Posted 12 февраля 2006,, 21:00

Published 12 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Гений Евгениев

Гений Евгениев

12 февраля 2006, 21:00
ХХ Олимпийские игры открылись для нас не лучшим образом. Пятидневная дисквалификация из-за повышенного содержания гемоглобина в крови двенадцати лыжников, среди которых оказались трое россиян, пока не переросла в допинговый скандал, но поселила в душе смутную тревогу: вдруг последует продолжение Солт-Лейк-Сити? Да и ме

Когда новость о дисквалификации Натальи Матвеевой, Николая Панкратова, Павла Коростелева и еще девяти зарубежных лыжников за несколько часов до официальной церемонии открытия Игр облетела главный пресс-центр, реакция – по крайней мере, российских журналистов – была однозначной: ну, началось… Но руководитель антидопинговой инспекции Олимпийского комитета России Николай Дурманов, телефон которого от обрушившихся на него звонков, наверное, готов был разорваться от напряжения, успокоил: «То, что гемоглобин выше нормы (по правилам международной лыжной федерации он не должен превышать 16 единиц. – «НИ»), еще не является доказательством применения допинга. Но может быть его следствием. В данной же ситуации спортсменов отстранили не потому, что они в чем-то виноваты, а потому, что бежать с такими показателями небезопасно для здоровья. Кровь, насыщенная гемоглобином, настолько густа, что при потере жидкости и большой нагрузке сердце может не выдержать и перестанет ее качать».

Представители других команд также заявили о том, что их спортсмены не употребляли допинг, и дело, скорее всего, в тренировках на высокогорье и в естественных особенностях организма. Ведь гемоглобин в горах растет у всех, причем растет очень быстро. Поэтому если учесть, что большая часть российской сборной проводила предолимпийскую подготовку как раз на «высоте» – в армянском Цахкадзоре, то в случае с Матвеевой (ее показатель, к примеру, не так уж высок – 16,2 единицы) нет ничего удивительного. Как стало известно корреспонденту «НИ», тренерский штаб наших лыжников тоже ситуацию не драматизирует. Хотя мобильный телефон главного тренера сборной Елены Вяльбе все эти дни был отключен. В принципе ничего страшного не произошло. От Матвеевой, Панкратова и Коростелева в индивидуальных гонках медалей не ждали. Правда, Матвеева и Панкратов были заявлены на спринтерские эстафеты, которые пройдут во вторник. Теперь же в паре с Аленой Сидько, даже если показатели второго теста Матвеевой будут в норме, побежит не она, а Ольга Рочева-Москаленко. Панкратова, скорее всего, заменит Иван Алыпов. Но все же, что бы там ни говорили, сомнения остаются. Вспомните, с чего начиналась допинговая история на прошлой Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити – как раз с повышенного содержания гемоглобина в крови Ларисы Лазутиной…

Впрочем, спортивную программу туринских Игр вопреки многолетней традиции открывали не лыжники, а биатлонисты, и переживать нам здесь пришлось совсем по другому поводу. Медаль, причем золотая, в 20-километровой гонке могла оказаться у любого из нашей четверки участников – Павла Ростовцева, Максима Чудова, Ивана Черезова и Сергея Чепикова. Особенно надеялись на Чудова, который уверенно отстрелял на двух первых рубежах, и Черезова, который, как выяснилось потом, не допусти второго промаха, стоял бы на пьедестале третьим. Но за считанные минуты до окончания гонки электронное табло выдало совсем другие результаты первой тройки – Михаэль Грайс, Оле-Эйнар Бьорндален, Чепиков. Казалось, изменить их уже ничто не сможет и приехавшие на гонку Леонид Тягачев и Вячеслав Фетисов лично поздравят Полковника (так уже много лет зовут Сергея в команде) с «бронзой», а наша сборная получит первую медаль. Но рано радовались. Сам Чепиков стоял в финишном городке до последнего, ожидая норвежца Халварда Ханеволда – вмешаться в розыгрыш наград мог только он. И дождался. 0,8 секунды «привез» ему Ханеволд. «Какие-то сантиметры на лыжне, время, чтобы винтовку через плечо перекинуть, – развел руками главный тренер сборной Валерий Польховский. – Но что поделаешь... У меня сегодня ни к кому претензий нет. Подвела стрельба, но ребята достойно боролись. Видно, просто удача от нас отвернулась».

Надо отдать должное Чепикову. От журналистов ветеран, несмотря на то, что на душе кошки скребли и глаза (как ни старался он это скрыть) были грустные, не отмахнулся. Даже пытался шутить: «Когда финиш Ханеволда увидел, сердце екнуло, конечно, но переживал я ровно первые пять секунд. Ничего. Еще один опыт в жизни, хотя нечто подобное я уже испытывал – в 92-м, на дистанции 10 километров на Играх в Альбервиле. Если посмотреть на ситуацию философски, все очень просто. Физически я чувствовал себя великолепно, сделал сегодня все, и когда такое происходит, нужно, наверное, просто уметь проигрывать. Говорить, что очень устал, не стал бы. Силы остались. Это только начало Олимпиады, надеюсь, буду стартовать еще в преследовании и эстафете. Кто знает, может, еще отыграюсь?»



Золотой выход из тени

Первому российскому олимпийскому чемпиону Турина 23 года. В карьере сибиряка (Евгений – уроженец Тюменской области) была только одна победа на этапах Кубка мира – 19 марта прошлого года в шведском Фалуне Дементьев выиграл такую же гонку преследования на 30 км со сменой лыж. Между прочим, Евгений не без труда получил место в лыжной сборной. В национальном рейтинге он был девятым, и поэтому тренерский штаб сборной не сразу включил гонщика в олимпийскую делегацию. Последние сомнения в том, стоит ли посылать Евгения в Турин, отпали после того, как он завоевал серебряную медаль на этапе Кубка мира в Валь-ди-Фьемме (30 км свободным стилем).

Почти всю вчерашнюю гонку Дементьев держался в тени. Шутка ли – после первой половины дистанции он занимал только 31-е (!) место. Правда, всего с четырехсекундным отставанием, но, имея перед собой три десятка соперников, шесть десятков лыж и столько же палок, запросто можно затеряться во всем этом частоколе. Выбирался на поверхность наш лыжник постепенно – на отсечке 18 км был двадцатым, еще через три километра – пятнадцатым… То, что сейчас в лыжах нет явного лидера, безусловно, сыграло Дементьеву на руку, поскольку лидеры не пытались оторваться от пелотона, а вели тактическую борьбу, стараясь сохранить побольше сил. Единственную попытку уйти в отрыв предпринял на последнем «тягуне» швед Андерс Седергрен, после чего взял и «умер». Его «смертью» воспользовались два итальянца – Джорджо ди Чента и Пьетро Пиллер Коттрер. Метров за двести до финиша показалось, что они перекроют собой всю лыжню, но Дементьев в этот момент набрал такой ход, что остановить его не смогла бы вся Италия. Наш гонщик на всякий случай «выбросил» одну лыжу вперед, но мог бы этого и не делать, ибо норвежец Фруде Эстил, обладатель «серебра», был счастлив уже тем, что удачно сел Дементьеву «на колесо».

Андрей СИМОНЕНКО

"