Posted 12 сентября 2013,, 20:00

Published 12 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:47

Updated 8 марта, 04:47

Потолок течет

Потолок течет

12 сентября 2013, 20:00
Перед началом нового сезона руководство Континентальной хоккейной лиги решило в очередной раз поднять так называемый потолок зарплат. Теперь он составляет 1 млрд. 390 млн. рублей для каждого клуба, что на 300 млн. рублей больше, чем в прошлом чемпионате. Впрочем, в других крупных спортивных лигах страны никаких финансо
Сюжет
Футбол

За те пять лет, что существует КХЛ, размер потолка зарплат в ней увеличился уже более чем в два раза. Во время дебютного сезона-2008/09 он находился на отметке 620 млн. рублей. Сейчас верхняя граница зарплатной ведомости составляет почти 1,4 млрд. рублей. При этом с самого начала были подозрения, что финансовые ограничения исполняются не всеми командами. Тем более что и сама лига принимала решения, выгодные в первую очередь так называемым «клубам-олигархам».

Так, в первом же сезоне богатые коллективы получили право выводить за потолок зарплат контракты игроков, имевших предложения из Национальной хоккейной лиги. Это позволило не учитывать доходы, как чешской суперзвезды Яромира Ягра, так и, к примеру, американского голкипера Джона Грэма, довольно быстро отчисленного из омского «Авангарда» за злоупотребление алкоголем.

Ходили и разговоры о существовании в КХЛ «черной бухгалтерии». Президент лиги Александр Медведев в свое время заявил, что «серым схемам не место в нашем хоккее». И уже в сезоне-2009/10 были введены новые механизмы легального выхода за потолок зарплат. С каждого рубля, превышавшего этот лимит, клубы обязывались направлять 75 копеек в специальный антикризисный фонд лиги, направленный на поддержку «бедняков». При этом любая команда имела возможность выводить из-под потолка зарплат сразу двух хоккеистов.

В третьем сезоне КХЛ потолок зарплат составлял уже 700 млн. рублей. Кроме того, был введен «налог на роскошь», когда клубы перечисляли лиге 30% от суммы превышения потолка. Тому же санкт-петербургскому СКА это позволило беспрепятственно подписать пару-тройку мастеров из НХЛ и переманить к себе лучших игроков, выступавших в других европейских лигах...

Но в марте 2012 года руководство КХЛ признало очевидное – ряд команд беззастенчиво нарушают регламент. Выяснилось, что сразу пять клубов лиги действительно тратят на зарплаты хоккеистов гораздо больше положенного. После чего СКА, «Авангард» и компания просто перевели несколько десятков миллионов рублей в уже упомянутый выше стабилизационный фонд. Медведев, кстати, заявил недавно о планах вновь вернуть «налог на роскошь» и распределять полученные от него средства между самыми бедными командами лиги.

Естественно, хоккеисты только за систематическое повышение зарплат.
Фото: SKA.RU

Потолок зарплат в КХЛ последовательно увеличивается каждый год минимум на 200 млн. рублей. При этом нельзя сказать, что адекватно растет мастерство хоккеистов, выступающих в ней. Или что к нам пачками едут звезды НХЛ. Или что наша лига зарабатывает хорошие деньги, которые не грех потратить на тех, кто, собственно, и приносит прибыль... Но даже вице-президент лиги по коммерции и коммуникациям Илья Кочеврин признал на днях, что ни один из наших хоккейных клубов не является прибыльным. Тем не менее еще в 2012 году сумма допустимого лимита зарплатного фонда перевалила за 1 млрд. рублей.

Руководители КХЛ объясняют этот рост инфляцией в стране. Но она, по официальным данным, составляет не более 6–7%, а потолок зарплат за одно только минувшее лето был увеличен аж на 26%. При этом разрыв между бедными и богатыми остается колоссальным. Для сравнения: бюджет СКА в семь раз больше, чем у братиславского «Слована», а казанский «Ак Барс» почти в шесть раз богаче новокузнецкого «Металлурга». Хотя сам смысл введения потолка зарплат как раз и заключается в том, чтобы уравнять финансовые возможности команд и не позволить богатым клубам скупить лучших игроков.

Вводя лимит зарплатных расходов, КХЛ не изобретала ничего нового. Она попыталась перенять опыт НХЛ, где подобное ограничение действует с 2005 года. Ради этого североамериканская лига пожертвовала даже целым сезоном, который был отменен из-за локаута. За нарушение финансовых правил в НХЛ предусмотрены жесткие наказания – от крупных штрафов до присуждения технических поражений. Правда, до этого еще ни разу не доходило. И вряд ли дойдет, учитывая, что и в Северной Америке оклады игроков растут как на дрожжах, а потолок поднимается с каждым сезоном. Еще восемь лет назад он составлял 39 млн. долларов, в 2007 году перевалил за 50 млн., а сейчас установлен на отметке 64 млн. 300 тыс. Более того, к сезону-2017/18 он должен вырасти, по прогнозам экспертов, до 80 млн. долларов. В общем, потолок зарплат на деле не стал сдерживающим фактором для необоснованного роста благосостояния спортсменов и не вынуждает клубы искать разумный баланс между ценой и качеством. Великий Уэйн Гретцки зарабатывал 3 млн. долларов в год в «Лос-Анджелесе», когда никаких финансовых ограничений в НХЛ еще не было. Зато сейчас самые высокооплачиваемые хоккеисты лиги получают со всеми бонусами от 10 до 14 млн. долларов.

В Национальной баскетбольной ассоциации потолок зарплат еще более гибкий. При подписании контрактов с игроками там действует большое количество поблажек и исключений. Да и нарушать лимит можно сколько угодно. Главное – платить в бюджет НБА налог «на роскошь», который составляет ровно 100% от превышения установленной суммы. Потолок зарплат здесь вырос, к слову, за последние 20 лет в четыре раза и сейчас составляет почти 59 млн. долларов. Причем поднимается он по самым разным причинам. Например, в середине 1990-х годов это произошло только потому, что лига заключила выгодный контракт с одним из американских телеканалов.

И опять же, все эти финансовые ограничения не помогают решить основные задачи. В НБА по-прежнему есть разделение на очень богатые и относительно бедные клубы, а доходы игроков продолжают стремительно расти. Если 15 лет назад средняя зарплата баскетболиста в лиге составляла 3 млн. долларов, то сейчас – свыше 5 млн. Однако не скажешь, что во времена Майкла Джордана в НБА выступали мастера хуже нынешних. Другое дело, что в североамериканском баскетболе, как и хоккее, умеют извлекать прибыль, но даже здесь, по мнению независимых экспертов, далеко не все клубы больше зарабатывают, нежели тратят.

Причем потолок зарплат постоянно повышается даже там, где он и так установлен на заоблачной отметке. Например, в Национальной футбольной лиге (американский футбол) он составляет с этого года очень внушительные 123 млн. долларов. Достаточно сказать, что в сезоне-2012 в НФЛ выступали 34 игрока, зарабатывавших свыше 10 млн. долларов в год. А в Главной лиге бейсбола потолка и вовсе нет. Клубы, превышающие лимит (со следующего года он составит умопомрачительные 189 млн. долларов), просто платят «налог на роскошь».

Что уж говорить про футбол, где о введении потолка зарплат пока и речь не идет. В тот момент, когда УЕФА официально просит всех соблюдать «финансовый фэйр-плей» и грозит его нарушителям санкциями, мадридский «Реал» покупает за 100 млн. евро валлийского полузащитника Гарета Бэйла, а клубы английской премьер-лиги «выкидывают» только в это летнее трансферное окно рекордные 740 млн. евро. Бывают, конечно, и исключения. Например, в Серии Б (второй эшелон итальянского футбола) максимальная зарплата игрока не должна превышать 150 тыс. евро (бонусы сюда, правда, не включены). Однако попытки ввести потолок зарплат в Старом Свете натыкаются на сопротивление чиновников Евросоюза. Любые ограничения оплаты труда нарушают соответствующее законодательство ЕС. Поэтому даже в Серии Б нарушать установленные лимиты можно, потому что за это грозят не самые страшные штрафы.

В России, помимо КХЛ, потолок зарплат со следующего сезона будет введен и в волейболе. Правда, в мужской и женской суперлигах ограничат пока только общий фонд оплаты труда отдельно взятого клуба. Мужским командам нельзя тратить на зарплаты волейболистов более 200 млн. рублей, а женским – более 150 млн.

Проблема раздутых бюджетов обсуждается даже в «Формуле-1», где деньги обычно не считают. Так, спортивный директор российско-британской команды «Маруся» Грэм Лоудон посетовал недавно на то, что «королевские гонки» давно отдалились от спорта, став чистым бизнесом. Он убежден, что изменить ситуацию поможет только введение в «Ф-1» потолка зарплат. Но богатым командам по-прежнему нет дела до мнения тех, кто победнее… Хотя если так будет продолжаться и дальше, потолок рано или поздно наверняка сам упадет на головы тем, кто привык жить без ограничений.