Posted 6 декабря 2006,, 21:00

Published 6 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:53

Updated 8 марта, 08:53

Сергей Обухов

Сергей Обухов

6 декабря 2006, 21:00
Московское «Динамо» в четвертый раз в своей истории стало обладателем Кубка европейских чемпионов по хоккею с мячом. В финале престижного турнира, который проходил в ледовом Дворце спорта «Крылатское», был повержен со счетом 4:2 чемпион Швеции клуб «Эдсбюн». И это уже четвертый трофей москвичей в нынешнем году – они вы

– Сергей, многие уже сейчас называют «Динамо» супермашиной. Вам не трудно соответствовать такому образу?

– Нелегко. В течение месяца нам пришлось три раза выходить на пик формы. Три финала (в Кубках России, мира и европейских чемпионов. – «НИ») – это большая физическая и психологическая нагрузка. Поэтому в матче с «Эдсбюном» мы показали далеко не лучший хоккей. Были немного «разобранными», а вот соперник по сравнению с Кубком мира в Юсдале сумел прибавить. Поэтому и исход встречи стал ясен только на последней минуте, когда нам удалось провести четвертый мяч. Более того, по ходу поединка мы неожиданно для себя и болельщиков проигрывали со счетом 1:2, но чудо-гол Тюкавы (полузащитника Александра Тюкавина. – «НИ»), попавшего дальним ударом в «девятку», придал дополнительные силы.

– Между тем многие считают, что российский хоккей с мячом на клубном уровне стал неинтересен. Участвует много команд, а побеждает всегда одна – раньше архангельский «Водник», сейчас «Динамо». Хорошо это или плохо?

– Сложный вопрос. Лучше, конечно, когда, как в Швеции, ровный чемпионат. Нет пропасти между лидерами и аутсайдерами. Но в России по-другому. Есть «Динамо», подмосковный «Зоркий», кемеровский «Кузбасс», еще пара команд, а дальше… Мы, динамовцы, даже иногда шутим, что на тренировках нам интереснее и сложнее играть, чем в официальных матчах, где дело быстро заканчивается разгромом соперника.

– Кстати, давно ходят слухи, что часть игроков «Динамо» во главе с тренером Владимиром Янко может перебраться из Москвы в казанскую «Ракету». Точно так же, как полтора года назад из «Водника» в столичное «Динамо».

– Впервые я услышал такую «информацию» еще в сентябре. Она выгодна тем, кто хочет хоть как-то насолить «Динамо» и дестабилизировать обстановку в команде. Но мы с ребятами даже не обсуждаем эту тему. У меня долгосрочный контракт с клубом. Условия, финансовые и чисто спортивные, меня устраивают. Если тренерский штаб и руководство и в дальнейшем будет удовлетворено моей игрой, то никуда уходить не собираюсь.

– С другой стороны, в «Динамо» собрана чуть ли не вся сборная России. В любом другом клубе каждый был бы первой скрипкой, играл без замен…

– Согласен. У нас даже самому знаменитому игроку не гарантировано место в стартовом составе. Поэтому я прихожу тренироваться на каток «Крылатское» в выходные дни. Но думаю, именно ротация состава помогает нам побеждать во всех турнирах. Ну, не смогли бы одиннадцать человек, как роботы, выигрывать все подряд. Наша клубная философия такова: «Если не ты сегодня первый, то у тебя есть шанс стать им завтра». Это помогает не останавливаться в развитии, не «забронзоветь».

– Известно, что вы долго играли и жили в Швеции. Как и многие наши ведущие хоккеисты, например, Михаил Свешников или Ринат Шамсутов. У вас там дом, налаженный быт. Не жалеете, что уехали?

– Ох! Дочке пора в школу. Наверное, лучше было бы, если бы она училась в Швеции. Но я не могу без семьи и очень рад, что жена и дочурка постоянно рядом. Клуб снимает нам квартиру в Крылатском. Кстати, удивительное место. Своеобразный город в городе. А дом в Швеции мы сдаем в аренду.

– В Скандинавию вы уезжали совсем молодым человеком…

– Ну да. Мне тогда исполнился всего 21 год. Уезжал из кировской «Родины». В то время, в середине 90-х, хоккеистам платили в лучшем случае долларов триста. Как на эти деньги семью содержать? А в Швеции предложили в пять раз больше. Вот я и уехал. В том же архангельском «Воднике», было дело, платили вообще долларов сто. И живи, как знаешь. Многие подрабатывали. Но Борис Скрынник (бывший президент «Водника», а ныне вице-президент московского «Динамо» и глава Международной федерации хоккея с мячом. – «НИ») сумел резко изменить ситуацию. Он предложил мне такие условия, что я принял решение вернуться в Россию. А потом вслед за ним проделал путь по маршруту Архангельск – Москва.

– История массового переезда хоккеистов из Архангельска в столицу до сих пор окутана туманом.

– Все решалось на самом верху. Но я полностью доверял и доверяю Скрыннику. И ни о чем не жалею.

– Недавно в сборной поменялся главный тренер. Вместо Янко на этот пост назначен Сергей Ломанов. Как вам такой поворот?

– Выскажу свое мнение. Думаю, с ним согласятся и многие мои партнеры по команде. Под руководством Янко мы выиграли все, что можно. И хотели бы, чтобы он и дальше тренировал сборную страны. Но нас никто даже не спросил. Вместе с тем это ни в коем случае не камень в огород Ломанова. Он очень серьезный тренер и великий игрок, может быть, даже лучший в истории хоккея с мячом. Сейчас он охотно привлекает в сборную молодых ребят. Это правильно. Через три-четыре года наше поколение сойдет со сцены. Необходимо уже сейчас готовить смену. А то получится, как в Швеции в конце 90-х годов. Играли ветераны, не чувствуя серьезной конкуренции и мотивации. И проигрывали.

– К сожалению, хоккей с мячом не так популярен, как футбол или даже хоккей с шайбой. Сейчас, правда, пытаются популяризировать бенди даже в Монголии и Индии. Правильный это путь?

– Хоккей с мячом трудно развивать на пустом месте. Нужны либо соответствующие погодные условия, либо катки с искусственным льдом. И еще определенные традиции. Вот в США тоже культивируют бенди. Американцы не первый год участвуют в чемпионатах мира, а высоких результатов как не было, так и нет. Думаю, на сегодняшний день главная задача – сохранить и не потерять хоккей в тех странах, где он был всегда популярен. Так, например, на предстоящем традиционном турнире на призы правительства Российской Федерации в Иркутске не будет сборной Финляндии. Это очень тревожный звонок. Раньше финны в нем постоянно участвовали. Да и вообще, если заметили, в последнее время за первые места борются только Россия и Швеция. А в недавнем финале Кубка мира и вовсе играли «Динамо» с подмосковным «Зорким». Это свидетельствует о том, что конкуренция серьезно ослабла.

– В вашей коллекции есть все без исключения трофеи мирового хоккея. К чему стремится Сергей Обухов сейчас?

– Лет пять назад думал: чем бы заняться после тридцатника? Предполагал, что в этом возрасте буду старым для бенди. Теперь же мечтаю поиграть как минимум до сорока. Вот, например, в «Зорком» играет Валера Грачев. Ему уже 42 года. А он отнюдь не худший. Вот пример для подражания.

"