Posted 5 марта 2008,, 21:00

Published 5 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:13

Updated 8 марта, 08:13

ФИФАгейт

ФИФАгейт

5 марта 2008, 21:00
Современный футбол то и дело сотрясают разного рода скандалы, в том числе коррупционные. Вспомнить хотя бы относительно недавний Моджигейт, в который оказались втянутыми несколько известных итальянских клубов. Но, судя по всему, коррупция в кальчо – это еще цветочки по сравнению с тем, что ожидает нас в ближайшее время

Швейцарец Йозеф Блаттер, возглавляющий ФИФА с 1998 года, считает свою организацию, объединяющую 208 национальных ассоциаций и 260 млн. футболистов, чем-то средним между ООН и Международной амнистией и удивляется, что она до сих пор не получила Нобелевскую премию мира. Правда, есть и иная, совсем не лубочная точка зрения на ФИФА. Немало людей считают ее хорошо отлаженной машиной по печатанию денег, зарабатывающей сотни миллионов швейцарских франков в год. Только, например, в 2003–2006 гг. она заработала более 3 млрд. франков.

Там, где крутятся большие деньги, нередко махровым цветом расцветает коррупция. Не избежала этой болезни, похоже, и ФИФА. Все 10 лет своего пребывания у власти Блаттеру приходится защищать от обвинений в коррупции как себя лично, так и подчиненную ему организацию. «Я неподкупен, – однажды в сердцах воскликнул он, давая интервью. – В противном случае можете отрубить мне руки».

Между тем следователи из кантона Цуг пришли к выводу, что многочисленные спортивные чиновники, включая и представителей ФИФА, получали миллионные взятки. Свои доказательства они представят суду на 228 страницах. На скамье подсудимых шестеро бывших сотрудников ISMM, холдинговой компании, торговавшей телерадиотрансляционными и маркетинговыми правами на крупнейшие спортивные соревнования. Есть основания считать, что в ней существовал тайный фонд, на деньги которого покупались высокопоставленные футбольные и иные спортивные функционеры, принимавшие решения в пользу ISMM.

Всего, считают следователи под руководством Томаса Хильдебранда, кстати, земляка Блаттера (они родом из маленького швейцарского городка Висп, что в кантоне Валлис), ISMM потратил на взятки не меньше 18 млн. швейцарских франков. Деньги шли по раскрытой в феврале схеме уклонения от уплаты налогов через банки Лихтенштейна. Хильдебранд занимался этим делом с мая 2001 года, когда ISMM обанкротилась. На беседы со свидетелями он летал в самые дальние уголки земного шара. Например, в Бразилию и Японию. Банкротство ISMM, кстати, по своим масштабам второе в истории Швейцарии, произошло после того, как компания пообещала выплатить в течение 10 лет Ассоциации теннисистов-профессионалов 1,2 млрд. долларов. Банкротство ISMM дорого обошлось ФИФА накануне чемпионата мира 2002 года. Блаттер не только не получил обещанные 2,2 млрд. швейцарских франков за телетрансляционные и маркетинговые права на Кубки мира 2002-го и 2006 гг., но и был вынужден частично оплатить долги ISMM.

Выплата взяток проводилась через фонды. Фонд Nunca был зарегистрирован в 1998 году в Вадуце, столице Лихтенштейна. Еще один фонд, Sunbow, зарегистрировали годом ранее в другом «налоговом раю», на Британских Виргинских островах. 8 февраля 1999 году Nunca купил Sunbow. О том, что, несмотря на отсутствие какой бы то связи на бумаге, и Nunca, и Sunbow являются финансовыми подразделениями ISMM, созданными для проведения сомнительных финансовых операций, в самой ISMM знали очень немногие. Sunbow стал клиентом печально известного лихтенштейнского банка LGT. В конце мая 1999 года на его счет № 193.223.31 поступили от ISMM 36 млн. 130 тыс. 220 швейцарских франков. К 15 января 2001 года из этой солидной суммы остались только 2 млн. 134 тыс. 90 франков. По мнению следователей, как минимум 18 млн. 198 тыс. 310 франков были при помощи сложных комбинаций переведены на счета физических лиц, прямо или косвенно связанных с контрактами, которые заключал ISMM Group.

Двое высокопоставленных чиновников ФИФА, предположительно получавших взятки, уже известны. Незадолго перед Рождеством 1999 года Мухидин Ндоланга, тогдашний президент Федерации футбола Танзании, как следует из материалов следствия, получил 15 тыс. 975 швейцарских франков. Парагваец Николас Леоз, член исполкома ФИФА с 1998 года и многолетний президент Федерации футбола Южной Америки, в январе и мае 2000-го, считают следователи, получил две взятки на общую сумму 211 тыс. 625 франков. Имена остальных взяточников неизвестны – уж слишком тщательно подчищали следы люди в ISMM и его «дочках». Правда, они известны как минимум одному человеку, 65-летнему Жану-Марии Веберу, бывшему вице-президенту наблюдательного совета ISMM, который вместе с пятью коллегами обвиняется в хищениях, мошенничестве, нескольких случаях предпочтительного отношения к клиентам, нанесении крупного ущерба кредиторам и ложном банкротстве. Всем им в случае признания виновными грозит от 3 до 4,5 года тюрьмы. Вебер, проработавший много лет личным помощником Хорста Дасслера, владельца «Адидас», является одной из самых загадочных фигур в международном спорте и имеет прозвище «человек с черным списком». Пока Вебер молчит и имена коррупционеров не называет, но в ФИФА не без оснований опасаются, что для получения более мягкого приговора он может «сдать» свой черный список следственным органам. Вебер, по словам бывших подчиненных, называл взятки «комиссионными», выплачивал их параллельно с покупкой и продажей прав. И утверждал, что подобные выплаты всегда были в порядке вещей и что без них заниматься бизнесом невозможно.

Кстати, Вебер и Блаттер знакомы более тридцати лет. Вебер в 70-е и 80-е гг. помогал Дасслеру, который первый понял коммерческую привлекательность спорта, «окучивать» футбол, а Блаттер работал техническим директором ФИФА и отвечал за связи со спонсорами, то есть работал и с «Адидас». Неудивительно, что сейчас президент ФИФА наотрез отказывается комментировать дело, главную роль в котором сыграл его давний и близкий друг. Правда, отвечая на вопросы о своей роли в ФИФАгейте, он по-прежнему категорически отрицает, что когда-либо от кого-либо брал деньги. Не иначе как боится за руки?

"