Posted 4 декабря 2014,, 21:00

Published 4 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:13

Updated 8 марта, 04:13

Плохие вести с полей

Плохие вести с полей

4 декабря 2014, 21:00
Все беды российского футбола родом, как говорится, из детства. Точнее, они вытекают из состояния и качества работы специализированных детско-юношеских школ. Это уже на протяжении долгих лет утверждают наши самые авторитетные специалисты. А действительно, как функционирует отечественная машина по воспроизводству, выращи
Сюжет
Футбол

Недавно главный тренер сборной России Фабио Капелло сделал неожиданное заявление, назвав детско-юношескую академию футбольного клуба «Краснодар» лучшей в мире. По признанию итальянца, он был по-хорошему шокирован инфраструктурой этого учреждения. Владелец «Краснодара» Сергей Галицкий и впрямь построил за каких-то четыре года нечто грандиозное. Восемь натуральных и два синтетических поля, два манежа для занятий в холодную погоду, медицинско-восстановительный центр, бассейн, тренажерные залы и даже общеобразовательную школу.

Живут учащиеся академии прямо на базе в современных коттеджах. «Мы стремимся к тому, чтобы основной состав «Краснодара» более чем наполовину состоял из воспитанников нашего центра подготовки резерва», – такую цель поставил миллиардер Галицкий.

Пока, правда, тон в команде мастеров задают «варяги». Но академия только развернула свою деятельность. Причем уже сейчас имеет около 30 филиалов по всему Краснодарскому краю, а ее воспитанники активно привлекаются в юношеские сборные страны. Позицию главного тренера академии занимает серб Александр Марьянович. В ней работают его соотечественники, россияне, бразилец и даже камерунец. Почти все – достаточно известные в прошлом футболисты.

Если Капелло обратил внимание на школу «Краснодара», то его предшественник на посту наставника сборной России Гус Хиддинк очень любил академию имени Коноплева и часто приезжал в Тольятти. Ее в 2003 году основал меценат и футбольный энтузиаст Юрий Коноплев. Инфраструктурно это крытый манеж и девять полей (пять с натуральным покрытием и четыре с искусственным). В разные годы из этих стен вышли армеец Алан Дзагоев, динамовец Артур Юсупов, голкипер португальский «Браги» Станислав Крицюк, шесть чемпионов Европы-2006 среди юношей, которые, впрочем, вскоре после триумфа растворились на наших футбольных просторах.

Сейчас академия переживает не лучшие времена. После смерти Коноплева в 2006 году к ее финансированию подключился фонд Романа Абрамовича, выделявший на содержание 180 млн. рублей в год. Все изменилось в начале 2013-го, когда новые региональные власти решили перевести школу на баланс Самарской области. Сначала закрылся выступавший во второй лиге клуб «Академия», в котором обкатывались выпускники, а затем был урезан бюджет самой академии. В прежние годы здесь трудилось много голландских специалистов, теперь остались только наши.

Впрочем, такие школы находятся в заведомо проигрышных условиях по сравнению с теми, что функционируют при клубах премьер-лиги. Хотя даже образцовые московские центры по подготовке футболистов – «Спартак», «Динамо», «Локомотив», ЦСКА – что-то совсем не плодоносят. Особенно неурожай сказывается на наших сборных...

«Лично меня очень беспокоит отсутствие индивидуально сильных молодых ребят, – признался в беседе с «НИ» старший тренер сборной России в категории игроков 1997 года рождения, сам в прошлом талантливый нападающий Сергей Кирьяков. – Если общий уровень выпускников футбольных школ в последние годы все-таки повысился, то звездочек, на которых можно было бы возлагать большие надежды, у нас пока еще нет. На мой взгляд, детским тренерам в первую очередь необходимо направить усилия на развитие личных качеств у своих подопечных. Нужно работать над скоростью и технической оснащенностью».

Фото: FC-ZENIT.RU

В Москве сейчас выделяются десять школ, которые в среднем содержат по 11 команд разных возрастов (от 7 до 17 лет). Шесть школ («Спартак», «Локомотив», «Динамо», ЦСКА, «Торпедо», «Локомотив»-2) представляют клубы премьер-лиги, три («Чертаново», «Строгино», «Химки») базируются при коллективах второго дивизиона, а знаменитая ФШМ сейчас функционирует автономно.

Безоговорочным лидером по спортивным показателям можно назвать «Спартак». Его воспитанники разбрелись по всем профессиональным лигам нашего футбола, вот только в своем клубе они приживаются тяжело. Да, сейчас в основном составе «Спартака» есть Артем Дзюба, Сергей Паршивлюк, Павел Яковлев... Но не они делают, что называется, погоду.

А если говорить о ЦСКА, то тут вообще гордиться нечем. Обладая большими возможностями, армейская школа за последние 14 лет подготовила для первой команды всего двух футболистов – Игоря Акинфеева и Георгия Щенникова. С таким КПД впору ставить вопрос о целесообразности существования этого учреждения. Скажем, братья Березуцкие – выходцы из столичной школы второго эшелона «Смена». Несмотря на скромность своего положения, это заведение вырастило для сборной России еще Игоря Симутенкова, Дмитрия Хлестова и Дениса Бояринцева. Причем у таких школ скауты из больших центров, как правило, регулярно забирают наиболее талантливых ребят. Впрочем, как выясняется, с современной молодежью вообще стало трудно работать...

«По сравнению с моей юностью жизнь в стране изменилась глобально. К современным ребятам нужен уже совсем другой подход, – считает Кирьяков. – Если раньше мальчишки гоняли мяч во дворах с утра до вечера, то сегодня там почти всегда пусто. При выборе футболистов я ориентируюсь прежде всего на московские школы. Но коренных москвичей в них не так много, в основном играют приезжие ребята, которых отбирают по всей стране. Обязательно приходится прививать дисциплину. Стараемся, например, ограничивать использование всяких гаджетов и приставок. Электронные устройства отвлекают, мешают нормально тренироваться. За день до матча забираем у ребят телефоны и проверяем, чтобы к 11 часам вечера все находились в своих номерах и готовились ко сну».

Когда-то на весь Советский Союз гремела Футбольная школа молодежи. Когда-то попасть сюда было практически невозможно. Конкурс доходил до 30 человек на место. В этом году ФШМ празднует 60-летие. Но сегодня, увы, она заметно сдала свои позиции. Последними выпускниками ФШМ, поигравшими за национальную сборную, были Марат Измайлов и Павел Мамаев. Вроде бы школа обладает шикарными условиями – в ее полном распоряжении инфраструктура «Лужников», но что-то в этом механизме, очевидно, сломалось. Возможно, ФШМ не пошло на пользу разъединение с «Торпедо» – с 1999 по 2009 год она имела непосредственное отношение к данному клубу.

Одним из крупнейших центров по подготовке футболистов по-прежнему является Санкт-Петербург. В 2009 году знаменитая «Смена», воспитавшая Владислава Радимова, Вячеслава Малафеева, Андрея Аршавина, Владимира Быстрова и Игоря Денисова, вошла в структуру «Зенита», и таким образом была создана новая академия. Процессом здесь руководят голландцы: Хенк ван Стее – директор департамента подготовки резерва, Луи Кулен – старший тренер. Есть выходцы из Страны тюльпанов и среди рядовых специалистов. Однако за последнее время школа не вырастила для главной команды города ни одного футболиста. Местным воспитанникам в «Зените» больше не доверяют, предпочитая тратить сотни миллионов евро опять же на легионеров.

«Из-за рубежа к нам приезжают отнюдь не лучшие детские тренеры, – убежден наставник сборной России в категории игроков 1996 года рождения Дмитрий Хомуха. – Наиболее успешные специалисты остаются на родине и приносят пользу своему футболу. И вообще негатива в нашей системе футбольного образования хватает. Однако вместе с тем ситуация, на мой взгляд, постепенно выправляется. Совершенствуются инфраструктура и тренерские методики. Ведущие школы в Москве и провинции возродили систему интернатов. Ребята получили возможность тренироваться, не забрасывая общеобразовательный процесс. Хотя по сравнению с Западом мы находимся еще в самом начале пути».

"