Posted 7 ноября 2012,, 20:00

Published 7 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:24

Updated 8 марта, 05:24

Сопредседатель Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России Геннадий Алешин

Сопредседатель Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России Геннадий Алешин

7 ноября 2012, 20:00
В конце октября в Москве прошел чемпионат мира по акробатическому рок-н-роллу – одному из самых успешно развивающихся видов спорта, не входящих в программу олимпиад. Закончилось это первенство красивой победой российских танцоров. О положении дел в этом и других неолимпийских видах спорта, об их плюсах и минусах, а так

– Геннадий Петрович, помимо чемпионата мира по акробатическому рок-н-роллу ровно через год в Санкт-Петербурге состоится еще одно крупное событие – Всемирные игры боевых искусств. А Уфа активно борется за право провести в 2021 году Всемирные игры по неолимпийским видам спорта. Чем вы объясните возросший интерес нашего государства к тем видам спорта, что не входят в олимпийскую программу?

– Давайте вспомним зимние Игры-2010 в Ванкувере. Там в олимпийской программе были представлены четырнадцать видов спорта. И в девяти из них мы не участвовали в розыгрыше медалей. О чем это говорит? О том, что на каком-то этапе мы не среагировали вовремя на появление новых дисциплин. И это в то время, когда весь мир вовсю проявлял интерес к разновидностям того же сноуборда, которые потом вошли в олимпийскую программу. Мы же в течение последних двадцати лет уповали на развитие традиционных пяти-шести видов и делали на них, что называется, карьеру. В итоге получили то, что получили. Ванкувер показал, что мы допустили стратегическую ошибку. Не случайно именно после этой печальной Олимпиады в Министерстве спорта и в Олимпийском комитете России был серьезный разговор о том, что нужно как следует заняться видами спорта, не входящими в программу Олимпийских игр.

– И сколько на сегодняшний день подобных дисциплин?

– Если в России олимпийские виды развивают 43 федерации или союза, то у нас более 120 общероссийских общественных спортивных организаций. Среди них есть и национальные виды, и какие-то новые, очень популярные среди молодежи. Если быть более точным, то на сегодняшний день в состав комитета национальных и неолимпийских видов спорта входит порядка 85 спортивных федераций. Я бы мысленно разделил их на два блока. Первый – единоборства, которых около 30, а второй – это виды спорта развлекательные, игровые и сложно-координационные. В каждом из них есть свои лидеры. К примеру, среди единоборств – это самбо, карате и ушу. Среди других – входивший в программу олимпиад бейсбол, танцевальные организации, Федерация подводного плавания… Поэтому возникла идея реанимировать комитет, объединяющий эти неолимпийские виды, придать им больший статус, укрепить кадры, решить финансовые и юридические вопросы. Ведь если федерациям по олимпийским видам помогает государство, то остальные, мягко говоря, работают сами по себе. Одним словом, нужно было навести порядок. Ну а сейчас уже можно говорить о конкретных задачах.

– Например?

– Подготовка команд к Всемирным Играм, которые пройдут в 2013 году в Колумбии. Сегодня в мире не так много турниров мирового масштаба, которые имеют огромную социальную значимость. Это Олимпиады, Универсиады, Параолимпиады, Всемирные Игры боевых искусств и Всемирные Игры по неолимпийским видам спорта. Провести хотя бы одно из этих мероприятий для любой страны – очень большая честь. Вот почему и наше государство в лице президента и премьер-министра активно поддерживают продвижение заявки Уфы в качестве одной из возможных столиц Всемирных Игр 2021 года. Могу сказать, что нынешний министр спорта Виталий Мутко – первый руководитель отечественного спорта, который обратил пристальное внимание на неолимпийские виды. Спортсмены получили возможность тренироваться на федеральных базах, уже есть договоренность о том, что выезд команды на Всемирные Игры будет осуществлен с финансовой помощью государства, чего раньше не практиковалось. Министр постоянно подчеркивает, что ценность медали, будь она завоевана в легкой атлетике на Олимпиаде или на чемпионате мира по подводному плаванию, для него одинаково высока. И там, и там – наши, российские медали.

– Однако ведущие спортивные державы все равно стремятся выиграть общекомандный зачет, прежде всего на Олимпиадах. Олимпийские виды более престижны…

– А неолимпийские могут похвастать большей массовостью. Да и во многих видах спорта олимпийские и неолимпийские дисциплины тесно переплетены друг с другом. Взять, к примеру, синхронное плавание. Медали разыгрываются в дуэте и в группе, а ведь есть еще соло и комбинация. Или художественная гимнастика. На чемпионате мира спортсменка может стать победительницей в отдельном виде упражнения, а на Олимпийских играх такой возможности нет. В гребле на байдарках и каноэ в олимпийской программе нет гребного марафона. То есть для одного вида спорта развитие одних дисциплин без других невозможно. Вообще, деление на олимпийские и неолимпийские виды невольно сделал товарищ Сталин, когда в 1952 году после Олимпиады в Хельсинки подписал указ о награждении отличившихся спортсменов, тренеров и функционеров орденами и медалями. С тех пор наш спорт резко развернулся в сторону олимпийского движения. Потому что это приносило деньги, поощрения и так далее. Никто не думал, что все это когда-то сыграет с нами злую шутку.

– Какой же стимул может быть у тех амбициозных людей, что приходят в спорт, но знают, что никогда не смогут достичь олимпийских высот?

– Аргументов на самом деле здесь больше, чем у тех, кто мечтает об олимпийской медали. Во-первых, всегда есть шанс, что твой вид спорта (или дисциплина) может быть включен в олимпийскую программу. Международный олимпийский комитет (МОК) – достаточно подвижная структура, которая, на мой взгляд, оперативно решает вопросы, связанные с изменениями в программе Игр. Есть уже «застывшие» олимпийские виды спорта, (не буду никого конкретно обижать), которым как раз не хватает огромной массовости, телевизионной зрелищности. Естественно, в скором времени они могут потерять олимпийский статус. И в то же время посмотрите, сколько вспыхнуло новых видов спорта благодаря катанию на роликах. А сейчас, например, наша общая задача с Международной федерацией танцевального спорта – добиться признания танцев на уровне МОК. Хотим, чтобы уже на Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро в показательной программе были представлены танцевальные дисциплины. А есть еще акробатика, аэробика – очень успешные для нас виды, которые также стоят на пороге олимпийской семьи. Ну и потом, когда человек приходит в спорт, то он вообще, я считаю, не должен зацикливаться на олимпийском вопросе. Олимпиада проводится раз в четыре года, и попадают туда единицы. А что мешает тебе стать лучшим в мире, настоящим великим спортсменом, занимаясь спортивным ориентированием или скалолазанием? У этих увлечений огромный потенциал. И не чисто спортивный, а, если хотите, образовательный, культурный, социальный.

– Сколько вообще на территории России существует сегодня видов спорта?

– Около 196. Огромный пласт находится еще под крылом ДОСААФ. Там 22 вида спорта, которые требуют нашего внимания и поддержки. Не так давно нам удалось создать Федерацию спасательных многоборий на воде. Потому что есть международная федерация, которая давно проводит чемпионаты мира и Европы по этому виду спорта. И у нас он, оказывается, тоже существовал, но находился под «Обществом спасания на водах» (ОСВОД), которое вместе с МЧС пытались его как-то развивать. Теперь это самостоятельная структура с упором на спортивную составляющую, которая может заниматься обучением детей и взрослых этому крайне необходимому жизненному навыку. Есть также собаководство, включающее в себя и гонку на упряжках, и много чего еще. В общем, от масштабов того, что нам предстоит еще сделать, голова идет кругом. Конечно, доминанта в сторону олимпийских видов спорта остается, но и неолимпийские виды уже не чувствуют себя брошенными.

"