Posted 6 декабря 2005,, 21:00

Published 6 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

Остаться в живых

Остаться в живых

6 декабря 2005, 21:00
Уже почти две недели в одном из крупнейших городов Сибири Ханты-Мансийске идет Кубок мира по шахматам, второй по значимости после мирового первенства турнир года в календаре международной федерации этого вида спорта – ФИДЕ. 128 гроссмейстеров съехались сюда со всего мира, чтобы выявить сильнейшего специалиста по нокаут

Шахматисты или обожают нокаут-систему, или люто ее ненавидят. «Это самый зрелищный формат шахматных турниров», – говорил мне еще вчера один из гроссмейстеров, который, правда, пока продолжает выступление в Кубке мира. «Нокаут – это когда ты только начал разыгрываться, а тебе уже пора паковать чемоданы», – тут же парировал другой, уже выбывший из турнира. Оба, впрочем, не жаловались на финансовые условия. Здесь, как в теннисе. Вылетевшие в первом круге, к примеру, получили 6 тысяч долларов, те, кто сложил фигуры во втором, – в полтора раза больше. Чемпион заработает 100 тысяч, а общий призовой фонд составляет более 1,5 миллиона.

Идея турнира в Ханты-Мансийске родилась на удивление легко. Встретились как-то два уважаемых человека – президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов и губернатор Ханты-Мансийского округа Александр Филипенко. Поговорили и выяснили, что последний любит не только биатлон, но и шахматы и давно уже хочет пригласить к себе в столицу лучших игроков мира. «Отличная идея», – отреагировал Илюмжинов. И стороны ударили по рукам.

Чего больше всего боялись, отправляясь в Ханты-Мансийск, шахматисты? Правильно – сибирских морозов. «Я, конечно, не ахти как играю в шахматы, – сказал Филипенко. – Зато сумел обеспечить игрокам приличную погоду». И действительно, за первую неделю турнира температурный столбик ни разу не опускался ниже отметки восемь градусов. Сравните со «среднеисторическими» на данный период времени минус тридцатью, и вы поймете, насколько повезло шахматистам.

Прошло три раунда, и за это время Кубок мира лишился чуть ли не половины фаворитов. После второго круга домой отправились украинец Василий Иванчук и россиянин Александр Халифман. В третьем раунде были нокаутированы шестой по рейтингу игрок турнира – испанец Алексей Широв и седьмой – азербайджанец Теймур Раджабов. Скучнее, впрочем, здесь не стало. Потому что произошло немало сенсаций со знаком плюс. Во-первых, отметим открытие турнира – норвежского «малыша» Магнуса Карлсена. На прошлой неделе ему исполнилось 15, а выглядит он не больше чем лет на 10. Тем не менее убедительно «чешет» всех своих соперников. «Шахматы, конечно, сильно помолодели, но не настолько же!» – поражался вчера известный турнирный боец Илья Смирин, который выступает сейчас за Израиль. Не скажешь, что норвежец уже производит впечатление выдающегося интеллектуала. На вопрос, какие книги читаете, он ответил, что, «в общем, никакие», на дискотеки он не ходит, да и в школу заглядывает лишь «иногда», потому что у него свободное посещение. Просто Бог дал мальчишке сумасшедший талант, и он использует его на полную катушку. В четвертом раунде Карлсену противостоит опытнейший Евгений Бареев, и далеко не факт, что россиянина можно смело считать фаворитом в этой паре.

Выступление наших шахматистов – отдельная и приятная тема. Сразу шестеро из них пробились в 1/8 финала, и я, признаться, не припомню, когда наши игроки добивались такого успеха. «В последнее время только и разговоров, что о кризисе в российских шахматах, – улыбался Сергей Рублевский, которому предстоит биться за выход в четвертьфинал с петербуржцем Константином Сакаевым. – Вот мы и стараемся доказать, что никакого кризиса и в помине нет!» По идее выиграть Кубок мира может любой из наших игроков. «По энергетике и подходу к игре лучше других выглядит Александр Грищук»,– сказал мне Халифман. «Я бы тоже поставил на Грищука», – соглашается бывший белорусский, а ныне американский гроссмейстер Юрий Шульман. Что ж, весь мир знает: по таланту Грищук вполне заслуживает того, чтобы стать чемпионом мира. В последнее время ему не везло, но ведь за падением следует взлет.

В зоне особого внимания в Ханты-Мансийске и знаменитый Гата Камский. Помните такого? Русский американец, который оспаривал чемпионский титул еще в 1996 году, а затем бросил шахматы ради учебы в американском университете. Но через восемь лет вдруг вспомнил о них. «Шел как-то по улице – вижу надпись «Шахматный клуб». Заглянул ради любопытства. Выяснилось, что старая любовь не заржавела. Хотя за последние 8–9 лет я не открыл ни одной шахматной книги», – раскрыл Камский секрет своего возвращения. Выяснилось, что за это время он получил юридическое образование, имеет адвокатскую лицензию. Признался, что играть ему трудно, почти в каждой партии сталкивается с огромными проблемами в дебюте, а на вопрос, почему тогда дошел до 1/8 финала, ответил: «Просто сказочно везет». Но, как говорится, везет тем, кто сам себя везет. «Игра Гаты не производит пока цельного впечатления, – считает тот же Смирин, пострадавший от Камского в третьем раунде. – Зато при нем остались главные козыри – бойцовские качества и спортивный характер». Кстати, в четвертом раунде друг с другом играют Грищук и Камский. Вот это будет поединок!



Справка «НИ»

Матч по нокаут-системе состоит из двух партий с обычным контролем времени. Игроки меняются цветом фигур. Для победы в матче необходимо набрать 1,5 очка. В случае ничейного счета проводятся две дополнительные партии по «быстрым» шахматам. Если и после них счет остается равным, соперники играют две блицпартии. Если и блиц не выявляет победителя, проводят одну партию «внезапной смерти» (шахматист, выигравший жребий, выбирает цвет фигур; белые получают 6 минут на партию, и им необходимо выиграть; черные получают 5 минут, но их для победы в матче устраивает ничья).

"