Posted 10 ноября 2011,, 20:00

Published 10 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:08

Updated 8 марта, 06:08

Такие люди – и на свободе

Такие люди – и на свободе

10 ноября 2011, 20:00
В минувшую среду игроки сборной России по футболу, готовящиеся к товарищескому матчу с Грецией, вышли на тренировку в майках, на которых спереди было написано: «Спартак Гогниев! Мы с тобой!», а сзади – «Такой футбол нам не нужен». Андрей Аршавин и его партнеры решили привлечь внимание общественности к инциденту в Грозн

Всем известно, что профессиональный спорт – это очень опасный для здоровья вид деятельности, поскольку всегда есть риск получить серьезную травму и надолго выбыть из строя. Особенно печально, если травму нанесли специально. И случай с Гогниевым – яркий тому пример. Словесный конфликт между игроками «Терека» и «Краснодара» привел к тому, что бывший футболист московского «Динамо» и ЦСКА, а также молодежной сборной страны Гогниев оказался в больничной палате с переломом носа, ребер и сотрясением мозга. Однако никто никакого наказания за это не понес. В среду Контрольно-дисциплинарный комитет (КДК) Российского футбольного союза вынес довольно странное решение: засчитать молодежной команде «Терека» техническое поражение со счетом 0:3, поскольку игра была прервана из-за «вмешательства посторонних лиц». Чтобы вынести такое постановление, членам КДК пришлось совещаться не один час. Между тем к моменту начала беспорядков, которые повлекли за собой остановку и прекращение игры, «Терек» и так уступал со счетом 0:3. Так стоило ли заседать?.. Впрочем, члены комиссии обещали вернуться к этому делу аж через неделю. Чем вызвана такая отсрочка, пока непонятно, ведь глава КДК Александр Капков заявил официальному сайту РФС буквально следующее: «Нам была представлена посекундная запись инцидента с участием Гогниева. На ней зафиксировано отвратительное поведение самого футболиста, который неоднократно ударял судью, а также безобразное поведение лиц, находившихся на беговой дорожке в форме футбольного клуба «Терек». Вся картина отчетливо видна: кто кого и зачем бил».

Как вы думаете, есть ли у Гогниева основания обратиться с заявлением в органы правопорядка? У него на руках есть видеозапись инцидента, письменные заключения врачей, зафиксировавших факты телесных повреждений, кроме того, под рукой и очевидцы случившегося. Но пока ни о каком возбуждении уголовного дела нет и речи, хотя на то есть все основания. В противном случае, что еще нужно сделать злоумышленникам, чтобы их привлекли к уголовной ответственности? В обыденной жизни человек может надолго загреметь на несколько лет за решетку лишь за то, что плеснул водой в лицо чиновнику.

Это, конечно, тоже наказуемое деяние, но оно меркнет на фоне того, что случилось с Гогниевым. Поэтому неудивительно, что игроки сборной совместно с профсоюзом футболистов и тренеров организовали акцию в поддержку Спартака. Причем инициатива принадлежала самим футболистам, многие из которых, в частности Аршавин, Сергей Игнашевич, Игорь Семшов, являются членами профсоюзной организации. Возможно, эта акция и привлечет внимание не только Российского футбольного союза, но и правоохранительных органов к «делу Гогниева».

Между тем, если не уголовные дела, то хотя бы административное производство можно заводить едва ли не после каждого матча футбольной премьер-лиги. И фигурантами дела могут быть не только участники соревнования, но и зрители. Так, по итогам в последнего, 30-го тура тот же КДК оштрафовал московский «Спартак» на 100 тысяч рублей за то, что фанаты выкрикивали ненормативные и оскорбительные фразы. «Динамо» за аналогичное поведение болельщиков наказали на 70 тысяч рублей. Однако сами хулиганы, почти два часа матерившиеся в публичном месте, никакому наказанию не подверглись. В другом столичном дерби – «Локомотив» – ЦСКА команды были оштрафованы за те же проделки болельщиков на 100 и 80 тысяч рублей соответственно.

Кстати, в матче «Динамо» и «Спартака» произошло и более серьезное событие: немецкий форвард динамовцев Кевин Кураньи ногой разбил голову капитану красно-белых Сергею Паршивлюку, который в итоге оказался в больнице. Немец отделался лишь желтой карточкой, хотя спартаковское руководство требует от КДК шестиматчевой дисквалификации динамовца. Ровно на столько в этом сезоне был дисквалифицирован бразильский форвард красно-белых Веллитон за то, что нанес тяжелую травму вратарю ЦСКА и сборной России Игорю Акинфееву. Стоит напомнить, что тогда Веллитона сначала наказали по всей строгости закона, но потом значительно сократили срок отлучения от футбола. Кураньи, видимо, и вовсе не собираются наказывать, хотя Паршивлюку наложили сразу четыре шва на разбитую голову.

Игроки российской сборной вышли на тренировку в майках с надписью: «Спартак Гогниев! Мы с тобой!».
Фото: RFS.RU

Впрочем, в футболе были и другие, во сто крат более вопиющие случаи, когда виновным в нанесении травмы ничего не было. Можно привести хотя бы два ярких примера.

В июле 1993 года в матче 1/16 финала Кубка России между коломенской командой «Виктор-Авангард» и московским «Динамо» защитник подмосковного клуба Сергей Бодак нанес тяжелейшую травму форварду соперников Юрию Тишкову, сломав тому ногу. И даже после нескольких операций динамовец не смог нормально играть, а нога постоянно болела. Из-за этого ему пришлось раньше времени завершить карьеру. Бодак уверял, что сбил Тишкова неумышленно, мол, был обычный игровой эпизод. Однако Юрий потом вспоминал, что его общий с Бодаком знакомый – на тот момент полузащитник московского «Торпедо» Игорь Чугайнов – отговаривал его от поездки в Коломну, поскольку знал, что хозяин местного клуба – некий Виктор – дал задание своим подопечным любой ценой и способом победить знаменитое «Динамо».

Еще будучи еще игроком торпедовского дубля, Бодак «прославился» еще и тем, что нанес серьезнейшее повреждение брату знаменитого футболиста минского «Динамо» и сборной СССР Сергея Алейникова Анатолию. После столкновения с Бодаком Алейникову пришлось навсегда повесить бутсы на гвоздь. «Считаю, что к Бодаку уже после первого случая надо было принимать очень жесткие меры, – заявил «НИ» бывший врач московских «Локомотива», «Спартака» и «Динамо», а также сборной России по футболу Юрий Васильков. – Если человек повторно калечит своего коллегу, то тут можно задуматься и о возбуждении в отношении него уголовного дела. А то получается очень странное совпадение. И всякий раз он говорит, что сделал все неумышленно, а люди жестоко пострадали. Хотя лично я своими глазами видел только один случай, когда парня специально калечили на поле. Помню, как в 1987 году в матче между московским «Локомотивом» и волгоградским «Ротором» зверски сломали железнодорожника Женю Дрожжина».

«НИ» связались и с самим футболистом, который тратит практически все деньги на новые и новые операции. «Тот матч я, конечно, не забуду никогда, – говорит Дрожжин. – Пробросил мяч себе на ход, и в этот момент в опорную ногу буквально прыгнул соперник. В результате – осколочный перелом ноги, порванные сосуды. Ногу чудом удалось спасти, однако остался инвалидом. Хорошо еще, что жена работает. При Юрии Палыче Семине я еще состоял на ставочке в «Локомотиве». Сейчас и этого нет. А на новую операцию в немецкой клинике доктора Пфайфера нужны деньги. Так получилось, что тот парень, который сломал мне ногу, остался совершенно безнаказанным. Его даже не дисквалифицировали. Я не думаю, что за нанесение травмы на футбольном поле или ледовой площадке нужно привлекать к уголовной ответственности. Наверное, было бы честно и справедливо в рамках гражданского процесса обязать нарушителя оплачивать лечение потерпевшего. По крайней мере, я бы от такой материальной компенсации за причиненный вред здоровью не отказался».

Впрочем, в хоккее спортсмены дерутся и травмируют друг друга постоянно. Недаром во многих командах существуют так называемые «тафгаи», или «полицейские», то есть игроки, в чьи функции входит запугивание и откровенное избиение соперника до крови. В Континентальной хоккейной лиге самой «дерущейся» командой считается чеховский «Витязь», в котором есть несколько заокеанских «бойцов», ранее выступавших в Национальной хоккейной лиге. В их обязанности не входит забивать шайбы или отдавать передачи. Для них главное – вовремя пустить в ход кулаки. Достаточно вспомнить прошлогодний матч между «Витязем» и «Авангардом», когда хоккеисты отыграли всего четыре минуты, после чего началось грандиозное ледовое побоище, в результате которого сразу одиннадцать хоккеистов были удалены до конца матча. Но после этого бойня началась с новой силой, и судьи приняли решение прекратить матч. После этого «Витязю» пригрозили даже исключением из КХЛ.

А недавно и наставник чеховской команды Андрей Назаров «отличился»: в матче регулярного чемпионата с минским «Динамо» пошел успокаивать болельщиков соперника с помощью... клюшки, за что получил двухматчевую дисквалификацию.

Впрочем, драки в КХЛ случаются не только с участием хоккеистов «Витязя». Кулачные бои на льду – это обычное явление, к которому все привыкли. «Привлечь драчунов и дебоширов, избивающих спортсменов, к ответственности, конечно, возможно, – уверен известный адвокат Леонид Ольшанский. – Надо доказать, что телесные повреждения были нанесены умышленно, а не в чисто игровом эпизоде. Но, насколько я знаю, никто в прокуратуру или милицию с заявлением не обращался. Получается, что прецедентов просто нет. Кто знает, может быть, мордобой всех устраивает? Или случай с Гогниевым в Грозном как-то изменит ситуацию?..»

"