Posted 13 февраля 2014,, 13:09

Published 13 февраля 2014,, 13:09

Modified 7 марта, 11:50

Updated 7 марта, 11:50

Золотая пара. Татьяна Волосожар и Максим Траньков растопили олимпийский лед

13 февраля 2014, 13:09
Золотая пара. Татьяна Волосожар и Максим Траньков растопили олимпийский лед

И вторую золотую медаль на Олимпиаде в Сочи сборной России принесли фигуристы. Татьяна Волосожар и Максим Траньков уверенно выиграли турнир в парном катании. Более того, другой наш дуэт – Ксения Столбова и Федор Климов завоевали серебряную награду. «Бронза», как и четыре года назад, у Алены Савченко и Робина Шолковы из Германии.

…Максим падает на колени, целует лед. Таня закрыла лицо руками – плачет. Трибуны дворца спорта «Айсберг» стонут, утопая в российском триколоре. На тренерской бирже обнимают друг друга Нина Мозер и Станислав Морозов. Нервно начинают разминку по периметру катка китайцы Пан Цин и Тон Цзян, а впереди еще выступление немцев Алены Савченко и Робина Шолковы…

Я почему-то вспоминаю лето 2011 года. Душный июльский вечер в Москве, от которого Таня с Максимом с удовольствием спасались на катке. Они тогда только что выступили на своем первом чемпионате мира. И мы говорили о многом – о том, как непросто было привыкать к новой жизни в Москве, о сомнениях, которые испытывали оба, принимая решение встать в пару, о бывших партнерах и партнершах… Прошел всего лишь год с небольшим с тех пор, когда Волосожар и Траньков катались в Ванкувере под разными флагами. Татьяна – за Украину в паре со Станиславом Морозовым, Траньков – за Россию вместе с Марией Мухортовой. Волосожар в Ванкувере заняла восьмое место, Траньков – пятое. Говорили и о Савченко с Шолковы, которые в Ванкувере проиграли, но на чемпионатах мира их три года никто не мог обыграть. Ведь Татьяна с Аленой – землячки. Обе в разное время выступали за Украину с Морозовым, обе становились с ним чемпионками мира среди юниоров, а Савченко участвовала со Станиславом еще и в Олимпийских играх-2002 в Солт-Лейк-Сити. Какое-то время обе тренировались в Германии у Инго Штойера. А потом, когда Морозов решил закончить карьеру, Волосожар переехала в Москву к Транькову. «Я все-таки старше, поэтому никаких обид между нами не было. Решили, что после Ванкувера я ухожу тренировать, а Таня продолжает карьеру», – вспоминал Стас...

А потом мы долго сидели в уютной тренерской Нины Мозер, и я спросила ее, опытного специалиста, но известного больше по работе с юниорскими парами, что чувствовала она, беря на себя такую ответственность? Почему не побоялась? «Мне было интересно посмотреть, что из этого получится, – ответила Мозер. – Мои друзья, когда узнали, с кем я буду работать, предостерегали: не надо, фигурное катание тебя поглотит! И вроде как посмеялись: теперь тебе придется забыть о личной жизни. И это действительно так. Совместить все очень сложно. Я всегда была поглощена фигурным катанием, я всегда много работала, знала, что могу сидеть на катке с утра до вечера, никогда не жаловалась. Но, оказывается, не знала, что еще и с вечера до утра могу работать. Да, я совсем ушла в фигурное катание… Было как-то настроение – может, хватит? Я села и сама с собой поговорила: «Нина, ну тебе же хорошо там? Хорошо. Ну, так иди и работай!» Потому что здесь общение, поиск, такая интересная команда собралась. Таня с Максимом – опытные, настолько все про себя знают уже! И просто друг другу очень подходят. По внутреннему состоянию. Спокойствие, застенчивость Татьяны компенсируется эмоциональностью, уверенностью Максима. И наоборот. Взбалмошный, порывистый взгляд Макса на какие-то вещи уравновешивает Татьяна. Бывают, конечно, взрывы эмоциональные, но они взрослые люди. С ними же не как с детьми общаешься. Я смотрю на Макса и вижу, что в его возрасте точно так же реагировала на какие-то вещи, была столь же эмоциональна. Он – взрыв. Но сама раньше даже не могла себе представить, о каких вещах мы будет говорить. Абсолютно все можно обсуждать открыто. Самое главное, что я в них вижу в первую очередь людей. Надеюсь, что и они ко мне относятся так же».

Наверное, они все четверо – Таня, Максим, Нина Михайловна, Стас – действительно нашли друг друга. Ведь счастье тренера, как и счастье спортсмена, заключается не только в победах, но и в постоянной ежедневной поддержке, взаимном уважении, прощении, доверии. Вот почему этот проект, затеянный четыре года назад при активной поддержке Федерации фигурного катания России, да и на государственном уровне, получился таким успешным. Волосожар и Траньков не просто выиграли «золото» для России, но, как и все их великие предшественники, подняли парное катание на совершенно другой качественный уровень. И стали абсолютно недосягаемы для остальных.

…Первыми, кому в финале олимпийского турнира в Сочи удалось откататься чисто, оказались Ксения Столбова и Федор Климов. Их произвольная программа на музыку из кинофильма «Семейка Адамс» – отдельный маленький шедевр, который поставили фигуристам их прежние наставники, замечательные питерские тренеры Людмила и Николай Великовы. А Савченко и Шолковы в результате ошиблись. Сначала Робин, потом – Алена. «Очень жаль. Все же маленький шанс у нас в Сочи был», – убеждал Шолковы журналистов, пока Савченко тихо плакала в сторонке. Но думаю, в глубине души оба понимали, что даже при безошибочном прокате в тот вечер Таню с Максимом им было не догнать.

Оксана Тонкачеева, Сочи

"