Posted 5 августа 2004,, 20:00

Published 5 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Тяжелая ноша

Тяжелая ноша

5 августа 2004, 20:00
С самого начала участия в Олимпиадах спортсмены, несшие знамя СССР, а затем и России, как правило, становились не только олимпийскими чемпионами, но и легендами мирового спорта. Взгляните сами: среди тех, кому была доверена почетная миссия, Юрий Власов, Леонид Жаботинский, Александр Медведь, Андрей Лавров. Рекордсменом

Карелин должен был продолжить традицию и на Играх в Сиднее, но график подготовки команды борцов греко-римского стиля был построен таким образом, что трехкратный олимпийский чемпион мог прилететь в Сидней лишь несколько дней спустя после церемонии открытия. Так, после долгих раздумий руководства российской делегации знамя впервые оказалось в руках представителя игрового вида спорта, вратаря гандбольной команды Андрея Лаврова. И именно гандболисты стали в Австралии единственной командой – чемпионом среди игровых видов спорта, а Лавров признан Международной федерацией гандбола не только лучшим вратарем олимпийского турнира, но и лучшим гандболистом ХХ века.

Традиция идти на церемонии открытия под государственными флагами и в костюмах, не похожих на другие (до этого участники маршировали исключительно в спортивной форме), зародилась в 1908 году на Играх в Лондоне. С тех пор она не нарушалась ни разу, и все без исключения страны-участницы подходили к ней с большой ответственностью. Костюмы должны быть одновременно строгими и красивыми, а знаменосцы обладать хорошей фактурой – иметь высокий рост и запоминающуюся внешность, спортивные заслуги и желательно шансы победить на предстоящих Играх. Спортсмен, который нес флаг СССР, должен был быть к тому же морально устойчив и политически грамотен, ибо, начиная с 1952 года – первой Олимпиады, где принимала участие команда СССР, – до образования самостоятельного государства России, каждая кандидатура знаменосца утверждалась в Центральном комитете партии.

«Когда мне сказали, что я пойду на параде открытия рядом с флагом, то есть буду ассистенткой знаменосца Якова Куценко, не поверила, – вспоминает олимпийская чемпионка 1952 года в толкании ядра Галина Зыбина, пока единственная наша женщина, удостоенная чести пройти рядом с флагом. Кто я тогда была? Девчонка с косичками, вчерашняя блокадница Ленинграда. Но, думаю, при выборе кандидатуры именно этот факт моей биографии (тогда ведь еще война была свежа в памяти) сыграл решающую роль, а не победные перспективы. Хотя я не подвела. Выиграла с мировым и олимпийским рекордом. От воспоминаний о том параде осталось чувство какой-то необъятной гордости. Ты идешь во главе колонны, а за тобой – вся страна. Ну и внимание, конечно, к тебе повышенное. Кругом фотокамеры... Помню, когда парад уже подходил к концу, начался дождь, и у нас, девчонок, прямо на глазах сели платья. Их сшили из какой-то новой ткани, которая после стирки вообще уменьшилась вдвое. А тогда, помню, я очень стеснялась при таком внимании к себе вдруг оголившихся коленок. Прямо не знала, куда деваться...».

Повышенное внимание в полной мере испытал на себе и двукратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Леонид Жаботинский. Впервые ему доверили нести флаг команды на параде закрытия Олимпиады-64 в Токио. Парад как парад, но перед императорской ложей всем знаменосцам полагалось знамя наклонить, а он этого не сделал. «Понимаете, такое настроение было! О-лим-пи-аду выиграл!!! – вспоминает сегодня Леонид Иванович. – И мне флаг, хоть и на закрытии, нести доверили. Я и поднял его от гордости за родину, за всю нашу команду высоко-высоко, и нес в одной руке. А когда к ложе подходил, вдруг сильный ветер поднялся. Наклони я знамя – одной рукой точно бы его не удержал. Вот и не стал ничего делать, чтоб не уронить. Хотел, как лучше, а получилось, как всегда. Сначала в Токио, а затем и в Москве устроили мне разбор полетов по полной программе. По всем инстанциям, включая ЦК КПСС, протащили».

Жаботинский, ныне проректор Института предпринимательства и права, не любит вспоминать последствия той истории. Но говорят, что именно за оплошность с флагом его в 1964 году не представили к высокой правительственной награде, несмотря на золотую олимпийскую медаль. Правда, на следующей Олимпиаде 1968 года в Мехико не кого-нибудь, а именно Жаботинского избрали капитаном всей советской олимпийской команды и... доверили пронести знамя СССР уже на церемонии открытия.

В четверг Москва провожала олимпийцев. Среди них – бывший знаменосец Андрей Лавров.

Сегодня, конечно, многое изменилось, но главные критерии при выборе кандидата на столь ответственную роль остались прежними: спортсмен должен быть авторитетным, удачливым, высоким и иметь большие шансы на золотую олимпийскую медаль. К счастью, в российской команде титулованных парней много. Выбор есть. И хотя руководители отечественного спорта вроде бы остановились на кандидатуре четырехкратного олимпийского чемпиона по плаванию Александра Попова, окончательное решение будет принято непосредственно в Афинах 11 августа на совете капитанов сборных команд. Причина, по которой предполагаемый знаменосец может отказаться от почетной роли, довольно банальна – усталость. Она накануне едва ли не самого главного старта в жизни потенциальному чемпиону ни к чему. «Мне удалось побыть капитаном и знаменосцем всей сборной СССР в Калгари, – говорит руководитель Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму Вячеслав Фетисов. – Это было незабываемо! Правда, удалось нести флаг только на церемонии закрытия. Из-за того, что нам надо было готовиться к первому матчу, на открытие Виктор Васильевич Тихонов меня не отпустил».

«Дело в том, что при всей кажущейся легкости участие в параде открытия такой же стресс для спортсмена, как и сам олимпийский старт, – объясняет вице-президент Олимпийского комитета России Геннадий Алешин. – Обычно мы специально просим не ходить на церемонию тех, кому в ближайшие дни предстоит выходить на старт. То же самое относится и к знаменосцам. Ведь ради того, чтобы несколько минут пройти с флагом по дорожке стадиона, придется несколько часов простоять сначала в ожидании парада, а затем и всю церемонию».

Кстати, двукратный олимпийский чемпион, биатлонист Виктор Маматов, ныне руководитель рабочих групп по подготовке к зимним Играм, вообще считает, что знаменосец сборной рискует больше остальных. «Ты как бы эмоции всех вбираешь и пропускаешь через себя, эмоционально «горишь». Не говоря о других нюансах. В 1968 году в Гренобле я нес знамя, а потом слег с температурой 39», – признался он. Летом, как известно, другая проблема – жара. В Афинах обещают далеко за тридцать.

«Нести флаг – это не только большая ответственность, которая хочешь не хочешь, а давит на психику (помню, всю ночь перед парадом не спал), но и тяжелая физическая работа, – согласен с ним Андрей Лавров. – Простоять пять часов на стадионе, как это было в Сиднее, с флагом в руках – немалая нагрузка для рук и всего организма». А Галина Зыбина вспоминает, как в 1956 году в Мельбурне на жаре от долгого ожидания парада спортсмены один за другим падали в обморок. «В какой-то момент отключилась и я. Хорошо, рядом был врач футбольной команды, который привел меня в чувство. Но два с половиной килограмма я за ту церемонию очень некстати потеряла».

Учитывать придется и тот факт, что представителям некоторых видов спорта – пловцам, прыгунам в воду, штангистам-тяжеловесам – длительные нагрузки на ноги перед стартом противопоказаны. Вот почему самый первый и желанный кандидат на роль знаменосца в Афинах Александр Попов пока осторожен в прогнозах. «Как ни почетна роль, прежде чем принять решение, мы с тренером обсудим все плюсы и минусы, – говорит он. – Ведь стартовать в эстафете 4х100 м вольным стилем мне придется уже 15 августа».

И все же, несмотря на «тяжелую долю», все те спортсмены, кому довелось пронести флаг отечества на Олимпийских играх, вспоминают об этом как о подарке судьбы. Соизмеримом разве что с завоеванием олимпийской медали. Будем надеяться, что путь нашего знаменосца в Афинах, кто бы он ни был, будет легким и победным.

"