Posted 6 февраля 2007,, 21:00

Published 6 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:48

Updated 8 марта, 08:48

Сергей Немчинов

Сергей Немчинов

6 февраля 2007, 21:00
Сергей Немчинов на сегодняшний день является одним из самых информированных и влиятельных людей в отечественном хоккее. По долгу службы, а он, как известно, входит в тренерский штаб сборной, Немчинов постоянно контактирует как с россиянами, выступающими в НХЛ, так и с кандидатами в национальную команду из отечественной

– Сергей, в преддверии чемпионата мира у вас наверняка очень напряженный график, наверное, приходится разрываться между Россией и Америкой?

– Работы действительно хватает. Но я почти постоянно нахожусь в Москве, поскольку являюсь штатным сотрудником Федерации хоккея России и одновременно старшим помощником Вячеслава Быкова в сборной. В неделю посещаю примерно три-четыре матча суперлиги.

– Значит, с заокеанскими звездами общаетесь в основном по телефону?

– Да, в Америке бываю теперь редко – последний раз летал в Штаты недели три назад. Следующий визит за океан запланирован на март. В последний раз посетил в Нью-Йорке матч между «Рейнджерс» и «Айлендерс», еще три игры посмотрел по телевидению. Пообщался с Виктором Козловым и Алексеем Яшиным. С ними и со многими другими ребятами постоянно на связи.

– Переговоры с энхаэловцами об участии в мировом первенстве продвигаются успешно?

– Хочу подчеркнуть, что сейчас идут предварительные беседы. Просто пока неизвестно, какие команды пробьются в плей-офф Кубка Стэнли. Кроме того, никто не застрахован от травм. Да и очевидно, что в сборную невозможно пригласить всех наших из НХЛ. Поэтому мы обязательно еще раз будем предметно беседовать с ребятами в конце марта, когда прояснится ситуация в лиге.

– Кто-то официально отказался от выступлений за сборную на первенстве в Москве?

– Нет. Те же Илья Ковальчук, Саша Овечкин, Женя Малкин, Саша Семин горят желанием попасть на чемпионат мира.

– Кстати, а вы сами отказывались когда-нибудь играть за сборную?

– Один раз. Но я не смог выступить из-за травмы. Объяснил ситуацию тренерам сборной, и они меня поняли.

– Складывается впечатление, что сейчас россияне играют не такую заметную роль в НХЛ, как в те времена, когда выступали Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов, Павел Буре, вы…

– По статистике в середине 90-х россияне по численности легионеров в НХЛ занимали первое место. В прошлом году в лиге играли чуть больше сорока наших хоккеистов. Десять лет назад был большой отток наших звезд за океан. В результате произошел спад в развитии хоккея здесь, в России. Игроков, соответствующих уровню НХЛ, естественно, стало меньше. Хотя многое зависит и от желания самих ребят. Для нашего поколения игра в НХЛ была мечтой. Сейчас у молодежи нет такого стремления закрепиться там. Да, россияне по-прежнему попадают на драфты, едут в тренировочные лагеря, но быстро соглашаются с ролью, которую им поначалу отводят. Не поставили на один матч, мало игрового времени дали в другом – ничего страшного. Но надо же бороться за свое место под солнцем. Еще одна причина, почему наши игроки в Америке не задерживаются, – уезжают рано. В 20 лет играть в НХЛ могут только звезды калибра Ковальчука, Овечкина или Малкина, а таких единицы. Большинству же надо набраться опыта дома перед тем, как совершать рискованный вояж в Америку.

– Сергей, нет опасений, что тренерскому штабу в последний момент могут просто навязать сверху именитых легионеров, как это было накануне первенства мира в Санкт-Петербурге семь лет назад?

– Верю, что подобного не случится. Да и не те люди сейчас работают в Федерации хоккея России, чтобы заниматься такими некрасивыми вещами. Все будет решать главный тренер.

– А можно представить, что сборная сыграет на чемпионате мира вообще без заокеанских звезд?

– Теоретически многое можно представить, а практически… Каждый тренер мечтает собрать оптимальный, с его точки зрения, состав. И в этом смысле без энхаэловцев, наверное, не обойтись. Сравнивать уровень суперлиги и НХЛ считаю некорректным. В лучшей лиге мира собраны все сливки хоккея. Правда, и у нас много напряженных матчей. Но больше всего радует, что постоянно появляются талантливые игроки. Яркое подтверждение моих слов – последний молодежный чемпионат мира, где наша сборная дошла до финала.

– Почему же наша молодежка уже третий год подряд проигрывает в финале канадским сверстникам? Если не ошибаюсь, вы были в этом году на молодежном первенстве в Швеции...

– Нам не хватает опыта игры против родоначальников хоккея на таком уровне. В Европе-то наши парни всех привыкли обыгрывать, поэтому на льду выглядят очень уверенно. А с канадцами их одолевает какая-то непонятная робость. Вот и на этот раз уже в начале матча пропустили три шайбы, которые было сложно отыграть. Но ребята все равно молодцы, что сумели проявить характер и не сдались без боя.

– Как часто вы общаетесь с Быковым?

– Обязательно совещаемся раз в две-три недели. Обмениваемся впечатлениями после домашних матчей ЦСКА. Видимся и с президентом ФХР Владиславом Третьяком.

– До старта мирового первенства остается меньше трех месяцев. Похоже, грядущему событию придается огромное не только спортивное, но и политическое значение. Нет в связи с этим нервозности, особого волнения? Не страшно?

– Я прекрасно понимал степень ответственности и риска, когда давал согласие на работу в тренерском штабе. Мы, тренеры, и ребятам во время евротуров постоянно твердим о том, как важно удачно сыграть на чемпионате мира в Москве. И в каждом матче настраиваем их только на победу. Наши хоккеисты должны вновь обрести утраченную психологию победителей и уверенность в себе. Коленки должны трястись, как раньше, у наших соперников. А предстартовое волнение – дело нормальное. Наверное, оно появится в апреле, когда команда соберется на подготовительный сбор.

– Вы уехали в Америку шестнадцать лет назад. Насколько известно, ваша семья по-прежнему живет в Нью-Йорке?

– Когда в 1991 году я подписывал контракт с «Нью-Йорк Рейнджерс», мне было 27 лет. Думал, что отыграю в НХЛ два-три сезона и вернусь в Россию. А получилось так, что задержался там на пятнадцать лет. Жена и две дочки по-прежнему живут в городке, который по-нашему называется Рай. А мой дом там, где живет семья. Выходит, что в Раю. Старшая дочь учится в колледже, младшая – в школе. Они выросли за океаном, но дома между собой говорим только на русском языке.

– Означает ли это, что рано или поздно вы вернетесь в Америку?

– Я не знаю, буду ли я жить в Нью-Йорке. Еще недавно не мог даже представить, что вернусь в Россию и буду работать здесь. Все случилось неожиданно. Летом Третьяк предложил помочь сборной. Я согласился, почти не раздумывая. Контракт рассчитан на два года. Но пока главное – это чемпионат мира в Москве, а там посмотрим. Я уже привык к резким переменам в своей судьбе.

– Ваш родной клуб, московские «Крылья Советов», переживает сейчас не лучшие времена. Что происходит с легендарной командой?

– Ситуацию можно охарактеризовать одним словом – бардак. Во Дворце спорта в Сетуни то свет вырубят, то горячую воду отключат. Хоккеистам зарплату платят только за половину месяца. Но они молодцы – бьются за честь команды. А спрашивать, что происходит, нужно у гендиректора клуба. Я, к слову, с ним не общался.

– Сами в хоккей сейчас играете?

– А как же! Участвовал в матче сборная СССР – сборная мира на Красной площади, в игре, приуроченной к открытию Дворца спорта на Ходынке. Скоро, в конце февраля, состоится Кубок вызова. В нем примут участие бизнесмены, артисты, политики. Регламент турнира допускает присутствие профессионалов, и я, как и Фетисов, Буре, Ларионов, уже получил приглашение.

"