Posted 9 февраля 2010,, 21:00

Published 9 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:00

Updated 8 марта, 07:00

Светлана Ишмуратова:

Светлана Ишмуратова:

9 февраля 2010, 21:00
На зимних Играх в Ванкувере Россия связывает основные медальные надежды – и это традиционно – с биатлонистами, ведь с 1960 года наши «стреляющие лыжники» ни разу не возвращались с Олимпиад без золотых наград. Депутат Государственной думы, член комитета по физической культуре и спорту Светлана ИШМУРАТОВА лично завоевала

– Света, руководители федераций, Олимпийского комитета России, тренеры утверждают, что нас ждут тяжелейшие Игры, согласны?

– А какие Игры у нас были легкими? Все были тяжелыми. Просто со временем их тяжесть стиралась из памяти, поэтому, чем в этом смысле Олимпиада в Ванкувере будет отличаться от предыдущих, я, честно говоря, не знаю.

– Результаты прошлого зимнего сезона не очень обнадеживают…

– На русский характер надеюсь. По себе знаю: те же самые эстафеты в лыжах, в биатлоне – это такой внутренний взрыв. Злость какая-то вперед выносит. Думаю, в Ванкувере получится как всегда. А у нас ведь как обычно? Проваливаем, проваливаем, а потом – ба-бах! Терять-то уже нечего, все плюхи-оплеухи получили уже, пора отыгрываться. Я считаю, что в Ванкувере очень может помочь старая гвардия. Те, кто остался в спорте ради этого старта, кто знает, что это будут последние Олимпийские игры и хотят на них действительно выдать все.

– Говорят, даже если уже есть олимпийские титулы, мотивация все равно высочайшая?

– Это самый главный старт в карьере спортсмена. Приходишь в спорт, и это слово «Олимпиада» сначала кажется таким далеким, недосягаемым, а затем самым желанным. Только к этому соревнованию готовится без преувеличения весь мир. Стоишь на старте и каждой клеточкой чувствуешь, что сейчас ты не просто Иванов, Петров, Сидоров… Сейчас ты лицо своей страны. Вот этим все и объясняется. И не важно – первые для тебя эти Игры, вторые… Спортсмен никогда не знает, будет ли у него еще одна возможность попасть туда. Как к последнему бою готовишься. Так было у меня в Турине. Прекрасно понимала, что для меня это последний шанс. И все мои близкие меня на это настраивали, и все вместе со мной готовились. Я помню, перелопатила все свои спортивные дневники, пытаясь собрать воедино лучшее, что было в карьере. Но дело не только в этом. Помогала вера. Вера в тебя других людей. Ее ценность особенно чувствуешь на закате карьеры. Слова «я в тебя верю» способны придать нечеловеческие силы.

– Что для спортсмена самое главное на Олимпиаде?

– Не перегореть. Никому не хочу пожелать мучиться этим состоянием. Когда ты двадцать раз в голове уже все прокрутишь, всю гонку пробежишь, всю душу выплеснешь, а завтра старт – тогда, считай, пропала Олимпиада. Энергию нужно в себе аккумулировать. Умение это приходит с опытом, поэтому вместе с основным составом обязательно нужно брать с собой молодых, чтобы они своими глазами увидели, как все происходит. Помню, на своих первых Играх в Нагано я все соревнования провалялась с воспалением легким, но сколько же полезного почерпнула, наблюдая за старшими девчонками. Какими они уходили на старт, какими приходили… Учиться ведь на самом деле многому надо. Особенно когда не только за свой результат отвечаешь…

– Имеете в виду эстафету?

– Да. Психологически одно только участие в Играх – уже тяжелое испытание. А если в эстафете бежать – вообще стресс сильнейший. На себя десять раз наплюешь, главное – не подвести команду. Никогда не забуду, что пережила, когда в 98-м меня, несмотря на то что в последних предолимпийских гонках я была лучшей из наших, не поставили в эстафету. На мое почему тогдашний главный тренер ответил: «Ты психологически неустойчива». Удар по самолюбию был сильным. И все последующие годы, бегая эстафетные этапы, я мысленно доказывала всем, что это не так. Кстати, в Турине радость от победы после эстафеты острее, ярче чувствовала, чем после индивидуальной гонки.

– В Ванкувере возможны победы спортсменов, которые в предыдущие годы и сейчас, в начале сезона, ничего выдающегося не показывали?

– Конечно. Это лотерея. Как выиграл в Альбервилле Евгений Редькин? А болгарка Дафовска в Нагано? Или Грайс в Турине? А кто ждал, что Женя Медведева пробежит там на медаль в лыжных гонках?.. Поэтому все может случиться. Как хорошее, так и плохое. Вот ты ветеран, все вроде знаешь уже про Игры, все по полочкам разложишь, все взвесишь, а помешать, как ни банально это прозвучит, может возраст. А молодым опыта, конечно, не хватает. Но иногда все складывается и у тех и у других. Вот надо, чтобы сложилось, чтобы была удача.

– Что бы вы еще нашей команде пожелали?

– Терпения, спокойствия. Все нужно сделать так, как делали это сотни раз на хорошей тренировке, не надо ничего нового выдумывать. Ну и еще раз, повторю, удачи.

– Есть такие, за кого особенно будете переживать?

– За лыжников, биатлонистов болеть отчаянно буду: сердце удержать – главное. За фигуристов. Тяжело будет Домниной с Шабалиным, с чемпионов мира всегда спрос особый. Конькобежцев хотелось бы с медалями увидеть. На самом деле не важно, какой вид спорта на пьедестале. В нынешней ситуации будешь рад любому человеку, взявшему любую медаль. А уж если в хоккее выиграем… Эта победа может скрасить все неудачи. Но я стараюсь надеяться на лучшее, все-таки думаю, что провалить Игры мы не должны. Надо выступить достойно. Следующая ведь Олимпиада у нас, хочется на хорошей волне к ней готовиться.

"