Posted 9 июля 2013,, 20:00

Published 9 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:03

Updated 8 марта, 05:03

Главный тренер женской сборной России по хоккею Михаил Чеканов

Главный тренер женской сборной России по хоккею Михаил Чеканов

9 июля 2013, 20:00
На этой неделе женская сборная России по хоккею завершает на сочинской базе «Юг-спорт» первый сбор нового олимпийского сезона. В составе команды 28 игроков, из них четыре вратаря. Уже в сентябре бронзовых призеров чемпионата мира ждут первые товарищеские матчи. О важности летних тренировок, о своих подопечных и методах

– Можно сказать, что у девушек началась подготовка уже непосредственно к Олимпиаде?

– Конечно. Вся подготовка к Сочи уже давно расписана по дням. Сейчас мы закладываем фундамент, базу, на которой в дальнейшем будут строиться тренировки на льду. В этом сезоне мы уже сделали большой шаг вперед – завоевали бронзовые медали чемпионата мира. Но работать над техническими компонентами игры нам еще нужно очень много. Есть проблемы с владением клюшкой, с бросками. По нашей просьбе на базе соорудили специальный сектор для бросков, где мы отрабатываем различные приемы.

– Пока рано говорить о том, что в Сочи девушки выступят в том же составе, в каком играли на чемпионате мира?

– У нас есть расширенный список кандидатов, и мы обязательно будем привлекать новичков. За 26 лет своей тренерской практики, я убедился: каким бы талантливым и дисциплинированным ни был игрок, в какой-то момент почти у всех наступает самоуспокоенность, мол, я в сборной, все у меня хорошо. Может, тот состав, который играл на чемпионате мира, и продержится еще год, до Олимпиады, но суть ведь не в этом, а в том, чтобы поднять человека на еще более высокий уровень мастерства. А для этого нужна внутренняя конкуренция.

– С резервом как?

– Если откровенно, то плохо.

– О легионерах не думаете?

– Я не сторонник такой практики. Передать дух, атмосферу команды новичку не так-то просто. Я уже говорил: что меня больше всего поразило, скорее даже восхитило, на чемпионате мира? Самоотверженность наших девочек! Даже если мы играли в меньшинстве, они не боясь, не задумываясь, принимали шайбу на себя. Я бы даже так сказал: подставляли свое тело под летящий снаряд. Мы иногда много говорим о героизме и не замечаем его рядом. Спросите Катю Смоленцеву – нашего капитана, через какую боль она прошла, когда во время матча получила сильнейший ушиб. Но вызвали врача, сделали укол, и двадцать минут она доигрывала на обезболивающих.

– Михаил Юрьевич, девушек уже замучили вопросами, как и почему они попали в хоккей. А что вас заставило год назад все бросить и взять команду?

– Когда мне поступило предложение, я уже был не новичок в женском хоккее, работал со сборной Китая. Человек, считаю, всегда должен стремиться к чему-то новому, вот и мне было интересно попробовать себя в другом виде спорта. Но, наверное, я патриот своей родины (улыбается). Позвали – сразу прервал контракт и вернулся в Россию.

– Попытка сделать результат за такой короткий срок всегда сопряжена с огромным риском. Меру ответственности понимали?

– Конечно. Я должен благодарить тех людей, которые в меня поверили. Для меня самого это тоже был вызов. Я и себе еще раз доказал – ничего невозможного нет. Ну и девчонкам отдельное спасибо, они не подвели.

– Как удалось найти к ним подход настолько быстро?

– Я привык работать честно. Так и сказал команде при первой встрече: давайте ни я вас обманывать не буду, ни вы меня. Я делаю замечания вам, и вы, пожалуйста, мне говорите, если я что-то делаю не так. Это главное. Потом уже какие-то советы жена давала (она в прошлом тоже спортсменка), где-то и на свой опыт опирался – когда еще с мальчишками в «Спартаке» работал, мы с девочками-хоккеистками на сборах часто пересекались. Плюс кое-какие знания в психологии помогли. Меня эта наука сама по себе всегда очень интересовала, в свое время много специальной литературы изучил, вот, наверное, всё вместе и принесло свои плоды.

– У вас полная демократия в команде, раз вы разрешаете делать себе замечания?

– Демократия, да. Но она подчинена жестким принципам. Например, у нас никто никуда не имеет права опаздывать. Телефон во время тренировки должен быть выключен... С капитаном команды мы, я считаю, попали в точку. Катя Смоленцева прекрасно умеет ладить со всеми. Она сама человек очень трудолюбивый, нацеленный на результат, и девочек сумела правильно настроить на серьезную работу. Неназойливо так, потихонечку, но ведет их за собой, ведет...

– От тренеров-мужчин чаще слышишь, что с женщинами работать тяжелее. Всегда хочется возразить: а может, вы их просто недооцениваете?

– Подход труднее найти, это точно. Но если получилось… Знаете, когда мы играли на чемпионате мира с Канадой, наши девочки так ложились под шайбу, как мужчины не ложатся. Такая самоотдача, я бы даже сказал, самопожертвование!.. Просто когда с мальчишками работаешь, все можно более жестким языком объяснить или голосом, интонацией свое отношение выразить к чему-то. А с девочками главное – доверие. Но его ведь завоевать нужно, чтобы они почувствовали, что ты с ними на равных общаешься. Я про каждую из своей команды знаю, что у нее дома происходит, как она росла, как училась, кем она стать хочет… А как иначе? Я как доктор иногда вожусь с ними, разговариваю, утешаю, советую… Без взаимного доверия, уважения нам никак нельзя.

– Слушаются они вас? Или все-таки не очень?

– Слушаются. Хотя, когда только начинал знакомиться с командой, меня много чего не устраивало. Первое, на что обратил внимание,– на внутреннюю самодисциплину. Если, допустим, в мятой футболке на тренировку вышла – иди, переоденься, опоздала на 5 минут – извини, для тебя тренировки уже нет. «Девушки, – говорил я им, – за походкой своей следите! Вы же умные, красивые, так выньте руки из карманов, чтобы было видно – вот это девушка прошла! Не забывайте, что вы – члены сборной России, на вас смотрят, на вас хотят быть похожими». Даже на такие вещи приходилось обращать внимание. И они почувствовали, что я совсем другой. Не плохой, не хороший, а просто требовательный.

– Сразу после окончания чемпионата мира вы сказали, что эта медаль, хоть и бронзовая, но на самом деле цены ей нет.

– И готов повторить это еще раз. Если бы наши турниры показывали по телевизору так, как показывали этот чемпионат мира, вопрос о массовости женского хоккея у нас в стране не стоял бы. Говорят, массовость нужно поднимать, а как? В первую очередь – развивать вид спорта сам по себе. Готовить тренеров, издавать учебную литературу, которой сейчас очень не хватает, менять учебно-тренировочный процесс в детских спортивных школах. Дать, например, возможность тренерам работать на одной площадке с мальчиками и с девочками, а не разделять их, как это сейчас часто происходит, пусть учатся друг у друга. Но и показывать нужно наш вид спорта, рассказывать о людях, которые посвятили ему жизнь. Вот сейчас слышали, наверное, что после наших медалей спрос на билеты на женский хоккейный турнир в Сочи вырос в несколько раз? Вот вам, пожалуйста, наглядный пример.

"