Posted 13 октября 2003,, 20:00

Published 13 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Прима «Большого цирка»

Прима «Большого цирка»

13 октября 2003, 20:00
В минувшее воскресенье в Японии завершился 54-й чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1». Триумфатором очередного сезона королевы автоспорта стал 34-летний немецкий пилот команды «Феррари» Михаэль Шумахер, который в шестой раз за карьеру оформил чемпионский титул. До него это не удавалось никому…

Карьера Шумахера-старшего в королевских гонках началась за рулем «Джордана» в 1991 году. Правда, за эту «конюшню» немец гонялся недолго. В том же сезоне его переманил к себе хозяин команды «Бенеттон» Флавио Бриаторе. Первый опыт выступлений в «Большом цирке» получился у Шумахера достаточно неплохим – 4 очка и 12-е место в личном зачете. Уже тогда Солнечного Мальчика считали очень перспективным пилотом, который способен впоследствии сменить на Олимпе стареющих звезд «Формулы-1» – Найджела Мэнселла, Алена Проста и Айртона Сенну. Однако никто не предполагал, что уже на второй год пребывания в первой формуле Шумахер сумеет в полный голос заявить о себе как о будущем чемпионе. В 1992 году Михаэль одержал свою первую победу на этапах первенства мира и закончил сезон на третьем месте. На большее рассчитывать ему не приходилось – слишком уж велико было превосходство «Уильямса» во главе с Мэнселлом над всеми остальными.

1993 год Шумахер вновь провел в тени великого гонщика – на сей раз Проста, вернувшегося в «Формулу-1» для завоевания четвертой короны. А вот следующий сезон прошел уже под знаком Михаэля. Восемь побед в «Гран-при», 92 очка и победа в чемпионате. Правда, стоит отметить, что перед началом первенства успех предрекали бразильскому волшебнику Сенне, который специально для этого перешел из переживавшего не лучшие времена «Макларена» в «суперконюшню» Фрэнка Уильямса. И если бы не трагедия в Имоле, лишившая Сенну жизни, кто знает, сумел бы Шумахер подняться на вершину. Впрочем, в 1995-м Михаэль подтвердил свой класс, став обладателем чемпионского титула во второй раз.

Вообще тот год – один из самых счастливых в жизни Шумахера. В августе он женился на бывшей подруге немецкого пилота Хайнца-Харальда Френтцена, вместе с которым, кстати, без малого двадцать лет выступал в различных гоночных сериях. «Я часто думаю о любви и ее значении в моей жизни. О том, как сильно она связывает меня с Коринной. Я счастлив от того, что у нас прекрасные взаимоотношения. Мне страшно даже представить, что они могли бы быть иными», – сказал как-то Шумахер.

Не беспокоясь за тыл, Михаэль продолжал с постоянством конвейера штамповать победы. В конце сезона-1995 он принял предложение итальянской команды «Феррари» и переехал в Маранелло. В то время алые болиды с черным жеребцом на носовом обтекателе немного утратили имидж всемогущей «конюшни», завоеванный еще в далекие 50-е годы. По сути, Шумахер перешел в команду-неудачницу. Для большинства этот шаг был по меньшей мере удивителен. Однако немцу хватило всего года, чтобы вернуть «Феррари» утраченные позиции. Весь 1996-й ушел у Шумахера на оттачивание взаимодействия между ним и командой. А уже на следующий год он вернулся в число фаворитов сезона.

1997-й стал переломным не только для «Феррари», но и для всей «Формулы-1». Судьба титула решилась тогда на последнем этапе. На победу в чемпионате претендовали Жак Вильнев из «Уильямса» и Шумахер. В середине заключительной гонки чемпионата в Хересе машины канадца и немца оказались рядом друг с другом. Михаэль явно проиграл позицию, и Вильнев уже начал обходить соперника, как вдруг Шумахер решил пойти на таран. Несколько лет спустя он отнесет это столкновение к числу самых больших своих разочарований. Кстати, подобный инцидент произошел на заключительном этапе чемпионата-1994. Тогда от агрессивности Михаэля пострадал Дэмон Хилл. Однако на сей раз маневр Шумахера не принес ему дивидендов. Алый автомобиль застыл на трассе, а вот Вильнев все же добрался до финиша и стал чемпионом. Если первый случай списали на неопытность молодого Шумахера, то маневр-1997 этим объяснить уже было нельзя. Более того, видеоповторы обеих аварий ясно свидетельствовали о преднамеренности действий Красного Барона. Международная автомобильная федерация, дабы успокоить общественность, даже немного пожурила Шумахера, дисквалифицировав его из итогового зачета. Тогда Солнечный Мальчик предстал перед поклонниками королевских гонок совсем в другом свете – готовым на все ради достижения цели. Даже если при этом будут нарушены правила. По сути, 1997 год заставил многих пересмотреть свое отношение к «Формуле-1». Стало ясно, что от романтики «Больших призов» не осталось и следа. На смену истинным джентльменам пришли холодные, рассудительные, не чурающиеся грязной борьбы пилоты.

В сезонах 1998 и 1999 годов Михаэль также остался без титула. Новым героем стал Мика Хаккинен, делавший свои первые шаги в королеве автоспорта под присмотром самого Сенны. Шумахер же продолжал с завидным упорством совершенствовать машину и искать с ней общий язык. Как только взаимопонимание было достигнуто, прима «Феррари» продолжил свое победное шествие. Доминирование Михаэля и итальянской команды оказалось настолько велико, что былой интерес к «Формуле-1» со стороны болельщиков был бесследно утрачен. Последующие четыре сезона любителям гонок оставалось лишь гадать, все ли рекорды покорятся Шумахеру. Выяснилось, что не все.

На данный момент немец лидирует по трем основным показателям из пяти: по количеству титулов (6), по количеству побед в «Гран-при» (70) и по количеству лучших кругов (56). Если верить личному менеджеру немца Вили Веберу, Михаэль не собирается уходить из «Большого цирка» как минимум еще три года. Поэтому весьма вероятно, что Шумахеру покорятся еще и рекорды по количеству поул-позиций и проведенных «Гран-при». Помешать этому, по моему мнению, могут лишь трое: Хуан Пабло Монтойя, Кими Райкконен и Фернандо Алонсо. Все трое – представители новой волны пилотов. Правда, стоит отметить, что каждому из них чего-то не хватает. Монтойе, например, должного внимания со стороны команды, Райкконену – смелости и спортивной наглости, Алонсо – хорошей машины. Если все это они приобретут, то можно не сомневаться в том, что легкой жизни у Шумахера не будет. От этого королевские гонки только выиграют. Ну а если проиграет Михаэль – ничего страшного. Он уже достаточно много сделал для автоспорта и увековечил свое имя в истории. Да и осталась ли у него мотивация? «Мне очень трудно ответить на вопрос, о чем я мечтаю. Мы с Коринной любим друг друга, материально обеспечены, у нас замечательные дети (дочь Джина-Мария и сын Мик. – Е.Н.), прекрасный дом, и с чемпионскими титулами у меня все в порядке. Чего еще желать? Разве что оставаться столь же счастливым человеком – как в спорте, так и в личной жизни», – говорит на этот счет сам Михаэль.