Posted 11 декабря 2008,, 21:00

Published 11 декабря 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:38

Updated 8 марта, 07:38

Мамы продолжают и выигрывают

Мамы продолжают и выигрывают

11 декабря 2008, 21:00
Нынешний сезон в лыжных гонках и биатлоне ознаменовался тем, что сразу несколько наших чемпионок прошлых лет вернулись в строй после родов. Юлия Чепалова (на фото), Ольга Завьялова, Алена Сидько, Ольга Зайцева, Альбина Ахатова, Ольга Пылева недавно вышли из декретного отпуска и ринулись штурмовать новые вершины, держа

Некоторым спортсменкам, впрочем, даже уходить в декрет не пришлось. Вот, например, шведская биатлонистка Анна-Карин Олофссон, которая не расстается со своим младенцем даже на трассе. Как такое возможно? Да очень просто – фотография симпатичного малыша украшает ее винтовку. И вызывает на огневых рубежах (там лучше видно) всеобщее умиление. Сам же ребенок Олофссон находится рядом – в гостинице. Спортсменка решила возить его с собой на все этапы Кубка мира, хотя малышу исполнилось всего полгода. В декретном отпуске шведка не была: на последнем чемпионате мира она выступала, будучи беременной. И сегодня показывает на лыжне отличный результат.

На память также приходит классический пример другой самоотверженной биатлонной мамы. Эмма, дочь знаменитого француза Рафаэля Пуаре и норвежки Лив-Грете Шелбрайд, была свидетельницей спортивных успехов своих родителей буквально с пеленок. Уже на следующий год после родов Лив-Грете завоевала четыре золотые медали на чемпионате мира и выиграла Большой Хрустальный глобус.

Но все-таки примеры Олофссон и Пуаре – скорее исключение из правил. Врачи подметили, что французские, немецкие, норвежские чемпионки – иначе говоря, западные спортсменки – не часто рожают детей на пике карьеры. Та же немка Уши Дизль, одна из самых ярких звезд женского биатлона, впервые стала мамой в 35 лет, а не менее легендарная шведка Магдалена Форсберг и того позже. Другое дело наши девушки – они куда смелее. Тренеры объясняют этот факт довольно просто: русские женщины воспитаны иначе, дети для них – святое, и желание стать матерью, как правило, сильнее любых карьерных перспектив.

Так что после Олимпиады в Турине традиционно ушла в декрет половина женской сборной России не только в лыжных гонках, но и в биатлоне. А сейчас все они дружно возвращаются. Бытует даже мнение, что после родов появляется некая дополнительная энергия. Но если верить исследованиям спортивной медицины, это не совсем соответствует действительности. Все здесь индивидуально, многое зависит от состояния организма, и чаще ключевую роль играют не столько физические качества, сколько морально-волевые. «Если тебе дано стрелять хорошо, то никуда это свойство не денется, – рассказывает «НИ» Альбина Ахатова. – В моем случае, правда, скорострельность пострадала. Зато точность сохранилась. А вот «физика» – другое дело. За год, который я пропустила, в плане физической готовности я скатилась не просто на ноль, а в глубокий минус».

Здесь можно вспомнить историю возвращения в спорт после рождения первой дочки олимпийской чемпионки Игр 1988 года в Калгари лыжницы Анфисы Резцовой. «После родов ко мне домой несколько раз приезжал тогдашний тренер женской сборной Александр Грушин, уговаривал вернуться в команду как можно скорее, – вспоминает Анфиса. – Но я решила насладиться материнством, о чем нисколько не жалею. И вернулась только через девять месяцев. Подруги по команде встретили меня в штыки. Словом, дошло дело до интриг. И я по совету мужа взяла в руки винтовку и стала усиленно тренироваться совсем на другой лыжне – где еще и стреляют».

Результат известен – в 1992 году на Играх в Альбервилле, где состоялся олимпийский дебют женского биатлона, в спринтерской гонке Резцова пришла к финишу первой. А двумя годами позже в Лиллехаммере Анфиса еще раз завоевала золотую олимпийскую медаль. Правда, возвращение в сборную после рождения второй дочери у спортсменки не сложилось.

Отвечая на вопрос, как скоро мамам возвращаться в большой спорт, медики рекомендуют не торопить события. Предлагают спортсменкам насладиться возможностью побыть в новой роли столько, сколько они сами посчитают нужным. Бежать в спортзал через месяц после родов бесперспективно. Кормление ребенка прерывается, а возвращение на прежний профессиональный уровень такой шаг все равно не облегчает. В первый после декрета год мало кто показывает высокие результаты. Исключением (в последнее время) можно назвать разве что пример Ахатовой. А вот та же Ольга Зайцева, ее подруга по чемпионской эстафете Турина, поступила иначе. Пока Альбина поднималась на пьедесталы Кубка и чемпионата мира, Ольга выступала в соревнованиях ниже рангом – в Кубке Европы. И продолжала кормить сына грудью. «У меня вообще поменялось отношение к тренировкам, – говорит Зайцева. – Молодым проще, у них пыл, азарт. Я же подсознательно веду себя осторожнее. Правильно это или нет? Время покажет…»

Сегодня в российском зимнем спорте первое место по числу молодых мам занимают лыжи. Лариса Куркина (ставшая, к слову, олимпийской чемпионкой Турина в эстафете, будучи на раннем сроке беременности), Ольга Рочева-Москаленко, Алена Сидько, Юлия Чепалова, Ольга Завьялова… Все они не скрывают, что вернулись в большой спорт ради того, чтобы попытаться взойти на олимпийский пьедестал в Ванкувере. И ребенок на этом пути не помеха. Наоборот, как заметила два года назад в Турине Светлана Журова, для молодой мамы, кроме всего прочего, счастливого человека, ее ребенок – очень важный стимул. У спортсменки-мамы и нервы крепче, и с внутренней дисциплиной полный порядок. «Я как была профессионалом, так профессионалом и осталась, – говорит Журова. – Изменилась психология. Стало больше уверенности, спокойствия. Материнство научило концентрироваться. Меня спросили в Турине: что вам помогло победить? Я ответила – не что, а кто. Ребенок, и я ему очень благодарна». А ведь в возвращение Журовой после родов в элиту конькобежного спорта вообще мало кто верил…

"