Posted 7 марта 2007,, 21:00

Published 7 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 02:19

Updated 8 марта, 02:19

Анатолий Бышовец

Анатолий Бышовец

7 марта 2007, 21:00
Главный тренер столичного «Локомотива» Анатолий БЫШОВЕЦ – фигура неординарная и неоднозначная. Выдающийся в прошлом нападающий киевского «Динамо» и сборной страны, он блестяще сыграл на чемпионате мира 1970 года, после чего был отмечен самим Владимиром Высоцким. Помните его знаменитую строчку: «И недаром клуб «Фиоренти
Сюжет
Футбол

– Анатолий Федорович, от «Локомотива», после того как в него пришли вы и Юрий Семин, ставший президентом клуба, ждут только побед. Не слишком ли рисковали репутацией, согласившись встать на «лобное место» в столь амбициозной команде?

– Служение футболу – это то, чем я живу. Я с 1962 года езжу на предсезонные сборы (это минимум два месяца вдали от дома). Казалось бы, можно было за много лет утомиться, но я не разучился получать удовольствие от того, чем занимаюсь. Мне нравится решать сложные задачи. А создавать команду – непростое дело. Допустим, мадридский «Реал» с его ресурсами, возможностями, традициями и уровнем селекции, проводимой под руководством выдающегося тренера Фабио Капелло, по идее, должен побеждать во всех турнирах. Но пока перед Королевским клубом лишь стоит цель создать этот коллектив победителей. В футболе все может произойти, но отставки не боюсь. Просто стараюсь делать свою работу честно, как умею. Да, мне приходилось уходить из «Зенита», «Томи», но ведь после этого команды развивались, прогрессировали. И, может быть, это мой удел – делать подготовительную работу. Не исключено, и сейчас ситуация аналогичная.

– Говорят, что, несмотря на возраст, вы по-прежнему бегаете с командой кроссы?

– Да. В этом нет, конечно, необходимости, но есть внутренняя потребность. Я в этот момент чувствую себя как бы внутри коллектива. И это меня объединяет с игроками. И возраста я не ощущаю.

– Вы известны как тренер-максималист. Но что подтолкнуло вас два года назад возглавить скромную «Томь», лишенную медальных амбиций?

– Это был своеобразный вызов моим знаниям и опыту. Возглавить «Локомотив» – тоже вызов, но и планка выше. Может, мне нравится футбольный экстрим. Несколько лет назад я, например, возглавил португальский «Маритиму», который боролся за выживание. Там я столкнулся с куда большими проблемами, чем в северном Томске. Кстати, на Мадейре моим подопечным был Данни, который сейчас здорово выступает за московское «Динамо». Тем не менее мне удалось вытащить клуб из турнирной ямы. В «Томи» тоже многое удалось сделать. Но, увы, в современном футболе зачастую требуют достижения максимального результата за очень короткий срок. Хотя сначала надо заложить фундамент, иначе здание скоро рухнет. Думаю, мне удалось его заложить.

– В российском футболе с давних пор ходят разговоры, что тренера Бышовца наши клубы не приглашают потому, что он требует для себя слишком высокую зарплату. Это так?

– Если учесть, сколько сейчас получают тренер национальной сборной и наставники ведущих клубов, то разговоры на эту тему неуместны (Гус Хиддинк получает 2 млн. евро в год. – «НИ»). Одно время, кстати, говорили, что у меня сложный характер. Это просто попытка создать негативный образ тренера Бышовца и помешать болельщикам понять, что я представляю собой как специалист. Вот сейчас, например, и вокруг «Локомотива» много слухов и домыслов. То якобы Дмитрия Лоськова переводят в дубль, то с Дмитрием Сычевым что-то не так... Складывается впечатление, что недоброжелатели просто хотят дестабилизировать обстановку внутри коллектива и бросить тень на мое имя. Не хотят, видимо, чтобы «Локо» с новым руководством достиг результата. Вообще, плохо говорят, как правило, про сильных, а не слабых людей. Может быть, из зависти.

– Часто вам вставляли палки в колеса?

– Случалось. Я всегда шел своим путем, поэтому, естественно, сталкивался с трудностями. Людям, у которых есть свое понимание профессии и независимость, всегда приходится непросто. И с такой ситуацией сталкиваются люди различных профессий – актеры, ученые, политики. Самым обидным эпизодом в моей тренерской карьере было возвращение с Олимпиады в Сеуле, когда наш успех кое-кто пытался принизить, рассказывая, что сборная выиграла у «каких-то поваров». А «поварами» были, видимо, будущие чемпионы мира бразильцы Ромарио и Бебето. С таким отношением к своей работе я и потом, увы, встречался. У нас нередко бывает, что «награждают непричастных и наказывают невиновных». Так, в 1992 году, после чемпионата Европы в Швеции, я ушел из национальной сборной, потому что не было условий для нормальной работы. А ведь команда, которую я создавал в течение двух лет, могла успешно выступить на первенстве мира-1994 в США. Но у нас отсутствовало единство между сборной и Федерацией футбола, которую тогда возглавлял Вячеслав Колосков. С тем же пришлось столкнуться, когда я вторично возглавил сборную в 1998 году. Тогда один известный тренер просто не отпускал в национальную команду ведущих футболистов. А вот в 1988 году необходимое единство и взаимопонимание были. Отчасти поэтому и удалось выиграть Олимпийские игры.

– Известно, что в 1998 году вас пригласили в сборную, чтобы вы готовили ее к чемпионату мира 2002 года в Японии и Корее.

– Да, я работал на перспективу. Меня убрали вскоре после поражения в товарищеском матче от сборной Бразилии (та игра завершилась со счетом 1:5. – «НИ»). До этого, правда, были и три поражения в отборочных матчах европейского первенства. Но поединок в Бразилии оказался решающим. Отменить его было никак нельзя. Хотели провести встречу в оптимальном составе, но в итоге не удалось собрать и резерв. Хотя в любом случае мы нуждались в таком матче – шла перестройка команды. Тогда на поле появились дебютанты – Алексей Смертин, Игорь Семшов, Александр Панов... Однако цена эксперимента была слишком высокой. Крупное поражение привело к моей отставке.

– Недавно сборная тоже крупно проиграла Голландии, но Гуса Хиддинка никто снимать не собирается.

– Не стоит драматизировать ситуацию вокруг нынешней сборной. Предстоящий матч против Эстонии не представляется сложным. Даже по официальному рейтингу прибалты нам сильно уступают.

– Наставник ЦСКА Валерий Газзаев публично заявил, что товарищеский матч в Голландии, проигранный россиянами со счетом 1:4, был не нужен. А вы что думаете по этому поводу?

– Игроки сборной из «Спартака» и ЦСКА неплохо смотрелись на Кубке Первого канала в Израиле в январе. Поэтому можно было ожидать и более приличного выступления сборной против Голландии. У «Локомотива» был свой алгоритм подготовки к сезону, поскольку мы не принимали участия в весеннем раунде еврокубков. Наш клуб делегировал в национальную команду Дмитрия Сычева и Динияра Билялетдинова. Оба вернулись из сборной травмированными. Оба пропустили по пять тренировочных дней. Это сказалось на подготовке команды в целом. Поэтому матч в Амстердаме, на мой взгляд, оказался несвоевременным и не принес пользы. Наверное, у тренеров сборной была просто цель пообщаться с игроками и дать им возможность лишний раз увидеться друг с другом. Так что с оценкой Газзаева можно согласиться.

– Вы рано закончили карьеру и стали детским тренером. Сейчас много наших известных в прошлом футболистов учатся в Высшей школе тренеров, но желанием работать с мальчишками не горят.

– Вы затронули очень важный вопрос. Работая с детьми, молодой специалист набирается опыта. Это большой, но не всегда благодарный труд. Кстати, в свое время в футбольных школах работали Константин Бесков, Виктор Маслов, Валерий Газзаев, которые потом достигли больших успехов и во взрослом футболе. Просто именно через работу с мальчишками из бывшего игрока вырастает педагог. Я на своем примере знаю, как сложно превратиться из футболиста в тренера, и мне есть что рассказать начинающим специалистам. Уже в этом году в Турции я выступал перед слушателями Высшей школы тренеров, среди которых были Игорь Шалимов, Виктор Онопко, Игорь Ледяхов, Николай Писарев и другие наши знаменитости. Я им объяснял простые, на первый взгляд, истины. Главное – не лицензия, а знания. Кроме того, необходимо переосмыслить свой игровой опыт, чтобы выработать свое понимание футбола. Опыт у слушателей ВШТ есть, важно, чтобы они сумели донести его до молодежи. Молодые тренеры необходимы нашему футболу.

– А кого вы считаете своими учителями?

– Их много. В первую очередь легендарный Дед – тренер киевского «Динамо» 60-х годов Виктор Маслов. Потом, конечно, Николай Морозов, Михаил Якушин, Гавриил Качалин, Валентин Николаев, под руководством которых выступал за сборную СССР.

– Наверное, много и учеников? Например, Алексей Михайличенко тренировался у вас еще ребенком.

– Ученики – это те, кто продолжил твое дело. И только ученик может кого-то назвать своим учителем, а не наоборот. Хотя через мои руки действительно прошло много известных футболистов.

– А не жалеете, что несколько лет не могли себя реализовать? Ведь вы целых семь были без работы в России.

– Вообще главное, чего я достиг, – это возможность выбирать, где и с кем работать. Независимость стоит дорого, но бороться за нее надо. Да, многие не выдерживают этого пресса вынужденного простоя. Но сейчас я рад, что есть возможность работать в «Локомотиве», и очень хотелось бы, чтобы она вылилась в хороший результат.

"