Posted 8 февраля 2007,, 21:00

Published 8 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:47

Updated 8 марта, 08:47

Мытарства чемпионов

Мытарства чемпионов

8 февраля 2007, 21:00
Перед матчем сборных Нидерландов и России в суде голландского города Ден Бош состоялось очередное слушание по делу о неуплате налогов тренером нашей команды Гусом Хиддинком. Прокурор потребовал для известного футбольного специалиста наказание в виде десятимесячного тюремного заключения. Ожидается, что приговор будет об
Сюжет
Футбол

Люди, занимающиеся сбором налогов, существуют с незапамятных времен. Еще в библейских сказаниях сборщиков податей называли мытарями. Современные мытари охотятся не только за простыми смертными, но и за политиками, предпринимателями, звездами шоу-бизнеса и спорта. Известно немало случаев, когда спортсменов привлекали к ответственности за неуплату налогов, или, если выражаться на древнерусском языке, мыта. Правда, как правило, все ограничивалось лишь крупным штрафом и приличной нервотрепкой.

Например, в 2000 году во Франции состоялся суд над известным в прошлом российским теннисистом Андреем Чесноковым. Его обвиняли в уклонении от уплаты налогов в 1994–1995 годах, когда он жил в Париже. Героя России (награда Бориса Ельцина за победу над немцем Михаэлем Штихом в полуфинале Кубка Дэвиса-1995) приговорили к двум годам тюрьмы условно и штрафу 30 тыс. евро. Адвокат Чеснокова не согласился с таким решением и подал апелляцию. На новом процессе защита спортсмена утверждала, что россиянин не мог платить налоги… по бедности, поскольку жил в Париже на 12 долларов в сутки. Суд согласился с доводами адвоката и отменил условное тюремное заключение. Но и на этом Чесноков не остановился. В итоге сумма штрафа была снижена до 7,5 тыс. евро. Гораздо больше Андрею пришлось заплатить за услуги защитника.

Два года спустя перед судом предстал выдающийся немецкий теннисист Борис Беккер, которого подозревали в сокрытии от казны 4,75 млн. долларов в период с 1991-го по 1993 год. На процессе звезда призналась, что в это время фактически проживал в Мюнхене, а в качестве постоянного места жительства указывал княжество Монако. Ему светило шесть лет тюремного заключения. Государственный обвинитель попросил для Беккера «всего» 3,5 года лишения свободы, однако Ганзеатский земельный суд приговорил спортсмена к двум годам условно и штрафу 293 тыс. евро. Естественно, ему пришлось вернуть и утаенную ранее сумму. На смягчение наказания наверняка повлиял и тот факт, что, начиная с 1994 года, Беккер исправно платил налоги в Германии и внес в казну в общей сложности 45 млн. евро.

По делу о неуплате налогов проходил также известный итальянский горнолыжник, трехкратный олимпийский чемпион Альберто Томба. Его подозревали в сокрытии 10 млн. долларов. Сам спортсмен и члены его семьи утверждали, что просто по ошибке неправильно заполняли налоговые декларации и никакого корыстного умысла в их действиях не было. Итальянцу грозило тюремное заключение, но в октябре 2001 года он по решению суда ограничился лишь огромным штрафом в размере 5 млн. долларов.

Но бывает, что известным в мире спорта людям приходится по полной программе отвечать за «неправильное заполнение» финансовых документов. Так, в июне 2006 года был приговорен к трем с половиной годам лишения свободы и штрафу 375 тыс. евро бывший тренер владикавказской «Алании» француз Ролан Курбис. Причиной наказания послужили трансферные и налоговые аферы Курбиса в бытность его главным тренером марсельского «Олимпика». Известный тренер и сейчас находится за решеткой.

В 1997 году по делу о неуплате налогов проходила знаменитая немецкая теннисистка Штеффи Граф. По данным фискальных органов, она утаила около 9 млн. долларов. Однако всю ответственность взял на себя отец спортсменки Петер Граф, заявивший, что он занимался финансовыми делами дочери, а та ничего не знала о махинациях. Суд города Мангейма приговорил его к 3 годам и 9 месяцам заключения. Советник семьи Граф тоже был приговорен к двум годам тюрьмы. В итоге Петер Граф отсидел чуть меньше двух лет и вышел на свободу досрочно. Кстати, он содержался в отдельной камере с цветным телевизором, ел только пищу, принесенную из ресторана, а на выходные его и вовсе отпускали домой. За такие шикарные условия дочке Штеффи пришлось выложить 700 тыс. марок. Плюс еще в 777 тыс. долларов ей обошлось освобождение отца. Эту сумму она передала на благотворительные цели.

"