Posted 10 сентября 2007,, 20:00

Published 10 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:30

Updated 8 марта, 08:30

Шаг назад

Шаг назад

10 сентября 2007, 20:00
Одну-единственную золотую медаль завоевали российские спортсмены на завершившемся в Штутгарте предолимпийском отборочном чемпионате мира по спортивной гимнастике. Автором сенсации стала самая юная участница соревнований 14-летняя Ксения Семенова (на фото), выигравшая в отдельных видах многоборья упражнения на брусьях.

Если рассматривать чемпионат в Штутгарте именно с этих, отборочных позиций, то выступление подопечных Андрея Радионенко можно считать успешным. И женская, и мужская сборные оказались в числе двенадцати лучших команд мира, которые через год в Пекине начнут борьбу за олимпийские награды, что называется, с чистого листа. Но если сравнивать с прошлогодним мировым чемпионатом, откуда мужская сборная вернулась с серебряными медалями, а женская – с бронзовыми, то нынешний турнир – это, безусловно, шаг назад. И дело даже не в наградах. Штутгарт высветил многие проблемы. Оказалось, что такие понятия, как мужество и героизм, командный дух, о которых все мы уже немного подзабыли, на самом деле никто не отменял. А получилось, что наша сборная именно здесь и дала слабину.

Кто мог предположить, что немецкий помост окажется для наших гимнастов рекордным по количеству травм? Но в первый же день квалификации мужского турнира у России две потери – Николай Крюков и Антон Голоцуцков. «В какой-то мере я могу оправдать травму Крюкова, он выполнил лучший прыжок из тех, что делал в последнее время, и пришел на прямые ноги, – рассуждал потом Радионенко. – Сам по себе этот факт говорит о том, что техника была абсолютно правильной, были быстрое вращение и хорошая высота. Травма же Голоцуцкова, на мой взгляд, на его совести. Недостаточное количество прыжков в подготовительном периоде, опоздание на сбор... У него родилась дочь – это счастье, но факт остается фактом: как минимум десять недоработанных тренировочных дней. Пришлось форсировать подготовку. И травма случилась лишь потому, что мы выступали в самый первый день и в первую смену. И начинали с прыжков запредельной трудности. Мы старались сделать все возможное, подняли ребят в 6.30 утра, но Антон так до конца и не проснулся».

То, что наши гимнасты сумели закончить командный турнир на седьмой позиции, с двумя травмированными, – в какой-то степени подвиг. Но, окажись на месте Коли Крюкова другой человек, еще неизвестно, как бы все сложилось. Выступая с надорванными связками колена, олимпийский чемпион-1996, абсолютный чемпион мира-1999 сделал свои снаряды, невзирая ни на что. А если бы не сделал? Как не вышел, например, на свое последнее упражнение в турнире многоборцев Максим Девятовский. Шел вторым после четырех снарядов, упал на пятом и, поскольку потерял шансы на медаль, не счел нужным достойно закончить соревнования, сославшись на травму. Или как неожиданно упростила в квалификации свою комбинацию на бревне одна из лидеров женской сборной Юлия Ложечко, что не позволило ей выступить в финале на этом снаряде и лишило необходимых баллов команду. Или как остановилась перед решающим прыжком дебютантка сборной Катя Крамаренко, из-за «баранки» которой команда осталась без медали…

Конечно, нельзя не отметить успех и другой дебютантки, Ксении Семеновой. Ее сумасшедшая, иначе и не назовешь, победа на брусьях – отдельная статья. И кто-то может подосадовать, что, подводя итоги выступления в Штутгарте, мы вынуждены говорить не о спортивных достижениях, а о личных качествах гимнастов. Но что поделаешь, если именно этот турнир наглядно показал, как эти два понятия тесно взаимосвязаны. Ведь то, что позволил себе Девятовский, не позволяли себе ни один советский и российский гимнасты за всю историю участия в мировых чемпионатах. «Это поколение несколько странно истолковывает патриотизм, – говорит Радионенко. – Я бы назвал это коммерческим толкованием. Как только от спортсмена требуется немного больше обычного, он на это оказывается неспособен. А раз неспособен перешагнуть через личные интересы ради интересов командных, надо с таким спортсменом расставаться. Сохранить команду в моральном плане гораздо важнее, чем идти на поводу у одного, пусть даже очень талантливого гимнаста».

Наверное, главным итогом выступления наших гимнастов в Штутгарте следует считать не завоеванные места, а решение, которое вынес тренерский совет в отношении лидеров, позволивших себе вольности. Девятовского и Ложечко отстранили от участия в централизованных сборах команды до декабря. Отстранение не означает исключения из сборной. Но главный тренер четко дал понять, что если тот же Девятовский не изменит отношения, ему будет очень сложно оказаться в олимпийской сборной. Если за год до Игр наставник готов пожертвовать лучшим на сегодняшний день российским многоборцем, есть надежда, что в Пекине мы действительно увидим команду настоящих бойцов. И они многое смогут.

"