Юрьевой и Ахатовой под дисквалификацию попал и двукратный чемпион мира в эстафете Дмитрий Ярошенко. Однако, не признав себя виновным, он решил «смириться» с наказанием и не стал подавать апелляцию. Посчитал это бесполезной тратой времени. Кроме того, у Ярошенко изначально сложилась несколько иная ситуация – теоретически он мог получить четыре года дисквалификации вместо двух, и спортсмен посчитал, что продолжение спора может лишь ухудшить сегодняшний расклад. Тем более что он очень хотел принять участие в чемпионате мира 2011 года, который пройдет в ставшем для Дмитрия родным Ханты-Мансийске. Ахатова и Юрьева пошли по другому пути – с весны начали готовиться к олимпийскому сезону самостоятельно и по-прежнему надеются выступить на Играх в Ванкувере.

О шансах спортсменок в разных источниках, включая Союз биатлонистов России, говорят очень сдержанно, осторожно. Но с надеждой на благоприятный исход дела. Собственно, если бы ее не было, вряд ли стоило затевать всю эту историю. На чем же основывается этот хоть и сдержанный, но оптимизм? Президент СБР Михаил Прохоров обращает внимание на то, что в документах, которые прислала лозаннская антидопинговая лаборатория, не все изложенные доводы были столь уж очевидны. Причем их изучали как российские, так и западные специалисты. С Международной федерацией биатлона (IBU) по данному вопросу не удалось наладить конструктивный диалог, поэтому единственной инстанцией, которая способна помочь разобраться в данной ситуации, оставался суд. Суть позиции Прохорова сводится к тому, что иногда допингом спешат назвать то, что им не является. Поэтому все случаи попадания в организм спортсмена того или иного препарата нужно тщательно разделять. «Нужно отделить проблему «пограничных случаев» от тех, где действительно употребляется допинг», – полагает Прохоров. А случай наших биатлонистов, по мнению СБР, как раз пограничный.

О том, что решение о дисквалификации не соответствует обстоятельствам, изложенным в материалах дела, говорит и адвокат Тагир Самокаев. Например, допинг-офицер брал пробы у Ахатовой и Юрьевой в то время, когда он этого делать не мог. Плюс изначально в СБР пришли документы с тестами других спортсменов. «В бумаге, которую мы получили из лаборатории Лозанны, говорилось, что прежние результаты анализов неверны, а верить следует новым. Указывалось, что из-за некой типографской ошибки в деле фигурировали данные вообще других людей. То есть получается, что с самого начала Юрьеву, Ахатову и Ярошенко обвинили по результатам чужих анализов. Есть и другие моменты. Скажем, в одном из протоколов вместо точной даты забора пробы значится формулировка «в неустановленное время», – рассказал Самокаев «НИ».

То, что до настоящего момента Россия не выиграла в САS ни одного дела, команду Ахатовой и Юрьевой не смущает. Самокаев считает, что главное донести позицию спортсмена, и если суд будет учитывать ее, то и решение может быть иным. Добилась же снятия пожизненной дисквалификации финская лыжница и биатлонистка Кайса Варис. Да и антидопинговая комиссия IBU, которая выносила решение о сроке наказания, все-таки приняла во внимание некоторые доводы российской стороны. Например, тот факт, что на момент забора проб у российских спортсменов действовал кодекс ВАДА (Всемирного антидопингового агентства) от сентября 2008 года, согласно которому наказание за первый случай нарушения составляет два года, а не четыре, на чем в случае с Ярошенко настаивал IBU. Или то, что в процессе допинг-контроля произошли задержки не по вине спортсменов. Значит, и срок дисквалификации должен начинаться с момента забора проб – с декабря 2008 года, а не с момента временного отстранения от соревнований, с февраля 2009-го.

Исполнительный директор СБР Сергей Кущенко подчеркивает, что у СБР нет никаких претензий к IBU, и данная апелляция вовсе не означает, что СБР пытается поссориться с международной федерацией. Просто у России есть своя позиция. К слову, Кущенко уже заявил и о том, что если будет принято решение в пользу спортсменок, то будет пересмотрен и состав российской сборной. Хотя все это выглядит немного странным, если вспомнить многочисленные высказывания российских специалистов по допингу Николая Дурманова, руководителя РусАДА Александра Деревоедова о том, что никаких сомнений в том, что у Ахатовой, Юрьевой и Ярошенко обнаружен эритропоэтин, нет. Возможно, есть какие-то детали, которых мы не знаем и, скорее всего, никогда не сможем узнать.

От российской стороны, кроме самих спортсменок, в Лозанне будет присутствовать только заместитель исполнительного директора СБР Родион Тухватулин. Да и то в качестве наблюдателя. «СБР ни чьих интересов в этом процессе не отстаивает. Смысл моего пребывания на суде в том, чтобы более глубоко понять, разобраться в том, что происходит, как выносятся решения, чтобы в будущем использовать эти знания в антидопинговой работе СБР», – подчеркнул он. Не видит необходимости в своем присутствии на слушаниях и адвокат Самокаев, который убежден, что в состав скамьи арбитров, которые сегодня начнут работу в Лозанне, вошли профессиональные и опытные специалисты. С российской стороны это будет израильтянин Барак Эфраим. По словам адвоката, его кандидатуру посоветовали швейцарские коллеги, которые консультируют россиян в этом деле. Противоположную сторону, то есть IBU, представит немецкий юрист Дирк-Райнер Мартенс, в отличие от Эфраима уже имеющий опыт участия именно в допинговых делах. Именно он работал на слушаниях дел Ларисы Лазутиной, Ольги Даниловой, Алины Кабаевой, Ирины Чащиной, а также Кайсы Варис. «Неправильно думать: раз мы выбрали этого арбитра – значит он будет отстаивать нашу позицию, а арбитр, названный оппонентами, автоматически займет позицию против нас. Мы имеем дело с тремя независимыми профессионалами (председатель скамьи арбитров канадский юрист Ричард Макларен. – «НИ») и должны так изложить свою позицию, чтобы они поняли – спортсменки невиновны», – объяснил Самокаев.

Интересы Юрьевой и Ахатовой на суде будут представлять опытнейшие швейцарские адвокаты Клод Рамони и Хорхе Ибаррола. У обоих за плечами солидный стаж работы с международными спортивными федерациями, среди клиентов Рамони было даже ВАДА. Как показывает практика, слушания могут не ограничиться только одним днем – 15 октября, а продлиться дольше. Генеральный секретарь IBU Николь Реш сообщила, что решение по апелляции будет вынесено в течение четырех недель после окончания слушаний, то есть до начала сезона у биатлонистов.

"