Posted 7 апреля 2004,, 20:00

Published 7 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Красно-белый театр абсурда

Красно-белый театр абсурда

7 апреля 2004, 20:00
Кадровые перестановки в футбольном «Спартаке» – наиболее обсуждаемая тема последних дней. Информации на этот счет много, однако она носит противоречивый характер. Пока так и не ясно, уйдет или нет в отставку президент клуба Андрей Червиченко. Известно только то, что «народную» команду уже покинули врач и пресс-атташе.
Сюжет
Футбол

Пока в клуб пришел лишь Юрий Первак, возглавлявший челябинский филиал «ЛУКойла». По одной информации, он занял в клубе пост гендиректора. По словам все еще действующего президента Андрея Червиченко, Первак – всего лишь представитель одного из акционеров клуба. Одни говорят, что Червиченко уже продал 90% акций «Спартака» вице-президенту «ЛУКойла» Леониду Федуну. Другие заявляют, что желающим приобрести контрольный пакет акций еще только предстоит сесть с Червиченко за стол переговоров. Наконец, есть данные, что инфраструктура самой титулованной команды России подвергнется серьезным изменениям. Но нынешний президент клуба в своем недавнем интервью подчеркнул, что президентский пост никто в ближайшее время упразднять не собирается. Кроме того, в «ЛУКойле» заявляют, что компания вовсе не собирается выкупать контрольный пакет акций «Спартака». Если вице-президент компании г-н Федун готов стать главным акционером красно-белых, так это его личная инициатива. И как издевательство в данном контексте выглядит новость о том, что капитан «Спартака» Егор Титов, отбывающий годичную дисквалификацию за применение допинга, спел вместе с эстрадным певцом Николаем Трубачом. Кажется, что в «Спартаке» наступил полный хаос. Никто не может расставить точки над «i». Складывается впечатление, что все, кто имеет отношение к «Спартаку», на данном этапе решают только свои локальные задачи. Никто не занимается своими прямыми обязанностями и не может четко ответить на вопросы. Невио Скале можно только посочувствовать. Очевидно лишь одно: Червиченко еще в «Спартаке».

Андрей Червиченко пришел в «Спартак» летом 2000 года. В клуб его привел земляк – ростовчанин Александр Шикунов, к тому моменту уже занимавший должность спортивного директора красно-белых. Червиченко приглашали как опытного менеджера, способного привлечь в клуб спонсорские деньги нефтяной компании «ЛУКойл». Поэтому он сразу занял кресло вице-президента, которое до него принадлежало небезызвестному Григорию Есауленко. Примерно в то же время Червиченко приступил к скупке акций футбольного клуба, которые принадлежали, по некоторым данным, главному тренеру команды Олегу Романцеву (30%), его сыну Вадиму (также 30%), уже упоминавшемуся Есауленко (20%) и генеральному директору Юрию Заварзину (20%).

Вспомним хронологию событий. В марте 2001 года с поста гендиректора увольняется Заварзин. В «Спартаке» происходит перераспределение акций. Год спустя (точнее в мае 2002-го) Червиченко становится полноправным владельцем контрольного пакета акций. 24 июня того же года Романцев передает ему полномочия президента «Спартака». В свою очередь новый президент подписывает с тренером Романцевым пятилетний контракт. Но уже в июне 2003-го Романцев накануне финала Кубка России собирает печально знаменитую пресс-конференцию для избранных журналистов, на которой подвергает жесткой критике руководство «Спартака». Дальше события развивались стремительно. Червиченко в свою очередь собирает пресс-конференцию, а через два дня увольняет Романцева. Последнему предложили административную должность в клубе. По имеющейся информации, для того чтобы снять Романцева, Червиченко не требовалось даже согласия других акционеров. Возникают вопросы: как Романцев получил контрольный пакет акций и почему он продал их Червиченко – человеку, весьма далекому от футбола?

Как известно, первым президентом «Спартака» был Юрий Шляпин. Но в конце 1993 года в стане красно-белых обстановка заметно осложнилась. Лучшие игроки уезжали за границу, а те, кто оставался в команде, мечтали об этом. Да и отношения между Шляпиным и футболистами были не идеальными. И тогда Романцеву предложили на время сесть в президентское кресло для того, чтобы ситуация в «Спартаке» стабилизировалась. И действительно, игроки поверили, что, пока клубом руководит Романцев, будет относительная финансовая стабильность. Имя тренера вызывало уважение как в коридорах власти, так и в среде бизнесменов. Это помогало привлекать средства в команду и удерживать звезд в России.

Пока был жив Николай Старостин, Романцев чувствовал определенный контроль. По крайней мере решения он принимал с оглядкой на заслуженного патриарха. Однако 17 февраля 1996 года легендарного Николая Петровича не стало. И вот тогда Романцев ощутил себя полноправным хозяином «Спартака». Потихоньку прибрал к рукам клубные акции. И через несколько лет выяснилось, что Романцев практически приватизировал «Спартак». Он с легкостью решал судьбы людей. В 1996 году после чемпионского сезона Георгия Ярцева волевым решением вновь вернул себе должность главного тренера, задвинув друга на вторые роли. Потом стал без сожаления расставаться с игроками, которые еще недавно были символами «Спартака», кумирами миллионов болельщиков: Тихоновым, Цымбаларем, Кечиновым, Юраном, Бушмановым, Бузникиным и другими. Уже по тому, с какой легкостью он избавлялся от преданных «Спартаку» людей, можно было сделать вывод: настанет момент, и он так же легко расстанется и с самим футбольным клубом.

Вероятнее всего, Романцева соблазнила сумма, предложенная ему Червиченко за контрольный пакет. Думал ли в тот момент тренер о будущем «Спартака»? Неужели он, опытный и неглупый человек, не понимал, что отдает команду, созданную еще в 30-х годах братьями Старостиными, в руки человека, который никогда к «Спартаку» отношения не имел? Неужели не осознавал возможных последствий? Не видел, что Червиченко – человек не из футбольного мира, не способный грамотно управлять клубным хозяйством?

…Между тем последствия не заставили себя долго ждать. Тренерская чехарда, неразбериха с игроками. Сколько их прошло за последние годы через «Спартак»! Только прошлым летом красно-белые истратили на селекцию несколько миллионов долларов. Но в результате клуб занял в чемпионате унизительное для себя десятое место. Отношение подавляющего большинства болельщиков «Спартака» к новому руководству было резко отрицательным. С именем Червиченко связана целая серия скандалов. Вот только самые громкие из них: «дело Сычева», «дело Смирнова», «дело Ващука» и, наконец, «дело Титова». Одним словом, «Спартак» погряз в сварах, слухах, сплетнях… И непонятно, как он может выпутаться из всего этого, потому что непонятно, кто на самом деле принимает в клубе решения, от кого именно зависит судьба «народной» команды.

Сейчас уже слышны возгласы: «Давайте вернем в «Спартак» Романцева! Хоть тренером, хоть президентом»! Это уже полный абсурд. Человека, который продал «Спартак» посторонним для клуба и болельщиков людям, теперь хотят сделать спасителем!

От всех этих событий голова идет кругом. В такой ситуации остается лишь пожелать болельщикам «Спартака» терпения. Поскольку умом все, что сейчас происходит в великом клубе, просто не понять. Не измерить и аршином.




Червиченко скоро останется без должности

"