Posted 14 августа 2003,, 20:00

Published 14 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Алексей Немов: «Без улыбки это уже не я»

Алексей Немов: «Без улыбки это уже не я»

14 августа 2003, 20:00
Алексей Немов: «Без улыбки это уже не я»

Завтра в Анахайме стартует последний перед Олимпиадой-2004 чемпионат мира по спортивной гимнастике. От лидера нашей мужской сборной 27-летнего Алексея Немова по традиции ждут только золотых медалей. Но сам гимнаст накануне отъезда признался корреспонденту «Новых Известий», что планирует в США опробовать новую программу и рассматривает турнир лишь как этап подготовки к Олимпийским играм.

– Значит, вы, как и Светлана Хоркина, которая заявила, что давно уже готовится только к Олимпиаде, будете выходить на помост, не имея честолюбивых планов?

– Если вы помните, когда в начале мая я выступал в Москве на командном чемпионате Европы, мои упражнения на различных снарядах смотрелись несколько сыровато. Сейчас, считаю, мне удалось собрать хорошую программу. Поэтому в Анахайме поставил задачу – исполнить ее максимально чисто, не думая о медалях вообще. Нужно проверить результат нашей работы с тренером Евгением Николко на судьях и публике, чтобы к Афинам спокойно шлифовать детали.

– Как-то не верится, что обладатель четырех золотых олимпийских медалей нацеливается на решение столь скромных задач…

– Как спортсмен опытный я давно уже научился реально оценивать как свое физическое состояние, так и шансы на том или ином соревновании. Поэтому максимум, на что я сейчас рассчитываю, попасть в призовую тройку хотя бы пару раз. В последнее время я действительно много тренировался и в какой-то степени наверстал упущенное. Но с другой стороны, иллюзий не питаю: мне предстоит еще очень много работы.

– Упущенное – результат выступлений в показательных шоу?

– Конечно. После победы в Сиднее для меня это была прекрасная возможность заработать, но другие тоже времени даром не теряли, вперед далеко ушли – приходится теперь наверстывать…

– За два с небольшим года после того триумфа вы, кажется, успели досрочно получить звание майора ВВС (Немов представляет самарский спортивный клуб армии) и стать почетным гражданином города Тольятти?

– Самым молодым почетным гражданином, чему был очень удивлен. Ведь до меня такой чести удостаивались люди старше 60 лет, и честно говоря, поначалу мне от этого даже немного неловко было.

– Любите свой город?

– Очень. Хотя не так давно приобрел квартиру в Москве, дом, где вырос, где живет мама, есть дом. Всегда приезжаю в Тольятти с удовольствием. Может быть, покажусь сентиментальным, но когда чувствуешь, как хорошо к тебе люди относятся, хочется работать в зале больше и больше. Совсем другая мотивация появляется.

– А почему практически с первого появления на большом помосте вас так тепло встречает публика? Это большая редкость в мужской гимнастике...

– …Может, потому, что я почти всегда улыбаюсь? Смотреть на улыбающегося человека все-таки приятнее.

– Учились этому специально?

– Нет. Наверное, просто характер такой. Я с детства улыбаюсь. Мне даже кажется, что без улыбки это уже не я…

– Можно я вам сейчас грустный вопрос задам?

– Пожалуйста.

– Есть вероятность того, что до Афин вы «не доживете»?

– Если бы я допускал подобные мысли, то бросил бы гимнастику сразу после Олимпиады в Сиднее. Но раз уж я начал очередное четырехлетие, значит, должен довести его до логического конца. Тем более у моего тренера в дни Олимпиады – юбилей. Надо же его порадовать! Сомневаюсь, потяну ли я в Афинах многоборье, но на пяти снарядах, надеюсь, выступлю обязательно.

– Исключить придется…

– Кольца. А все потому, что изменились правила. Раньше для успеха мне достаточно было чисто исполнить отдельные базовые элементы. Теперь же судьи оценивают прежде всего не сами элементы, а сложные связки между ними. Исполнение же этих связок сильно увеличивает нагрузки на спину и плечи. А они у меня и без того травмированные-перетравмированные.

– Помнится, после Сиднея вы сомневались, что вообще сумеете приспособиться к новым правилам.

– Сначала мне даже психологически трудно было подходить к снарядам. Но приспособился в итоге, выжил!

– Какой груз на вас сейчас сильнее давит – возраста или многолетнего лидерства?

– О том, что меня давно считают лидером не только нашей, но и мировой гимнастики, я вообще стараюсь не думать. Просто делаю свою работу и все. С возрастом пока что тоже все нормально, хотя, повторю, справляться с этим бременем все труднее и труднее. Мне приходится все чаще через силу заставлять себя что-то делать на тренировках. К слову, в элите мировой гимнастики есть спортсмены и постарше меня, но они специализируются уже только в отдельных видах многоборья.

– Почему, на ваш взгляд, жизнь в гимнастике у мужчин намного длиннее, чем у женщин?

– Девочки и приходят в гимнастику раньше – лет с четырех-пяти. Мальчики, как правило, попадают в зал в шести- или семилетнем возрасте. Соответственно и нагрузки у девчонок пропорционально возрасту выше. Я до сих пор испытываю шок, наблюдая за многочасовыми тренировками совсем маленьких девчушек. И хотя все зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, в целом гимнастки трудятся больше нас, мужчин. Следовательно, и организм их устает быстрее. Хоркина, Чусовитина (олимпийская чемпионка Игр в Сеуле-88 до сих пор выступает, несмотря на рождение сына. – О.Т.) – исключение из правил. Мужчины же сходят с помоста лет в 28.

– У вас вся жизнь сегодня в гимнастике?

– Да, и я не стыжусь это признать. Гимнастика – и работа, и хобби. Знаю, мне будет очень трудно уйти из спорта и заняться чем-то новым. К тому же я пока не очень представляю себе это самое новое. Смешно, наверное, но иногда у меня возникает ощущение, будто бы я вообще никогда не расстанусь с гимнастикой.

– А семья?

– Это моя отдушина. Оказывается, я очень семейный человек. Медали и ревущие трибуны в твою честь – это, конечно, здорово. Но когда знаешь, что дома тебя ждет любимая жена и двое сыновей, испытываешь совершенно другую радость.

"