Posted 7 сентября 2014,, 20:00

Published 7 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:14

Updated 8 марта, 04:14

Трехкратный чемпион мира Билял Махов

Трехкратный чемпион мира Билял Махов

7 сентября 2014, 20:00
Сегодня в Ташкенте стартует чемпионат мира по спортивной борьбе. Сборная России отправилась на турнир с твердым намерением занять первое место. Между тем по сравнению с предыдущими сезонами формат соревнований претерпел значительные изменения. Увеличилось количество весовых категорий – с семи до восьми. Не обошлось без

– Билял, ваш переход в греко-римскую борьбу наделал много шума. Как все получилось?

– Пока восстанавливал функциональные кондиции после травмы, начал задумываться о смене амплуа. Занимался как-то со штангой, а неподалеку сбор проводили греко-римляне. Ну я и попросился поработать с ними. В общем, мне удалось проявить себя, и главный тренер сборной России Гоги Мурманович Когуашвили обратил на это внимание.

– Свою состоятельность вы доказывали в контрольных схватках с лидерами тяжелого веса?

– Да. Когуашвили сразу дал понять: право выступить на чемпионате мира надо заслужить. Все-таки ребята давно соревнуются, а я, можно сказать, пришел на их место. Но мне удалось побороть на сборах всех конкурентов, в том числе первого номера команды Василия Паршина. Изначально я не ставил перед собой цель перейти в греко-римский стиль именно в этом году. Все получилось спонтанно. Но теперь я горю желанием оправдать доверие главного тренера.

– А ведь вы, кажется, начинали свой путь в спорте как раз с греко-римской борьбы…

– Точно. Но до недавнего времени этот стиль был не слишком привлекателен. Минимум борьбы в стойке, слишком большая роль судей... Кому такое понравится? Формат убивал зрелище. Прежние правила мне совсем не нравились. Другое дело – нынешние. Новый регламент будто специально сделан под меня. Сейчас я чувствую себя на ковре словно рыба в воде. Моя манера борьбы подразумевает интенсивное противостояние в стойке. Еще будучи вольником, я в основном боролся на руках, а это основа греко-римского стиля. Вообще новые правила добавили борьбе интриги. Уверен, теперь на трибунах никто не заскучает. Сейчас все определяется на ковре, а не за его пределами.

– Как чувствуете себя в партере?

– Вот борьбу в партере еще нужно подтянуть. Совершенствую свои навыки. Надеюсь, эта работа даст результат.

– Значение судейского фактора в сегодняшней борьбе действительно уже не так велико?

– Однозначно, и это не может не радовать. Больше никаких мешочков и шариков! Сейчас все решается в прямом противостоянии борцов. Все зависит только от их умений. По старым правилам очень трудно было что-то успеть сделать на ковре. Раньше ведь как бывало? Минуту потолкались – и тянем жребий. А шесть минут – это уже нормальное время для того, чтобы показать свое мастерство. Хотя, честно говоря, я бы еще больше увеличил продолжительность схватки.

– Наверное, вы очень обрадовались и расширению рамок тяжелого веса до 130 килограммов?

– Верно подметили. Для меня это большой плюс. Все же знают, как трудно мне бывало укладываться в 120 килограммов. Держать вес – такая мука! Теперь же я могу есть все, что захочу. Впервые за долгие годы никак себя не ограничиваю.

– Вы не участвовали в официальных соревнованиях ровно два года – со времен Олимпиады в Лондоне. Это не проблема?

– В функциональном плане я уже в порядке. Чувство ковра никуда не делось. Думаю, сейчас я готов не хуже, чем накануне Олимпиады. Разве что нужно еще прибавить в движении.

– Кстати, а чем занимались все это время?

– Залечивал травмы. Сразу после Лондона вышел на ковер и серьезно повредил плечо. Пришлось пройти реабилитацию в Германии.

– Олимпиаду часто вспоминаете?

– Знаете, в Лондоне я завоевал медаль совсем не того достоинства, какого хотел. Поэтому стараюсь не предаваться воспоминаниям. Я намерен двигаться только вперед, не оглядываясь в прошлое. Единственное – время от времени вспоминаю ошибки, допущенные два года назад. И стараюсь больше их не повторять.

– Уже прикидывали, как действовать против сильнейших «классиков» мира – двукратного олимпийского чемпиона кубинца Лопеса или турка Каялпа?

– Разумеется, я изучал их схватки. Оба, конечно, задают тон в нашей категории. Но я представляю, как их можно побеждать. Большего пока не ждите. Все покажет чемпионат мира. В Ташкенте выложусь по максимуму, а там посмотрим, что получится.

– Наши греко-римляне давненько не брали на первенствах мира больше одного «золота»…

– Я полон оптимизма. Есть ощущение, что сейчас наступит долгожданный прорыв. Знаю, что и Гоги Мурманович мечтает как минимум о двух победах. Ну а я уверен в российских борцах. Наша сборная отлично укомплектована, сам видел, как ребята из других категорий работают на тренировках и какое у них желание проявить себя.

"