Posted 14 апреля 2004,, 20:00

Published 14 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Андрей Скопинцев

Андрей Скопинцев

14 апреля 2004, 20:00
Хоккейная сборная России проводит в подмосковном Одинцове заключительный сбор перед чемпионатом мира, который стартует 24 апреля. Завтра нашей команде предстоит сыграть в Москве первый матч за третье место в Евротуре со сборной Чехии, 18 апреля она нанесет своему сопернику ответный визит и уже до начала мирового первен

– Как оцените обстановку в сборной?

– Настроение у ребят хорошее. Очень полезной была недавняя поездка на товарищеские матчи в Финляндию – посмотрели на соперников и себя проверили. Финская сборная играет в совершенно иной хоккей, не такой, как у нас в суперлиге. Другие скорости, времени на раздумье практически нет.

– А что мешает играть на таких же скоростях в нашем, российском чемпионате? Ведь многие считают, что по силе он – второй в мире, уступает только заокеанской Национальной хоккейной лиге…

– Во-первых, наш чемпионат очень долгий, и постоянно играть на высоком уровне трудно. Один матч проводишь хорошо, а в следующем чувствуешь себя уставшим. А во-вторых, сборная есть сборная, там собираются лучшие хоккеисты, ответственность намного выше, да и на несколько игр настроиться может любая команда.

– Насколько усилят, на ваш взгляд, нашу сборную приехавшие в нее игроки из НХЛ?

– Все покажут тренировки. А тренеры решат, кто достоин быть в составе. Пресловутого деления «энхаэловец – неэнхаэловец» вообще не понимаю. Я вот, например, тоже играл в НХЛ. Юшкевич играл… Ну и что? Все должно решать мастерство, а не ярлык.

– Тот же Сергей Федоров сборной бы отнюдь не помешал, а играть за Россию, если верить его высказываниям в прессе, был согласен только вместе со своим братом?

– Могу только констатировать факт: единства у нас как не было, так и нет. В отличие от наших главных соперников – финнов, чехов, шведов, словаков… Хотя, с другой стороны, зная многих наших ребят в НХЛ лично, могу сказать, что в принципе они играть за сборную готовы. А что происходит на стадии их переговоров с федерацией, что там не складывается – понять не могу.

– Тем временем генеральным менеджером сборной на Кубке мира «делают» то Игоря Ларионова, то Павла Буре. Они выдвигают свои условия...

– Эти разговоры мне тоже совершенно непонятны. Что – на чемпионате мира один тренер, на Кубке мира другой, на Олимпиаде третий? Вообще, считаю, одна из главных причин того, что сборная России уже одиннадцать лет не побеждала на крупных турнирах, – тренерская чехарда. Взять, к примеру, Михайлова. На третий год своей работы он добился результата – привел команду к серебряным медалям мирового первенства. Почему его убрали? Что затеял после него Плющев, непонятно. Под предлогом омоложения начал ставить эксперименты. Теперь у нас снова Тихонов. Это здорово, но ему надо дать поработать. Хотя бы те же три года, чтобы он создал свою команду. А потом делать выводы.

– Наставник вашего «Динамо» Зинэтула Билялетдинов почти три года и отработал, но результата добиться не сумел. Почему команде снова не удалось пройти дальше первого круга плей-офф?

– Однозначно сказать трудно. «Динамо» весь сезон играло нестабильно. Были матчи хорошие, были отвратительные… Если оценивать результат в общем, то скажу так – получили то, что заслужили. Проиграли в плей-офф команде, которая была сильнее.

«Авангард» сильно удивил, когда против вас сыграл от обороны?

– Конечно, удивил. Надо отдать омичам должное, сыграли суперграмотно, вообще ничего не позволили нам создать в атаке. Хотя моменты, признаться, у нас были. В гостевых матчах в Омске, считаю, нам не повезло. Играли там неплохо, но забить не смогли. Впрочем, в чемпионате у «Динамо» была та же беда: постоянно забивали то одну, то две шайбы за матч… А в плей-офф вообще один гол за три игры...

– Но ведь это проблема не только прошедшего сезона, а по крайней мере трех – при Билялетдинове у «Динамо» постоянно были проблемы в завершающей стадии.

– Да Билялетдинов-то здесь как раз ни при чем. Вопрос к нападающим. Научить забивать невозможно – или ты умеешь это делать, или нет. Острого, забивного форварда нам и не хватало. Очень жаль – ведь если бы прибавить пару-тройку очков в чемпионате, в плей-офф бы вышли на Новокузнецк или Казань, более удобных для нас соперников, чем Омск.

– По именам у вас форварды будь здоров – Овечкин, Чупин, Савченков...

– Да, вы правы, но у каждого свои оправдания. Овечкин еще совсем молодой парень, он просто устал – ведь и за клуб играл, и за первую сборную, и за молодежную. Савченкова же мучали травмы, свою оптимальную форму он так и не набрал.

– А то, что «отцепили» в прошлом году Разина, сильно сказалось на игре команды?

– Конечно, потеря Разина – существенная потеря. Человек делает по пятьдесят голевых передач за год – это, считайте, недобор пятидесяти заброшенных шайб. Разные, впрочем, есть мнения на его счет. Я слышал суждение, что он не вписывается в динамовскую систему. Наверное, в тот хоккей, в который мы играли в этом году, он действительно не вписывался. Но, с другой стороны, при нем и Савченков исправно забивал. Все зависело от руководства, а оно решило, что Разин не нужен.

– Это решение принял Билялетдинов? Говорили, что их отношения были далеки от идеальных…

– Конфликт между ними действительно был. Это их личное дело, в суть я не вникал, но уйти пришлось в итоге Разину. Результата, как видите, все равно не достигли, и теперь ушел Билялетдинов.

– Что, на ваш взгляд, изменится в «Динамо» с приходом нового тренера Владимира Крикунова?

– По-настоящему я с ним никогда не работал, пересекался только в сборной, где одно время он был третьим тренером, поэтому что-то конкретное пока сказать сложно. Ситуация прояснится ближе к началу нового сезона, когда определятся контуры команды. Думаю, что многое поменяется. А потом наша проблема с забивными форвардами от тренера никак не зависит. Посмотрите на Омск – у них есть тройка, которая постоянно делает игру. А у нас таких звеньев нет. Пусть мы немного пропускали, но, не забивая, сами понимаете, ничего не выиграешь. Поэтому надеюсь, что в межсезонье команду усилят хорошими нападающими. Тогда в «Динамо» будет все в порядке.

– А клубный бюджет позволит это сделать?

– Это, конечно, проблема. У Омска и Казани денег побольше… Значит, надо больше внимания уделять молодым игрокам. Раз уж мы не можем Прокопьева назад пригласить…

– …который сам хочет вернуться…

– У меня, кстати, тоже были предложения из других команд – Ярославль, например, звал. Но уходить не хочу – меня в «Динамо» все устраивает.

– С чем, на ваш взгляд, связано то, что легионеры в «Динамо», в отличие от других команд, не приживаются?

– Легионер легионеру рознь. Игрок из-за рубежа должен быть лучше нашего. Должен делать результат, а не находиться на четвертых-пятых ролях. С легионеров спрос выше. Кантор и Глинка до необходимого уровня не дотягивали. Хотя Глинке, на мой взгляд, не дали шанса – Билялетдинов его почему-то невзлюбил. Думаю, он заслуживал более достойного места в команде, чем четвертое звено. В итоге Глинка быстро потерял уверенность в себе, и его отцепили.

– С чем, по-вашему, связан успех иностранных тренеров в российском чемпионате – две победы «Локомотива» с Вуйтеком, выход в финал «Магнитки» с Сикорой?

– Думаю, что они привносят в наш хоккей новизну. Не думаю, что это какие-то тактические секреты, но в психологии игроков что-то меняют. По крайней мере тенденция явно прослеживается. Нашим тренерам свежего взгляда как раз и не хватает. Посмотрите, одни и те же лица. Ишматов снова в Уфе, Михалев снова в Череповце. Очень надеюсь, что Юрзинов-младший сможет чего-то добиться в «Химике». Пусть хотя бы одному молодому тренеру удастся «запустить» новую волну. Иначе получается какой-то замкнутый круг.




Тихонов оставил ЦСКА ради сборной

"