Posted 9 июля 2014,, 20:00

Published 9 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:19

Updated 8 марта, 04:19

Жертвы торнадо

Жертвы торнадо

9 июля 2014, 20:00
До самого начала игры ни в Сан-Паулу (где мы живем), ни в Белу-Оризонти (где проходил матч) ничего не предвещало немецкого торнадо с его оглушительными последствиями. Страна готовилась к серьезной игре достаточно спокойно, деловой центр Бразилии Сан-Паулу, казалось, и вовсе жил своей обычной жизнью, и только многочисле
Сюжет
Футбол

Тем не менее вплоть до начала игры во всех фан-зонах и особенно на стадионе царило ощущение настоящего праздника. Бразильцам, и без того умеющим повеселиться практически по любому поводу, удалось и чемпионат мира превратить в настоящий фестиваль большого футбола. Ощущение полной безопасности, доброжелательного веселья и бесконечной спортивной интриги не покидает ни на минуту. Даже многочисленные строгие мужчины и особенно дамы в форме военной полиции, которые плотным кольцом окружают подступы к стадиону, кажутся исключительно приветливыми. По крайне мере, увидев направленный на них фотоаппарат, не отворачиваются, не хмурятся и уж тем более не тянутся к дубинке, а вполне приветливо улыбаются. Причем и до игры, и после... Когда уже всей Бразилии было не до улыбок.

На стадионе до 11-ой минуты игры желто-зеленое море тоже бурлило достаточно безмятежно и радостно. Немецкие болельщики, казалось, просто растворились в этом море и были обречены из него не вынырнуть. И даже первый пропущенный гол практически не изменил ни праздничного настроения, ни предвкушения победы... Лишь легкое чувство досады прошлось по нашим желтым рядам – что счет открыли не хозяева, а гости. Второй гол немцев остудил веселье на трибунах и уже вызвал легкую тревогу, тем более что и бразильская сборная никак не могла найти свою игру. Последующий шквал голов поверг трибуны в откровенный шок. Настоящие страсти бурлили уже не на поле, а вокруг нас. Судя по накалу и громкости тирад, разносящихся слева и справа на самых разных языках – тут происходило массовое нарушение новоиспеченного российского закона о запрете мата. Причем с особым жаром и мальчишеской искренностью матерились русскоязычные болельщики. И это был тот самый момент истины, когда без всякого перевода друг друга понимали все, включая радостных болельщиков Клозе и Мюллера.

Уже на тридцатой минуте игры самые нестойкие болеющие граждане в желтых футболках потянулись к выходу с трибун. Они явно не могли больше наблюдать избиение младенцев великого Сколари. Да еще после того как эти младенцы заявили накануне матча, что посвятят свою игру травмированному Неймару. От такого посвящения не только Неймар, но и вся Бразилия оправится не скоро.

Начало второго тайма оставшиеся болельщики воспринимали уже далеко не так радостно. Смотреть на растерзание любимой команды – удовольствие не для слабонервных. Особо огорченные даже сняли с себя желтые майки национальной сборной, словно подчеркивая, что не хотят иметь никакого отношения к этой команде, которая так безвольно сдает, быть может, свою самую решающую игру в жизни. И с этих минут уже казалось, что на трибунах заметно прибавилось поклонников немецкой сборной. Они своего восторга не скрывали, и шокированных хозяев не стеснялись. А когда в ворота сборной Бразилии влетел шестой безответный мяч – произошло невероятное: бразильские болельщики встали и начали аплодировать немецкой сборной. Теперь уже весь стадион болел за красивый футбол. Просто одни болели с восторгом, а другие – с болью.

После финального свистка желто-зеленый многотысячный поток расплывался во все стороны пришибленно-печально, словно с внезапных похорон. Улыбались разве что полицейские, не понимающие вспыхивающего в толпе русского мата, но профессионально чувствующие, что болельщиков в желто-зеленом надо хоть чем-то поддержать. С таким же осторожным сочувствием встречали нас и в респектабельном итальянском ресторане в центре Белу-Оризонти, где еще до игры были заказаны столы, чтобы вкусно отпраздновать победу над Германией. По иронии судьбы именно в этом именитом ресторане заказали столы и представители компании «Фольксваген», чтобы отметить победу над Бразилией. Съехались почти одновременно. В ресторан входили, вежливо пропуская друг друга. И даже улыбаясь друг другу. Расселись в разных углах. Часть ресторана оказалась желто-зеленой, а часть – торжествующе-веселой. Потом все поднимали бокалы, кивали друг другу, одни наслаждались высококлассный итальянской кухней, другие – высококлассной немецкой игрой. Довольными в разном смысле остались и те, и другие.

По дороге в аэропорт мы узнали, что в Сан-Паулу начались беспорядки, горят сложенные автобусы и полицейские задерживают бушующих болельщиков. Но через пару часов прилетели в этот город, и нигде по дороге в отель не заметили ни следов погромов, ни бушующих болельщиков. В многочисленных кафе, несмотря на предрассветный час, все еще сидели десятки людей, жарко обсуждавших самый кошмарный матч в истории бразильского футбола. На ночных дискотеках продолжалось беззаботное веселье, и здесь танцевали с особым жаром – словно вопреки крушению вчерашних надежд. Национальный характер давал себя знать – последствия немецкого торнадо еще до конца даже не осознаны, но жизнь продолжается. Отчаяние надо выплеснуть в танец. И надо радоваться наступающему дню, который все равно когда-нибудь принесет победу. Особенно если есть силы в нее верить даже после такого разгрома.

"