Posted 12 января 2005,, 21:00

Published 12 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Черный «Дакар»

Черный «Дакар»

12 января 2005, 21:00
16 января в столице Сенегала Дакаре финиширует один из самых сложных и непредсказуемых ралли-рейдов в мире авто- и мотоспорта. Впрочем, нынешний «Дакар» заслуживает и более жестких эпитетов, ведь он унес жизни двух гонщиков. Трагедия едва не постигла и российскую команду «КамАЗ-Мастер», но все-таки наши «танки» продолж

Первая половина супермарафона прошла под знаком «КамАЗа». И это несмотря на все трудности, с которыми столкнулись на дистанции российские экипажи в первые дни ралли-рейда.

Первую победу «КамАЗ» одержал, как только десант участников «Дакара» покинул Европу и, перебравшись на паромах через Гибралтар, высадился на африканском континенте. Пилот Владимир Чагин, штурман и руководитель нашей «конюшни» Семен Якубов, а также механик Сергей Савостин на машине под стартовым номером 515 быстрее всех преодолели 4-й этап по маршруту Рабат – Агадир общей протяженностью 666 км. Благодаря этому успеху экипаж Чагина впервые на нынешнем «Дакаре» захватил лидерство в общем зачете класса грузовиков. Неподалеку расположились и два других «КамАЗа» – Фирдауса Кабирова и Ильгизара Мардеева. Однако следующий день едва не омрачился для россиян трагедией. Мардеев с товарищами решил испытать систему контроля скорости, которая впервые появилась на супермарафоне в этом году и ограничивает скорость грузовика до 150 км/ч. Превышение этого лимита карается довольно ощутимым штрафом. Испытания провели ночью, что не могло отразиться на итоговом результате. На одном из поворотов экипаж не заметил лежавший на дороге камень. В итоге грузовик перевернулся. В аварии серьезно пострадали механик Владимир Голуб и представитель технической поддержки Александр Запольских. Оба были срочно доставлены в больницу, прооперированы, и, по последней информации, они идут на поправку. Но машина Мардеева, естественно, снялась с соревнований.

Борьбу продолжили Чагин и Кабиров. Кстати, практически все эксперты отмечают, что на нынешнем «Дакаре» значительно возросло количество экипажей желающих, а главное – способных свергнуть с трона наши «КамАЗы». Это отметили и россияне. «По сравнению с прошлым годом темп гонки заметно возрос, – уверен Якубов. – С первых этапов идти приходится на пределе, используя все возможности техники, максимально напрягая и себя, и соперников. Только так можно добиться победы на этом «Дакаре». Как бы то ни было, но следующие два этапа (пятый и шестой) вновь выигрывала наша команда. Причем экипаж Чагина остался верен давней и неизменной традиции – отмечать день рождения своего пилота победой на этапе. 5 января Владимиру исполнилось 45.

«Дакар»-2005 стал для Фабрицио Меони последним.

Основные события не только первой половины «Дакара», но, пожалуй, и всего супермарафона развернулись, когда караван покинул Марокко и перебрался в Мавританию. Спецучасток 7-го этапа по маршруту Зуерат – Тишит, на котором гонщики могли развивать предельную скорость, составил 660 км. Это ли не испытание для настоящих мужчин? И наши ребята его выдержали. Вот только техника подвела. У машины Чагина на этом марафонском этапе сломался двигатель. Чинить его пришлось в полевых условиях. Через пять часов беспрерывной работы над песчаным морем вновь раздался мощный рокот «КамАЗа». Но за 60 км до финиша Чагина подстерегла новая напасть – закончилось топливо. Впрочем, проблема с горючим возникла не только у нашего экипажа. 7-й этап «Дакара» вообще получился весьма странным в плане организации. До финиша из-за недостаточного количества топлива в баках в итоге дотянули только 20% участников, среди которых был и наш Кабиров. Как сказал Якубов, двигатель на грузовике Фирдауса немного экономичнее, чем у Чагина.

Следующий этап организаторы ралли-рейда отменили – в течение суток они собирали мотоциклы, автомобили и грузовики по бескрайней пустыне. Что же касается общего зачета в классе грузовиков, то ситуация в нем изменилась до неузнаваемости. На лидирующие позиции вышли ранее не хватавшие звезд с неба спортсмены. Такие, как, например, хитрый японец Йошимаса Сугавара на «Хино», который следует принципу «тише едешь – дальше будешь». Но отрадно, что камазовцы не опустили руки и в этой ситуации. Первое место оккупировал Кабиров, который удерживает его и по сей день (после 11 этапов). Причем его механик Андрей Мокеев еще в начале «Дакара» получил травму спины, и вопрос о прекращении экипажем борьбы стоял очень остро. Однако врач команды Сергей Бубновский, специалист по экстремальной медицине, сумел поставить Мокеева на ноги. И это всего за один день! Впрочем, Кабиров – единственная надежда «КамАЗа», только у него есть шанс выиграть «Дакар»-2005. Но сражается наш экипаж не в одиночку. Грузовик Чагина, в сложившейся ситуации исполняющий роль «быстрой технички», доверху загруженный запасными частями, в любую минуту готов прийти на помощь.

Хотя, судя по тому, как проходит нынешний «Дакар», главное в гонке – не победа и даже не участие. Главное – остаться живым. Увы, ралли-рейд по пустыне уже унес жизни двух своих участников. Сначала от полученных в результате аварии травм скончался испанский мотогонщик Хосе Мануэль Перес. Вторым в этом трагическом списке стал его коллега – итальянец Фабрицио Меони. Двукратный чемпион «Дакара» (2001 и 2002 гг.) погиб во время 11-го этапа. Сообщается, что причиной смерти стало падение с мотоцикла и наступившая вследствие этого остановка сердца. Теперь в черный лист «Дакара» (он проводится с 1979 г.) входят уже более 30 человек, в том числе 22 участника состязаний. Мотогонщики, кстати, решили не участвовать в 12-м этапе в память о своем товарище. Директор ралли-рейда Этьен Лавинь заявил, что уважает и понимает это решение. Спортсменов и их технику перебросят к старту 13-го этапа на самолетах. Что же касается других «жертв» супермарафона – тех, кто вынужден был сойти с дистанции по причине травмы или выведенной из строя техники, то здесь ситуация такова: из 232 мотоциклистов, стартовавших в Барселоне, на данный момент выбыли 126. Подобная участь постигла 104 внедорожника из 168. Армада грузовиков поредела на 46 единиц.



ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕМ ЗАЧЕТЕ В КЛАССЕ ГРУЗОВИКОВ ПОСЛЕ 11 ЭТАПОВ:

1. КАБИРОВ/ БЕЛЯЕВ/ МОКЕЕВ («КамАЗ-Мастер»/ Россия) – 45:32.31.

2. Бекс/ Виллемс/ Маессен (ДАФ/ Голландия/ Голландия/ Бельгия) – отставание 2:00.55.

3. Сугавара/ Хамура («Хино»/ Япония) – 4:53.13...

22. ЧАГИН/ ЯКУБОВ/ САВОСТИН («КамАЗ-Мастер»/ Россия) – 21:25.07...

"