Posted 12 сентября 2004,, 20:00

Published 12 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Русская Америка

Русская Америка

12 сентября 2004, 20:00
Нынешний год – бесспорно, самый знаменательный в истории российского тенниса – подарил нам еще одну победу в турнире из серии «Большого шлема» и еще один «русский финал». Открытый чемпионат США выиграла 19-летняя петербурженка Светлана Кузнецова, взявшая верх над Еленой Дементьевой со счетом 6:3, 7:5.

Эту невысокую, крепко сбитую девушку я впервые увидел в фойе санкт-петербургского спортивно-концертного комплекса во время традиционного мужского турнира SPb Open. Года четыре тому назад. «Кузнецова, – кивнул в ее сторону мой коллега. – В юниорах сейчас «зажигает». Тренируется в Испании. Дочь Александра Кузнецова, тренера сборной по велоспорту, и Галины Царевой, знаменитой гонщицы». «Да, чувствуются гены. Может, интервью возьмем? – предложил я. – Пригодится». «А о чем с ней говорить? – удивленно возразил коллега. – Вот выиграет хоть что-нибудь, тогда и будем разговаривать».

Этой весной, предпринимая во время матча первого круга Кубка Федерации со сборной Австралии безуспешные попытки добиться эксклюзивного интервью с одной из самых перспективных наших теннисисток, которая только что обыграла в Катаре саму Жюстин Энен-Арденн, я вспомнил тот диалог с приятелем. Кузнецова была среди журналистов нарасхват. Ее вместе с подругами по сборной тщательно охраняла от окружающего мира наша теннисная служба безопасности, известная своей чрезмерной жесткостью, зачастую перерастающей в откровенное хамство. «А я с ней еще в Катаре поговорил, – похвастался другой знакомый корреспондент. – Там ни с секьюрити, ни с конкурентами никакого напряга: говори с кем хочешь и сколько хочешь».

Ни в Катар, ни тем более на Открытый чемпионат США я не ездил. К сожалению. Потому что, по свидетельству очевидцев, за полтора часа до финального матча его будущая победительница Светлана Кузнецова, потренировавшись на одном из запасных кортов, спокойно прошла через все пространство теннисного центра «Флэшинг Мидоу», и ни один человек не обратился к ней даже с просьбой об автографе. Практически то же самое наблюдалось и в течение всего турнира – ни направленных в ее сторону объективов, ни людей с диктофонами. А посмотреть на четвертьфинальную встречу Светланы с Надеждой Петровой вообще пришли от силы три десятка человек. Правда, это было в среду, когда в ход событий на Открытом чемпионате США вмешались проливные дожди, но факт остается фактом: героиню турнира в Кузнецовой в тот момент видели немногие.

Американцам эта близорукость, впрочем, простительна. Это у нас интересующиеся легко назовут десятку самых известных американских теннисисток. А в Америке из наших знают только Анну Курникову да Марию Шарапову. Во многом благодаря их грамотной раскрутке. А например, добившаяся, мягко говоря, не меньших успехов Анастасия Мыскина в Штатах почти не известна. Теперь американцам сказать нечего – ни в одном из пяти финалов US Open, кроме микста, представителей этой еще совсем недавно сильнейшей теннисной державы не оказалось. Да и в смешанном разряде чемпионская пара американской была только наполовину – вместе с Бобом Брайаном лавры победительницы достались россиянке Вере Звонаревой.

Справедливости ради надо сказать, что второй русский финал за сезон – во многом удачное стечение обстоятельств. И Светлана Кузнецова, и Елена Дементьева в полуфиналах вовсе не были фаворитами. Кузнецовой противостояла Линдсэй Дэвенпорт, не проигравшая ни одного матча за последние два месяца. А Дементьевой – Дженнифер Каприати, очень мощно смотревшаяся на этом US Open. Положа руку на сердце американский финал казался в тот момент куда более вероятным, чем русский. Но 2004 год в теннисе – наш год. Дэвенпорт, легко выиграв у Кузнецовой первый сет, в середине второй партии вдруг сбавила обороты. Как выяснилось позднее, еще утром на тренировке американка потянула мышцу ноги. Каприати же подвели нервы: она подавала «на матч» при счете 6:5 в третьем сете и не сумела использовать этот шанс, а затем практически без борьбы уступила Елене на тай-брейке.

С чисто человеческой точки зрения, наверное, было бы более справедливо, если бы чемпионкой стала Дементьева. Второй раз в сезоне она вышла в финал турнира «Большого шлема», и вновь в решающий момент ей чего-то не хватило. Впрочем, Елена знает, чего именно.

Что ж, сезон-2004 еще далек от завершения, но кое-какие выводы уже напрашиваются. Всего четыре месяца назад женский теннис не знал ни одной российской теннисистки, которой удалось бы выиграть турнир «Большого шлема», а сейчас их уже три. И мало кто сегодня вспомнит, что в начале года финал Открытого чемпионата Австралии был бельгийским, а лучшая из наших – Анастасия Мыскина – дошла только до четвертьфинала. Та же Мыскина, Мария Шарапова, Светлана Кузнецова плюс Елена Дементьева – вот имена главных действующих лиц нынешнего сезона. Для тотального триумфа не хватает лишь победной точки в ноябрьском финале Кубка Федерации. Впрочем, если 2004-й действительно наш год, то российские теннисистки не должны упустить возможность это нам еще раз доказать.

"