Posted 8 сентября 2010,, 20:00

Published 8 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:51

Updated 8 марта, 06:51

Стены не помогают

Стены не помогают

8 сентября 2010, 20:00
Московский чемпионат мира по борьбе начался турниром представителей греко-римского стиля. После первых двух дней соревнований в копилке нашей сборной лежало только одно «золото» Амбако Вачадзе в категории до 66 кг и три «бронзы» – Алексея Мишина (84 кг), Назира Манкиева (55 кг) и Асланбека Хуштова (96 кг). Дебютант тур

И кто теперь скажет, что дома и стены помогают? Когда подавленный (лучше уж не видеть чемпионов в такие минуты) Хасан Бароев покидал ковер, проиграв казаху Нурмахану Тиналиеву еще в четвертьфинале, эмоции у всех, кто болел за наших борцов-«классиков», были примерно одинаковые: это провал. Четыре олимпийских чемпиона – и всего одна золотая медаль. Даже финальных схваток не дождались мы от своих кумиров. В чем причина? Что делать? В черный вечер вторника главный тренер греко-римлян Гоги Когуашвили от комментариев до конца турнира отказался. Оставалась еще последняя надежда хоть как-то подправить ситуацию в категории до 74 кг, где на ковер вышел дебютант чемпионата мира, 22-летний Имиль Шарафетдинов. Нынешней весной он выиграл этап серии «Голден Гран-при» в Венгрии, где боролись его основные соперники по нынешнему первенству. Может, надеялся Гоги Мурманович на молодого парня, может, сам вначале хотел разобраться во всем, что произошло. Но одним словом, атмосфера в смешанной зоне, где у журналистов есть единственная возможность пообщаться с участниками, потому что обязательные в других видах спорта пресс-конференции Международная федерация борьбы почему-то не проводит, была под стать ситуации. Непростая, прямо скажем.

Не трудно представить, что чувствовал Бароев, когда вежливо отказался от комментариев по горячим следам. Наверное, то же самое, что и его друзья-хоккеисты Илья Ковальчук и Александр Овечкин, приехавшие поддержать товарища в «Олимпийский», после памятного матча в Ванкувере против канадцев. «Разве это моя медаль? Я сделал больше результативных действий, чем соперник, и должен был победить! – сокрушался после награждения «бронзой» другой проигравший фаворит, олимпийский чемпион-2004 Мишин. – Разве это борец (имеется в виду болгарин Христо Маринов. – «НИ»)? Что это за борьба, когда он последние полторы минуты схватки три раза хватается за травмированную губу и получает возможность отдохнуть, пока ему оказывают помощь?! Я с ним боролся уже не раз и всегда его убивал, при любом раскладе! Дайте мне сейчас снова выйти против него, и я его уложу, если он не будет без конца отдыхать. Он отдыхал секунд по 20! Да, у него шла кровь из губы, но это не повод без конца прерывать схватку».

На судейские ошибки днем раньше ссылался и Манкиев, олимпийский чемпион Пекина. Комментируя его полуфинальную схватку с плохо знакомым даже специалистам корейцем Кью Джин Чоем, Михаил Мамиашвили, президент Федерации спортивной борьбы России, так и заявил: «Я могу открыто сказать, что схватку у нашего парня отняли судьи. Обидно, что в этой ситуации уже ничего не изменишь. Нам остается лишь укреплять наши позиции в мире и делать так, чтобы никому не хотелось играть с нами в такие игры. Пока такое, увы, иногда случается».

Возможно, в каких-то моментах судейские придирки и имели место – профессионалам виднее, но тот же Бароев, посмотреть на которого к «Олимпийскому» мальчишки стекались стайками (уж не вместо ли уроков?) еще задолго до начала соревнований, проиграл абсолютно по делу. Сан Саныч Карелин, который в эти дни в коридорах спорткомплекса нарасхват не только для автографов, но и для профессиональных комментариев, как всегда, был точен в оценках: «Я думаю, Хасан просто недооценил своего соперника. Почему он в решающем третьем периоде попался на контрприем? Именно потому, что считал себя сильнее. Нельзя же безоглядно бросаться в бой!»

Обиднее всего, что, как говорят специалисты, и Бароев, и Манкиев, и Хуштов физически были готовы отменно. И все без исключения настраивались только на победу, в этом нет никаких сомнений. Но к олимпийским чемпионам внимание всегда особое, их внимательно просматривают, изучают слабые стороны. А на российских борцов традиционно настраиваются по-особому. «Мы уже 60 лет учимся у ваших спортсменов, которые до сих пор являются сильнейшими в мире, – признался главный тренер сборной Ирана Мухамед Бана, подопечные которого уже завоевали две золотые медали. – Однако сегодня до вершины удалось добраться нам».

Кстати, зарубежные специалисты советуют не торопиться с резкими оценками российских борцов. Например, известный украинский тренер Виталий Барановский, подготовивший не одного чемпиона, участвовавший в становлении советской школы борьбы, так вчера объяснил происшедшее с хозяевами ковра: «Сказать, что это провал, было бы очень просто. Нет, идет большая работа. К тому же есть такие моменты, как смена поколений, а может быть, просто звезды не так посветили. Мишин не борется в финале! Как такое могло случиться?! Это же красавец такой, сейчас в прекрасной форме находится, опытный. А не получилось. Обвинять спортсмена, не разобравшись, нельзя. Сбой случился в организме, перегрузился где-то или еще что-то. Вот он всегда нас радовал эмоциями, взрывной борец – а не пошло. Греко-римская борьба – вообще вид спорта очень тяжелый. У нас соперника, как в дзюдо или в вольной борьбе, не схватишь. Надо буквально войти в мокрое тело противника… Нагрузка и на психику идет колоссальная. Но я уверен, уж поверьте мне, российская борьба будет только развиваться и подниматься. Вон у вас какой замечательный лозунг висит (кивает в сторону красочной растяжки, на которой крупными буквами написано: «Борись и побеждай!»). Так что эти бронзовые медали только разозлят и Манкиева, и Мишина, и Хуштова, создадут задел для дальнейших побед. Они еще возьмут свое».

"