Posted 5 сентября 2007,, 20:00

Published 5 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:31

Updated 8 марта, 08:31

Волейболист сборной России Алексей Вербов

Волейболист сборной России Алексей Вербов

5 сентября 2007, 20:00
Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге стартует юбилейный, 25-й по счету чемпионат Европы по волейболу среди мужских команд. Сборная России является главным фаворитом этого турнира. Впрочем, подтвердить свои претензии на лидерство будет очень сложно, ведь уровень конкуренции в современном европейском волейболе высочайший,

– Алексей, в каком состоянии находится наша команда?

– Потихоньку выходим на пик готовности, но ситуацию не форсируем. Все-таки важно подойти в боевом состоянии к решающим матчам, а не «сгореть» уже на старте, сыграв пару удачных встреч.

– Кого считаете фаворитами турнира, кроме России, естественно?

– На победу реально могут претендовать пять-шесть команд, не меньше. Французы, болгары, поляки, немцы, сербы… Поэтому скучно не будет. Роковой может стать любая ошибка.

– Капитан нашей сборной Вадим Хамутцких в интервью заявил, что готов сбрить свою знаменитую бороду, если команда выиграет Олимпиаду. А вы на что готовы ради победы на европейском первенстве?

– Ни на что. Не такой уж особенный это турнир. Да, в мировом волейболе те же бразильцы являются безоговорочными фаворитами всех соревнований. С ними сложно. А в Европе нам все сборные вполне по силам. Проще говоря, если мы победим, то никакой сенсации, чуда не произойдет.

– А задачу победить команде «сверху» уже поставили?

– Нам ее вообще-то перед каждым турниром ставят. Звучит она кратко: «Только победа». Иногда ее получается выполнить, бывает, что нет. Но сейчас очень хочется выиграть. Соскучились по серьезным победам и титулам.

– То, что чемпионат проходит в Москве, для вас плюс или минус?

– Трудно сказать. Вот говорят постоянно, что дома и стены помогают. Да, надеюсь, что в Москве судьи нас «убивать» не будут. Не придется сталкиваться с какими-то неожиданными бытовыми проблемами, акклиматизацией. Но с другой стороны – ответственность-то огромная. На трибунах соберутся родственники, друзья, да и просто знакомые. Все будут переживать, нервничать. Это может передаться и игрокам. Понятно, что когда мы играем за рубежом, за нами тоже наблюдают близкие. Но по телевизору. Поэтому очень важно абстрагироваться от мыслей, что все ждут от тебя только победы. Хотя это не так-то просто.

– На столь важных турнирах, как чемпионат Европы, многое зависит от игроков, обладающих лидерскими качествами. У нас в команде таких хватает?

– Сложный вопрос. Раньше нашим безоговорочным вожаком был Сергей Тетюхин. Но еще в конце прошлого года он получил травму и пока только обретает лучшую форму. Павел Абрамов тоже имел проблемы со здоровьем и тоже пока лишь набирает обороты. Семен Полтавский ярко сыграл в финале Мировой лиги, получил два персональных приза и, надеюсь, подтвердит свой класс в Москве. Духовный же лидер коллектива – бесспорно, Вадик Хамутцких. Он, по-моему, играл еще за сборную СССР. Ну, и я думаю, могу проявить лидерские качества. Хотелось бы, чтобы во время европейского первенства в команде было несколько вожаков. Но еще лучше – единая, сильная и сплоченная команда.

– Не переживаете, что Хамутцких и Полтавскому сейчас СМИ уделяют гораздо больше внимания, чем вам, одному из лучших либеро мирового волейбола?

– Ну, я же не первый день в спорте. На заре карьеры было приятно, когда брали интервью. Потом был период, когда никак не мог отбиться от журналистов, и думал, когда же они, наконец, отстанут. Сейчас часто говорю вашим коллегам: поговорите с молодыми ребятами. Правда, и я не старый (Вербову 25 лет. – «НИ»), но есть ведь игроки еще моложе. А потом я уже трижды был героем передач на канале «Спорт». Словом, на невнимание грех жаловаться. А Вадик чаще всех дает интервью еще и потому, что именно он капитан. Выходит, озвучивает мнение всей команды.

– Отвлечемся от сборной. Летом вы перебрались из белгородского «Локомотива» в одинцовскую «Искру». И этот переход стал заметным событием волейбольного межсезонья. С чем связана смена клуба, ведь после ухода Тетюхина, Хамутцких и Косарева вы были едва ли не главным символом железнодорожников.

– Все просто. Весной закончился контракт. А тут у меня дочка родилась. Бабушки, дедушки живут в Москве. Да и у меня квартира в Давыдково. Получается, что в столице всегда есть, с кем в случае чего оставить ребенка. Да и помощь родителей в воспитании малышки нам с супругой не помешает. Поэтому стал думать, как бы оказаться поближе к столице. Были предложения от московского «Динамо» и подмосковной «Искры». В итоге подписал контракт с командой из Одинцово.

– Почему? Динамовцы ведь являются действующими чемпионами страны.

– Вот именно. Они и без меня чемпионами стали. А мне бы хотелось попробовать чего-то добиться с командой, которая раньше ничего серьезного не выигрывала. Да и от моего дома до Одинцово на машине всего-то полчаса езды.

– В свое время Тетюхин сказал, что уехал в Казань во многом потому, что там ему предложили очень привлекательные финансовые условия. Для вас этот фактор не играл никакой роли?

– Конечно, играл. Не скрою, в «Искре» мне предложили больше, чем я получал в Белгороде. Теперь ведь и дочку надо поднимать на ноги.

– С главным тренером «Локомотива-Белогорье» Геннадием Шипулиным расстались без обид?

– Конечно! Мы несколько раз с ним разговаривали. Я все объяснил. Расстались по-человечески.

– В новом сезоне «Искру» будет тренировать бывший тренер сборной России Зоран Гаич. Многие «сборники» еще совсем недавно буквально стонали под его сверхнагрузками. Вы их, выходит, не боитесь?

– Когда я ставил свою подпись под контрактом, то про Гаича ничего не слышал. Но когда узнал, что его назначили, то скорее обрадовался, чем наоборот. Да, нагрузки у него нешуточные, но вы думаете, что у Владимира Алекно (нынешний наставник сборной России. – «НИ») на сборах курорт? В принципе, сейчас все тренеры готовят команды по одинаковой методике. Сначала втягивающий сбор, потом даются очень большие нагрузки, но по мере приближения старта они уменьшаются. И уже накануне турнира занятия проводятся в обычном ключе. По-моему, проблема серба была не в том, что он слишком нагружал ребят. Всему виной – пресловутый языковой барьер. Не сумел он для всех найти нужные слова. И еще. Бразильцы тренируются по 7–8 часов в день! Как вам нагрузочка, а? Вместе тем именно они сейчас выигрывают все в мировом волейболе. Словом, каждый выбирает то, что хочет. А приглашение Гаича для «Искры» означает, что команда действительно ставит высокие цели.

– А не опасаетесь, что после нагрузок Гаича вам, как и Павлу Абрамову, придется обращаться…

– …к психологу? Знаю я эту историю. Но тут дело вовсе не в нагрузках. Точнее, не только в них. Все происходило на моих глазах. В распоряжении Гаича оказались всего четыре «сборника». Среди них Абрамов. Остальные уехали играть за свои клубы в еврокубках. А серб решил, что можно проводить занятия и с таким составом. Ребятам было непросто каждый день пахать. Вот Паша и обратился к психологу, чтобы встряхнуться.

– С Гаичем уже общались?

– Нет, конечно. Мы же профессионалы. Он прекрасно понимает, что сейчас все мои мысли связаны с чемпионатом Европы. И только после него я смогу переключиться на клубные дела.

"