Posted 12 августа 2010,, 20:00

Published 12 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:54

Updated 8 марта, 06:54

Тайна двух чемоданов

Тайна двух чемоданов

12 августа 2010, 20:00
В среду вечером в Санкт-Петербурге состоялся товарищеский матч между футбольными сборными России и Болгарии. Наша команда, не создав своими силами и пары полноценных голевых моментов, сумела все же порадовать победой своего нового тренера Дика Адвоката. Очевидно, что преемнику Гуса Хиддинка придется приложить немало ус

Все-таки поразительно, насколько велик запас оптимизма у российского футбольного болельщика. На каждый матч национальной сборной наши люди идут с непоколебимой убежденностью, что уж на этот раз любимая команда сыграет не хуже, чем Испания. «Болгар порвем, 3:0 или 4:0» – так ответили на мою просьбу сделать прогноз несколько молодых посетителей стадиона «Петровский» разного пола и возраста, с удовольствием потягивавшие пиво в лучах заходящего прохладного питерского солнца. Да-да, уважаемые москвичи и жители других городов, в которых продажа пенного напитка на стадионах под запретом, в Санкт-Петербурге на спортивных аренах пиво легализовано. Правда, на трибуну со стаканом не пустят, но возле нее – пей, сколько влезет. Причем пиво наливают желающим и после окончания матча. И ничего: веселых болельщиков и болельщиц ваш корреспондент в этот вечер видел много, а вот агрессивных или откровенно пьяных – ни одного. Неужели марку культурной столицы местный люд так достойно держит? Или если плод перестает быть запретным, то он становится не таким уж и сладким?

Удивительно, но трибуны «Петровского», несмотря на прекрасную (особенно по московским меркам) погоду и уже упомянутую пивную доступность, еле-еле оказались заполнены наполовину. Хотя матчи местного «Зенита» редко обходятся без аншлагов. Как мне объяснили аборигены, причин такого «игнора» в адрес национальной сборной две. Во-первых, о переносе матча из Москвы в Питер стало известно только пять дней назад. Многие потенциальные зрители не стали менять заранее намеченных планов, да и нормальную раскрутку мероприятия в городе организовать не успели. А во-вторых, цены на билеты петербуржцам показались уж очень завышенными. Платить минимум 600 рублей за удовольствие созерцать ничего не значащий в спортивном отношении матч с далеко не выдающимся соперником болельщики с ограниченными финансовыми возможностями не захотели. Но зато, стоит отметить, обстановка на трибунах царила вполне даже себе цивилизованная – ни одного нецензурного скандирования! Пару неприличных слов автор этих строк услышал разве что в тот момент, когда какая-то продвинутая молодая зрительница достала вувузелу и начала в нее яростно дуть. После этого сидевшие рядом мужчины сильно взбесились и посоветовали девушке найти адской дудке несколько иное применение, отчего та сразу зарумянилась.

Несмотря на скомканную, так скажем, подготовку к матчу, без традиционного фанатского перформанса не обошлось. Правда, сильно упрощенного по сравнению с прошлыми образцами. Во время исполнения государственного гимна болельщики развернули баннер, на котором была изображена раскрытая книга с чистыми листами. И закладка на них с надписью «Дик Адвокат», означающая начало новой главы в истории сборной. Художественная идея неплохая, тем более что краски много не потребовалось, каллиграфических усилий – тоже. Впрочем, одним плакатом болельщики не обошлись. Как только итальянский арбитр Никола Риццоли дал стартовый свисток, тысячи три фанатов еще раз исполнили гимн Российской Федерации, теперь уже а капелла. Затем начали скандировать имя и фамилию нового главного тренера, причем сам герой речевки, сидя на скамейке запасных, с удовольствием притопывал в такт. Ну а перекличка секторов под названием «Вперед, Россия!» ознаменовалась забитым голом. Это Николай Михайлов, сын президента Болгарского футбольного союза и вратарь национальной сборной, пытаясь прервать банальный вроде бы навес в штрафную, сбросил мяч рукой прямехонько на ногу Роману Широкову. Обычно российские футболисты наносят в таких ситуациях мощнейший удар, как говорили у нас во дворе, «по воробьям», но будущий герой матча неожиданно попал с угла вратарской в створ ворот. «Начали за здравие», – подумалось в тот момент...

Увы, закончили, как обычно. Нет, несколько острых моментов в матче еще состоялось. Сценка после неудачного столкновения Игоря Акинфеева и Александра Анюкова – когда армейский вратарь даже не подошел к корчившемуся от боли товарищу по команде, а зенитовский защитник, очухавшись, обложил «обидчика» трехэтажной тирадой – живо напомнила эпизод середины 90-х годов, когда два игрока английского «Блэкберна» во время московского матча со «Спартаком» прямо на поле подрались друг с другом. Слава богу, здесь до рукоприкладства не дошло. «Не стоит требовать, чтобы на поле выходили 11 друзей, – так прокомментирует потом эту стычку Адвокат. – Главное, чтобы футболисты друг друга уважали». «Уважают, – вспомнилась мне поговорка покойной бабушки. – Берут за хвост и провожают».

Свое «уважение» футболисты сборной России демонстрировали еще не раз. Во-первых, к зрителям. Напрячься и оправдать хотя бы пару сотен из потраченных болельщиками 600 (или более) рублей наши мастера категорически не пожелали. Играли на «троечку». Оглушительный свист трибун, крики «позор!», досрочно покидающие стадион болельщики – вот итог победы со счетом 1:0. Ну а после матча свою порцию неуважения получили и журналисты в смешанной зоне. «Я спешу на самолет» – так отреагировал на просьбу об интервью Юрий Жирков. Тут же выяснилось, что опаздывают на свой рейс и Дмитрий Сычев с одним из братьев Березуцких, хотя автобусу все равно предстояло ждать, пока соберется вся команда. Сергей Игнашевич продефилировал мимо с таким каменным лицом, что обратиться к нему никто из представителей СМИ даже не рискнул. Очень оригинально отреагировал на предложение прокомментировать матч Павел Погребняк: он вдруг притормозил, ласково обнял одного из журналистов и пробормотал что-то вроде «ну, брат, ты даешь». В общем, удостоили своим драгоценным вниманием прессу только два игрока – Игорь Семшов и Роман Широков. Но лучше бы, право, автор единственного гола в ворота болгар этого не делал. «Рома, довольны, что открыли свой счет забитым мячам в сборной?» – спросили его. «Не-а», – протянул лениво Широков. «А что так?» – удивились журналисты. «Так я ж защитник», – глубокомысленно ответствовал тот. «Почему матч не получился, у вас какие-то проблемы были или болгары сильны?» – не унимались корреспонденты. «Ну, болгары в футбол играть умеют», – выдал после некоторой паузы интервьюируемый. Поняв, что больше ничего из героя матча не выжать, репортеры разочарованно стали выключать диктофоны, на что Широков отреагировал радостной фразой «Все, что ли, идти можно?»

С особым нетерпением ждали, впрочем, того футболиста, который и в этой серой массе умудрился оказаться одним из худших. То есть Андрея Аршавина. Уже прошли в автобус все остальные, а Андрей Сергеевич, как уважительно называют питерские журналисты нашего «канонира», все не появлялся. «Идет!» – радостно зашептали стоявшие в первом ряду девушки с диктофонами, когда за углом послышались шаги. Увы, это оказался один из технических работников сборной. «А что это вы тут делаете-то, а? – совсем как в старом кино, удивился он. – Раздевалка-то уже пустая!» «Как пустая, а где же Аршавин?» – поразилась пресса. «Вы что, его не видели, он здесь только что с двумя большими чемоданами прошел, – на голубом глазу выдал представитель сборной. – Не верите, можете пройти в раздевалку, проверить». После такого оставалось только опустить занавес и разойтись, поминая недобрым словом проектировщиков стадиона, предусмотревших недоступные для прессы ВИП-выходы. Не хотелось даже обсуждать между собой вопрос: а что же, собственно, было в тех аршавинских чемоданах и как это остальные игроки обошлись обычными спортивными сумками?

"