Posted 12 мая 2008,, 20:00

Published 12 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:02

Updated 8 марта, 08:02

Андрей Радионенко:

Андрей Радионенко:

12 мая 2008, 20:00
Две золотые медали завоевала мужская сборная России на завершившемся в Лозанне чемпионате Европы по спортивной гимнастике. Антон Голоцуцков, Сергей Хорохордин, Юрий Рязанов, Максим Девятовский и Николай Крюков стали лучшими в командном турнире. Кроме того, Голоцуцков выиграл вольные упражнения, а Крюков за упражнение н

– Андрей Федорович, три золотые медали в Европе у женщин и две у мужчин – это хороший итог?

– Ожидаемый. Мужская команда ехала в Лозанну за «золотом», и никакой другой результат нас бы не устроил. Было много досадных, необъяснимых падений – это настораживает. После трех снарядов ребята показывали лишь шестой результат, но в итоге собрались, отыграли потерянные баллы и в целом с задачей справились. Однако не будем забывать, что центр сегодняшней мужской гимнастики находится не в Европе, а в Азии. Так что, пожалуй, это относительно хороший результат.

– В отдельных видах мы были представлены в пяти упражнениях из шести, а в итоге – всего две медали…

– Уже давно прослеживается тенденция: те, кто выступает в команде, проигрывают в отдельных видах многоборья. И это беда современной гимнастики. Регламент соревнований таков, что времени на восстановление очень мало. Посмотрите, кроме Голоцуцкова и немца Фабиана Хамбухена, которые выступали все дни чемпионата и сумели выиграть, все остальные победители на отдельных снарядах три дня отдыхали. Мы сознательно «отказались» от медалей на кольцах, не включив в команду явных фаворитов в этом виде – Константина Плужникова и Александра Баландина, потому что на других снарядах они не смогли бы помочь команде в той степени, в которой нужно. Обидно за Колю Крюкова, который на «коне» отобрался в финал с лучшим результатом, но в решающий момент его просто не хватило. Меньше всего я сейчас хотел бы, чтобы последние победы ввели в заблуждение, что все у нас здорово, все хорошо. По сравнению с прошлым годом, особенно у девочек, да, сделали шаг вперед, но и слабые места высветились тоже. При в целом неплохих программах многим, например, не хватает надежности. И важно понять: эти срывы – психологический случай или трагический? Или медицинский? Если это просто нехватка тренировок – одно дело. Если из серии «рожденный ползать, летать не может» – другое. Вот в оставшееся время над этим и будем работать.

– Если вернуться к составу, почему из ветеранов, кроме Крюкова, ничего не слышно о Лене Замолодчиковой, Саше Сафошкине? Сафошкин же еще совсем недавно считался мировым лидером среди кольцевиков…

– У обоих есть некоторые проблемы со здоровьем. У Сафошкина к тому же дают о себе знать последствия травмы и возраст. Пока они находятся на индивидуальной подготовке, но двери в команду ни для кого не закрыты. Шанс отобраться и выступить в Пекине будет предоставлен всем. Хотя, не скрою, – регламент, существующий сегодня в гимнастике (в финале командных соревнований выступают три гимнаста, и результаты всех троих идут в зачет. – «НИ»), делает задачу по формированию состава очень и очень сложной. Лично я озабочен некоторой непредсказуемостью в вопросе формирования команды. Надеемся на то, что выбранные спортсмены оправдают ожидания, но оправдывают-то не все.

– Помимо состава, какую проблему сегодня считаете основной?

– Здоровье. Это – основа всего. Мы сейчас очень внимательно следим за состоянием наших спортсменов. И получили много полезной информации, потому что привлекли к работе биохимию. Постоянный контроль крови – несколько раз в неделю – помог решить проблемы, которые мы не можем увидеть ни методически, ни педагогически. Пытаемся использовать рекомендации, которые дают психологи, но, к большому сожалению, эти специалисты не связаны с нашим спортом. Кто-то работал с легкой атлетикой, греблей, кто-то с велосипедом. А гимнастика – это спортсмен один на один со снарядом. Внутренние сложности вида спорта понимают не все. А гимнасту важно быть очень устойчивым психологически, насколько возможно – здоровым, насколько возможно – надежным, стабильным. Если в целом мы решим эти проблемы, тогда и индивидуально они будет решаться легче.

– А что рекомендуют медики гимнастам, если не секрет?

– Например, кому как нагрузки дозировать каждую неделю. Ведь каждый организм на их повышение реагирует по-разному. Для людей, которые тестируют сборную, это тоже очень интересно, потому что с гимнастикой никто дела раньше не имел. Нам говорят, причем с научной точки зрения, что гимнастика – это самый трудный вид спорта. Именно потому, что в нем сочетается много несочетаемого. Какой может быть помощь? Новые виды восстановления – специальный массаж, разные виды питания. Нам нужно «всего-то» ответить на два вопроса – увеличить работоспособность в течение недели и сократить время восстановления между тренировками.

– Три недели последнего перед Играми в Пекине сбора, который вы проведете в Ленинск-Кузнецком, – достаточное время для адаптации?

– Вполне. Но сегодня мы столкнулись с проблемой, которую не очень приятно озвучивать. Коль скоро так сложна гимнастика, то мы в первую очередь рассчитываем на помощь врачей. С этим никто не спорит. Но олимпийский комитет, занимаясь аккредитацией людей, представляющих команду, вдруг решил по-другому. В соответствии с международными нормами в состав одной команды, помимо спортсменов, входят еще шесть человек: три тренера, менеджер, врач и массажист. Но получаем квоту от олимпийского комитета и видим: на мужскую и женскую команды – один врач! А они тренируются в разных местах, в разное время. Что делать нам и этому врачу? В ответ – пока молчание…

– Андрей Федорович, вы не очень любите говорить о медалях, но все же. Какое выступление сборной в Пекине хотели бы увидеть лично вы?

– Достойное. Показать ту гимнастику, которую всегда показывала Россия. Ведь современные правила, к сожалению, привели к тому, что красота из гимнастики уходит. Сложность пришла, а класс ушел. Бывает, на пьедестал поднимаются те, кто сделал элементы хорошо, но не качественно. Лишь немногие страны, в том числе и Россия, пытаются красоту, культуру элементов, если можно так сказать, сохранить. Мы отличаемся от китайцев и американцев. Наша гимнастика по-настоящему красива. Мы допускаем ошибки, но это ошибки краткосрочной подготовки. Китай потратил на подготовку шесть-восемь лет, а мы – всего четыре года. Нам будет нелегко, но все-таки я смотрю на наши пекинские перспективы с оптимизмом.

"