Posted 11 января 2012,, 20:00

Published 11 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 06:01

Updated 8 марта, 06:01

Не спи за рулем

11 января 2012, 20:00
Самый сложный и престижный ралли-марафон «Дакар-2012», стартовавший 1 января в Мар-дель-Плата, понемногу приближается к своему финишу. Сегодня рано утром (по московскому времени) завершился 10-й этап этого тяжелейшего испытания на прочность для людей и машин...

В таком определении нет никакого преувеличения: «Дакар» всегда слыл явлением изнурительным и опасным. Список смертей на трассе обширен и пополняется почти с каждым годом. Нынешний, увы, не стал исключением. Причем летальное ЧП произошло на первом же этапе «Дакара-2012»: за два километра до финиша разбился 40-летний аргентинский мотоциклист Хорхе Андрес Мартинес Боэро. Спешно прибывшие на место аварии врачи отчаянно боролись за его жизнь, но спортсмен скончался по дороге в больницу. Таким образом, Боэро стал 21-м гонщиком, погибшим в ходе «Дакара» за всю 33-летнюю историю этого ралли.

Буквально на следующий день случилось еще два ЧП. Сначала без вести пропал мотоциклист Себастьян Ку (позднее, ближе к ночи, его все-таки сумели отыскать – оказалось, что гонщик попал в аварию – и отправили в госпиталь). А затем упал легкий самолет, в котором находились двое зрителей. Оба погибли...

Исключительно опасным для пилотов получился и вчерашний, девятый этап гонки. В тяжелейшую аварию угодил экипаж чеха Алеша Лопрайса, имевший реальнейшие шансы на победу в зачете грузовиков. Причем «Татра» поймала «крышу» почти на ровном месте – уже по окончании очередного спецучастка (9-й этап отличался их рекордной протяженностью – в общей сложности 556 км). По информации официального сайта команды «КамАЗ-Мастер», пилот которой Артур Ардавичус одним из первых пришел на помощь пострадавшим, причиной аварии стало то, что механик чешского экипажа Михал Эрнст, находившийся в тот момент за рулем, уснул. Эрнст, соответственно, пострадал серьезнее других. Но, по последней информации, его жизнь – вне опасности.

Не повезло участникам и с погодой. 6 января в Андах, на пути следования каравана машин, начался такой сильный снегопад вперемешку с дождем (и это в южном полушарии, где сейчас лето!), что организаторы сочли за благо просто отменить этап.

Если говорить о спортивной составляющей марафона, то российским болельщикам пришлось привыкать к тому, что КамАЗы больше не доминируют. Отчасти это связано с тем, что легендарный Виктор Чагин, семикратный победитель «Дакара», закончил свою славную карьеру. Аналогичное решение минувшей осенью принял и его опытнейший коллега Фирдаус Кабиров. Ну а бронзовый призер «Дакара-2011» Эдуард Николаев, на которого возлагались определенные надежды, увы, не справился с ролью лидера. Более того, в ходе передислокации в Копиапо (заменившей гонщикам шестой этап) вышел из строя мотор его грузовика, и экипажу пришлось прекратить борьбу.

Увы, на этом «Дакаре» КамАЗы не побеждали еще ни разу. Лучший на сегодняшний день казахско-российский экипаж Артура Ардавичуса, идущий в зачете грузовиков на третьей позиции и уступающий лидеру голландцу де Рою уже более часа, лишь однажды – по итогам третьего этапа поднялся на подиум. К слову, это второе место позволило ему один день побыть в роли лидера в общем зачете... Экипажи Андрея Каргинова и Ильгизара Мардеева идут, соответственно, пятым и шестым, с трехчасовым отставанием от лидера. В «Дакаре», конечно, случается всякое. Но без чудес такой гандикап не отыгрывается.

Впрочем, шестое место шестому месту рознь. Аналогичная позиция в классе легковых автомобилей, на данный момент занимаемая двукратным чемпионом мира по ралли-рейдам, уроженцем Челябинской области Леонидом Новицким (штурман – немец Андреас Шульц), – очень приличный результат. Тем более что на первом же этапе «Дакара-2012» Леонид умудрился одержать победу. Первую в истории отечественного спорта в зачете «легковушек»!

Другие российские экипажи здесь выглядят скромнее. Александр Мироненко и Сергей Лебедев – 19-е в этом гоночном классе, Антон Мельников и Антон Николаев – 23-и, Леонид Огородников и Владимир Демьяненко – 34-е, Илья Кузнецов и Роман Елагин – 57-е.

На нынешнем «Дакаре» из огромного числа участников (в общей сложности 465 «боевых единиц») пристальное внимание прессы привлекает еще, как минимум, одна персона. Одним из пилотов, также соревнующихся в одном гоночном классе с Новицким, является легендарный польский «летающий лыжник» Адам Малыш – четырехкратный чемпион мира и призер Олимпийских игр. Для Адама, выступающего со своим штурманом Рафалом Мартоном на «Мицубиси Паджеро», это дебют в столь престижном ралли-рейде. Причем дебют достойнейший: польский дуэт идет к настоящему моменту на 36-м месте. Всего в этом классе, напомню, стартовал 161 экипаж. Более половины уже сошло...

"