Posted 11 января 2011,, 21:00

Published 11 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:31

Updated 8 марта, 06:31

Тренер молодежной сборной России по хоккею Валерий Брагин

Тренер молодежной сборной России по хоккею Валерий Брагин

11 января 2011, 21:00
Безусловно, самым ярким событием первых дней нового, 2011 года стала победа молодежной сборной России по хоккею на чемпионате мира, который прошел в американском Баффало. В фантастическом финале наши ребята обыграли канадцев 5:3, при том что уступали после двух периодов 0:3. Спустя семь лет российская команда вернула

– Валерий Николаевич, для многих болельщиков до сих пор остается загадкой, как вашей команде удалось вырвать победу в финале с Канадой со счета 0:3…

– Перед решающим матчем ребята чувствовали себя спокойно. Излишнего волнения не было. На установке разложили игру канадцев по полочкам. Но в самый последний момент, видимо, все-таки сказалось высокое напряжение момента. По крайней мере, первый период получился сумбурным. Да и соперники действовали здорово, не прощая нам ошибок. Пришлось даже в перерыве пообщаться с ребятами на повышенных тонах и сломать макетную доску. Надо было встряхнуть команду, поэтому я осознанно пошел на такой нестандартный шаг. Потом заиграли уже лучше. Мы практически не уступали канадцам, и было ощущение, что у нас еще есть шанс изменить ситуацию в свою пользу. Лично я даже не волновался по этому поводу. Верил в каждого игрока. Впрочем, тренерская профессия обязывает сохранять спокойствие до конца любого, даже самого тяжелого матча.

– Неужели по ходу финала так ни разу и не задумались о возможности поражения?

– В третьем периоде было очень важно забросить так называемую быструю шайбу. Но ребята огорчили канадцев сразу дважды в течение нескольких секунд. И тут я почувствовал, что канадцы потеряли былую уверенность и кураж. Инициатива перешла на нашу сторону. Мальчишки в очередной раз показали, что у них уже мужской характер. Особенно хотел бы выделить капитана Володю Тарасенко. Во втором периоде он получил серьезный удар по ребрам и за пять минут до перерыва отправился в раздевалку. В раздевалке я его спросил – готов играть? Он ответил, что выйдет на лед, несмотря на боль, и в итоге забросил очень важную третью шайбу. А вообще в хоккее счет 0:3 – это штатная ситуация.

– После третьей пропущенной шайбы вы отправили на скамейку запасных вратаря Дмитрия Шикина, выпустив Игоря Бобкова. Между тем именно Шикин блестяще сыграл в плей-офф с Финляндией и Швецией.

– Считаю, что Дима не виноват в пропущенных шайбах. Просто уже перед финалом он выглядел эмоционально опустошенным. Тем не менее мы посчитали, что финал начнет именно Шикин. А потом стало ясно, что ему нужно отдохнуть. В то же время Бобков был спокоен и еще на разминке дал понять, что готов вступить в игру. В итоге свой отрезок он выиграл у канадцев со счетом 5:0. Рад, что и Шикин все правильно понял.

– Кроме Тарасенко, Шикина, Бобкова к героям чемпионата можно отнести, наверное, защитника Дмитрия Орлова, нападающего Евгения Кузнецова…

– Не понимаю, почему наши ребята не получили ни одного индивидуального приза от организаторов чемпионата! Обычно кто-то из команды победителей получает приз самого ценного игрока или лучшего вратаря, защитника, нападающего. Это вполне логично. Видимо, кроме нас самих, никто не верил в нашу победу. От себя скажу, что Тарасенко, а также вице-капитаны Орлов и Двуреченский создавали в команде такую атмосферу, в которой было всем комфортно. А роль лидера в конкретном матче могли взять на себя и Голубев, Панарин, Кицын… Да можно перечислить всю команду. Вообще, определяя состав, я в первую очередь обращал внимание именно на бойцовские качества ребят. Поэтому пораженческих настроений в сборной не было.

– Даже после того, как команда проиграла в стартовых матчах тем же канадцам и шведам?

– Перед нами стояла задача выйти из группы. С канадцами нас подвели удаления. Со шведами играли хорошо, но реализация моментов хромала на обе ноги. Главное, что мы сделали правильные выводы после неудач. Определились с основным вратарем, немного изменили состав звеньев. Стоит отметить и вот какую деталь. Ледовый дворец в Баффало оказался для нас непривычно холодным. К этому тоже надо было приспособиться.

– Игра с финнами в четвертьфинале, как показалось, стала в каком-то смысле моментом истины. Тогда за четыре минуты до конца третьего периода соперник вел 3:1...

– Если бы проиграли сборной Финляндии, то многие назвали бы наше выступление провальным. Уехали бы домой без медалей и с позором. Поэтому матч получился очень нервным. Надо сказать, что на этот раз мы переехали из холодного дворца в теплый. Ребята уже не замерзали, а скорее задыхались. Другими словами, приходилось привыкать к новой обстановке. Мы могли бы и уступить в четвертьфинале, но финны при счете 3:1 стали играть, как говорится, на удержание. Благодаря этому нам удалось перехватить инициативу и вытащить тяжелейший матч. Эта волевая победа принесла нам дополнительную уверенность в своих силах. Кроме того, стало очевидно, что команда очень хорошо готова функционально и способна заметно прибавить в конце встречи. Перед полуфиналом со шведами ребята по собственной инициативе провели собрание. Чувствовалось, что мальчишки не на шутку завелись и мечтают только о победе. Этот настрой и помог выйти в финал. Горжусь каждым своим игроком.

– Валерий Николаевич, а что все-таки произошло в аэропорту Баффало перед вылетом в Москву, когда всю нашу делегацию в последний момент просто сняли с рейса? Тут же пошли разговоры о неадекватном состоянии наших хоккеистов…

– Вся эта история высосана из пальца. Что касается намеков на употребление алкоголя... После финала ребята сделали по нескольку глотков шампанского из чемпионского кубка. Все. Да, эмоционально после такой победы парни были на взводе. Кричали «Мы чемпионы!», обнимались, поздравляли друг друга. Но в любом случае к моменту вылета в Москву все уже успокоились. Надо сказать, что в аэропорт мы чуть-чуть опоздали. Первая группа хоккеистов уже прошла в самолет, вторая часть делегации готовилась к посадке, и вдруг полицейский вывел из салона ребят, уже занявших свои места. Объяснения были невразумительными. Уверяю вас, никто из ребят не буйствовал. Все очень сильно устали. Какое неадекватное поведение?.. Непонятно почему в аэропорту очень быстро появились репортеры с камерами. А мы тем временем были вынуждены искать гостиницу. Словом, все это смахивало на провокацию.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы игроков этой сборной?

– Все ребята очень талантливы. Уже в самое ближайшее время многие могут заиграть в КХЛ. Я вообще не согласен с теми, кто предрекает кризис отечественного хоккея, заявляя, что не видно, мол, новых Овечкиных и Малкиных. Талантов у нас по-прежнему много. И сейчас необходимо продолжать развивать детский хоккей. Отмечу, что с появлением у нас Молодежной хоккейной лиги отношение к детско-юношескому хоккею в нашей стране стало меняться в лучшую сторону.

– Валерий Николаевич, не многие знают, как складывалась ваша тренерская карьера, и помнят вас в основном как форварда московского «Спартака» и воскресенского «Химика»...

– В 1989 году «Химик» завоевал серебряные медали, уступив в чемпионате только ЦСКА. Считаю, что это был лучший сезон в моей игровой карьере. К тому моменту мне исполнилось уже 33 года, я получил предложение стать играющим тренером датского «Редовера» и согласился на отъезд. Когда вернулся, то вновь оказался в «Химике». Потом возглавил «Спартак»-2. Одновременно принял и юниорскую сборную России. В той команде играли Малкин, Радулов, Кулемин, Паршин… Почти все ребята из той сборной сейчас на заметных ролях. С этим составом в 2004-м удалось выиграть юниорский чемпионат мира. До нынешнего года это был самый большой мой успех в тренерском качестве. Потом работал с основным составом московского «Спартака». Первый сезон получился успешным, а потом команду фактически расформировали и через год собрали заново. На создание боеспособного коллектива нужно было время, но, увы, результат требовался незамедлительно. А в прошлом году я сменил Владимира Плющева в должности главного тренера молодежной сборной. Остальное вы уже знаете…

"